Смекни!
smekni.com

Психолого-педагогические особенности детей при обучении основам танцевального искусства в условиях современного образования (стр. 5 из 13)

Коллективизм – нравственное качество, проявляющееся в чувстве товарищества, принадлежность коллективу, долга перед ним, умение при необходимости подчинять личные интересы в общении с другими людьми, накапливает опыт сотрудничества, сопереживания.

Воспитание школьников в духе дружбы между народами, уважение к людям всех национальностей – одна из задач воспитания подрастающего поколения.

Специфика интернационального воспитания заключается в формировании особого аспекта сознания и поведения человека нового общества, формировании у него определенных принципов, идеалов и убеждений, воплощающихся во всех видах его деятельности и формах общения. Интернациональное воспитание обязательно должно сочетаться с воспитанием у детей чувства национальной гордости, так же уважением к другим народам. Следует поддерживать и развивать чувства дружелюбия и симпатии у школьников по отношению к детям других национальностей. Выделение этого направления приобретает особую важность потому, что состав коллектива многонационален. Необходимо знакомить детей с трудом, бытом, искусством разных народностей.

Дружеское общение в быту, в труде, в играх являются первоначальной ступенью воспитания доброжелательности ко всем людям. Чувства патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это любовь к родным местам и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста: "Все начинается с детства" - как нельзя больше относится к этому вопросу.

Многие отечественные педагоги, в том числе Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, трактовали патриотизм как любовь к человечеству. По мнению Н.А.Добролюбова, первоначально патриотизму, как и чувству любви, присущ эгоизм, проявляющийся в стремлении ребенка овладеть чужим благосостоянием и получить при этом удовольствие. Но при нормальном развитии ребенок постепенно осознает, что притеснение чужой личности и присвоение ее собственности превращает его в одинокое существо, назначение которого "поедать все окружающее", а значит, отчуждает его от всех остальных. В связи с этим педагог заключал: "Сознание такого положения тяжело, потому что противно природным инстинктам человека".


Глава 2. Практические исследования методов и приемов хореографии в формировании и развитии личности

2.1 Роль руководителя в организации учебно-воспитательного процесса

Социокультурная ситуация в Казахстане в начале XXI века сопровождается сменой общественного порядка, остротой политических, социально-экономических и духовно-нравственных проблем. Деформации ценностей, произошедшие в эпоху перестройки в нашей стране, привели к забвению многих ценностей: духовного подвижничества, гуманности, многих добродетелей. Образование утратило свою основную составляющую – деятельность по развитию нравственных ценностей человека. За последние годы государство ориентирует общеобразовательную школу, общество на воспитание подрастающего поколения как приоритетную задачу. Демократическое государство ставит своей задачей создание таких педагогических условий для свободного нравственного поиска и развитие нравственных ценностей, при которых происходит активный поиск гуманистических основ человеческого существования.

В этих условиях остро стоит проблема создания отечественной концепции воспитания.

Отсюда повышается ответственность педагога в выработке новых подходов и приоритетных направлений, принципов и технологий воспитании нравственных ценностей.

Следует отметить, что деятельность общеобразовательных учреждений зависит от творческой деятельности всего педагогического коллектива и активности каждого преподавателя, в том числе и педагогов хореографии. Именно он, являясь проводником высокой культуры, во многом определяет содержание духовой жизни всего школьного коллектива.

Проблемами коллектива занимаются философы, социологи, социальные психологи, педагоги. В развитии педагогической теории коллектива внесли свой вклад П.П.Блонский, Л.С.Выгодский, Н.К.Крупская, П.Н.Лепешинский, В.И.Сорока-Росинский, С.П.Шацкий и другие.

У истоков создания стройной теории личности в коллективе стоит А.С.Макаренко, который считал главным результатом воспитания личности в коллективе ее общественную направленность.

