Смекни!
smekni.com

Психолого-педагогические особенности детей при обучении основам танцевального искусства в условиях современного образования (стр. 1 из 13)

Оглавление

Введение

1.Теоретический анализ значения хореографии и его воспитательный аспект в формировании и развитии гармоничной личности с учетом возрастных особенностей

1.1 Возрастные физиологические и психологические особенности развития детей младшего школьного, среднего и подросткового возрастов

1.2 Значение хореографии в формировании эстетического, духовно-нравственного развития личности

Глава 2.Практические исследования методов и приемов хореографии в формировании и развитии личности

2.1 Роль руководителя в организации учебно-воспитательного процесса

2.2 Методика работы с детьми младшего, среднего и старшего школьного возрастов

Заключение

Список литературы


Введение

В современных условиях по мере продвижения страны по пути прогрессивных преобразований в области экономики, политики, культуры, становится все более очевидным, что решение этих масштабных задач возможно лишь при изменении личностных качеств современного человека.

Современные преобразования требуют конкретных действий. Поэтому сегодня особое внимание должно быть уделено детям и соответственно всем социальным институтам, имеющим отношение к их образованию и воспитанию. Необходимо отказаться от стереотипа в понимании значимости каждой из этих систем, по которому школа – дает знания, спортивный коллектив - развивает физически, художественный - эстетически, трудовой - воспитывает отношение к делу. В современных условиях как никогда актуально звучит мысль А. С. Макаренко о том, что человек не воспитывается по частям.

Каждая общность, членом которой является ребенок, должна на основе специфики своего функционирования развивать его разносторонне, обеспечивать гармоничное соответствие всех его личностных качеств.

При таком понимании проблемы очевидным становятся те неповторимые возможности, которыми обладают творческие хореографические коллективы детей.

Природа хореографического коллектива, основанная на коллективных действиях, включающая органический синтез пластических, музыкальных, изобразительных и других средств художественной выразительности, создает реальные предпосылки развития различных качеств детей - как художественно-эстетических, так и нравственных.

Однако, гармоничное развитие ребенка (согласие интеллекта и чувств, умственных и физических качеств, раскрепощенности и осознанной дисциплины и т.д.) возможно лишь при внутренней целостности художественно-педагогического процесса, когда каждый художественный прием педагогически инструментирован, а каждая педагогическая задача решается средствами, свойственными художественной специфике занятий.

Целенаправленная педагогическая деятельность педагогов по формированию определенных черт и качеств ребенка должна быть всегда ориентирована на определенную возрастную группу, в соответствии с возможностями и особенностями которой могут выдвигаться конкретные воспитательные задачи и выбираться определенные средства и методы воспитательного воздействия.

Если на одной из возрастных ступеней происходит сбой, нормальные условия развития ребенка нарушаются, в результате чего в последующие периоды свое основное внимание и усилия взрослые вынуждены будут сосредоточить на коррекции. Этим и определяется актуальность выбранной темы. Поэтому правильный учет возрастных особенностей, своевременное создание благоприятных для психологического и духовного развития ребенка условий, не жалея на это сил и средств - и экономически выгодно, и нравственно оправданно.

Тема: "Психолого-педагогические особенности детей при обучении основам танцевального искусства в условиях современного образования".

Цель исследования выпускной квалификационной работы заключается в раскрытии возрастных психологических и физиологических особенностей детей направленных на становление и развитие гармоничной личности в условиях современного образования.

Объектом исследования является детский вокально-хореографический ансамбль"Макпал" Дворца школьников г.Жезказгана

Предметом исследования является придание гармоничности развитию ребенка на основе художественных и педагогических начал в деятельности детского хореографического коллектива.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть хореографическую деятельность как объект исследования своеобразной педагогической системы.

2. Выявить возрастные характеристики и психологические особенности участников хореографического коллектива как объекта педагогического воздействия.

3. Изучить характер межличностных отношений и обосновать роль руководителя в становлении и развитии гармоничной личности.

4. Обобщить практический опыт работы.

Методы исследования:

1. Метод теоретического анализа материала по данной проблеме.

2. Метод наглядности, систематичности и метод лонгетюдного наблюдения.

3. Метод анализа и обработки результатов.


Глава 1. Теоретический анализ значения хореографии и его воспитательный аспект в формировании и развитии гармоничной личности с учетом возрастных и индивидуальныхособенностей

1.1 Возрастные, психолого-педагогические и физиологические особенности развития детей младшего школьного, среднего и подросткового возрастов

Основной целью воспитания является освоение социального опыта формирующейся личностью, ее всестороннее гармоническое развитие, которое в свою очередь несет на себе печать возрастных и индивидуальных особенностей. Их необходимо учитывать в педагогическом процессе и использовать соответствующие формы, методы и средства воспитания.

Возрасту присущи характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов и интересов, социальные проявления, а вместе с тем свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно проходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать, вперед осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.

Развитие идей о факторах формирования личности с учетом возрастных особенностей в процессе воспитания, нашло отражение в прогрессивной философской и психолого-педагогической мысли последующих эпох. (Э.Роттердамский, Я.А.Коменский, К.А. Гельвеций, Д.Дидро, А.Дистерверг, К.Д.Ушинский, Н.Г.Чернышевский, К.Маркс, З.Фрейд, Д.Дьюи, Э.Торндайк, Н.К.Крупская, П.П.Блонский, А.С.Макаренко, Л.С.Выготский, Э.И.Моносзон, Л.И.Божович, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов и др.)

В истории возрастной психологии было много попыток построить периодизацию психологического развития человека.

Первое обоснование онтогенеза на отдельные возрасты дал П.П.Блонский, отметив наличие особых, так называемых "переходных возрастов", представляющих в педагогическом отношении значительные трудности (например, подростковый возраст).

Л.С Выготский называет возрастом целостное динамическое образование, структуру, определяющую роль и удельный вес каждой частичной линии