Современные исследователи проблемы коллектива отрабатывают различные подходы к ее изучению. Так Л.С.Новикова исследует наиболее эффективные пути управления детским коллективом как инструментом разностороннего развития личности каждого ребенка. Научное направление, представленное Т.Е.Конниковой, связывает главную функцию коллектива с нравственным развитием школьника. Р.С.Немов, А.Г.Кирпичник придают большое значение систематической оценке деятельности детского коллектива.

Для эффективной работы с детским коллективом требуются определенные профессиональные качества педагога. Наличие профессионально-значимых качеств позволяет педагогу эффективно управлять педагогическим процессом, в нужное время вносить необходимые коррективы, направленные на его совершенствование.

Современные преобразования требуют от педагога готовности к работе в новых условиях, способности адаптироваться к педагогическим инновациям и быстро реагировать на современные и перспективные процессы социального и экономического развития общества. Иными словами возрастает потребность в педагогах высшей квалификации, владеющих высокой культурой, способных организовать учебно-воспитательный процесс на уровне современных требований.

От общей культуры и знаний педагога во многом зависит мировоззрение, моральный и эстетический принципы его учеников: все хорошее, как и все плохое, что есть в преподавателе, переходит к ним. Педагог танца, как и всякий другой воспитатель, обязан служить примером для своих учеников. Он должен понимать, что одна из главных задач в работе с детьми состоит в воспитании достойных граждан нашей страны, для которых устойчивый моральный облик является основой их жизни и деятельности.

Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей.

Цель воспитания – это то, к чему стремится общество, на достижение чего направляются его усилия.

Долгое время цели воспитания рассматривались с позиции идеала человека, гармонично развитого, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Несомненно, эту позицию надо рассматривать в качестве идеальной цели воспитания. Однако выделение такой цели в качестве единственной приводит к тому, что практический результат воспитательной работы существенно отличается от поставленных целей.

На сегодня ближе то определение цели воспитания, которое предусматривает оказание помощи для достижения собственными силами воспитанника возможного для него совершенства, т.е. стать нравственно развитой и практически деятельной личностью. (К.Смирнов).

Таким образом, формирование личности ребенка осуществляется в условиях педагогического процесса. Для того чтобы правильно организовать педагогический процесс, педагогу необходимо понимание его теоретических основ, видение компонентов этого процесса: целей, задач, содержания, средств, форм, методов. Средства, формы, методы составляют движущий механизм реализации деятельности участников педагогического процесса, за счет чего и происходит формирование личности.

Теоретическая разработка модели педагогического процесса дает возможность определить, как достигается собственно воспитательный результат. В традиционном представлении, особенно в массовой практике, принято считать, что существуют две самостоятельные области деятельности педагога – обучение и воспитание. Попытки рассмотреть возможности обучения в воспитательном плане чаще всего связываются либо с содержанием изучаемого материала, либо с воздействием на формирование у ребенка настойчивости, целеустремленности, ответственности и т.д.

Бесспорно, определенный воспитательный эффект заложен уже в содержании учебных программ. Содержание, в свою очередь, направлено на формирование физических, эстетических, нравственных, трудовых качеств ребенка.

В качестве методов, для эффективности занятий хореографией следует постоянно ориентироваться на основные принципы дидактики (сочетание сознательного и эмоционального, теоретического и практического, последовательности, наглядности, творческого подхода к изучаемому материалу).

"Универсальное искусство обучения всех всему", так трактовал дидактику чешский педагог Я.А.Коменский. Значительный вклад в развитие мировой дидактики внесли и И.Ф.Гербарт, И.Г.Песталоцци, А.Дистерверг, К.Д.Ушинский, Д.Дьюи, Г.Кершенштейнер, В.Лай и др.

Хореография дает широкий простор для использования в процессе занятий всех названных принципов обучения и воспитания, и чем гармоничнее они увязаны в материале и разнообразной деятельности учащихся, тем эффективнее будет результат работы с учащимися.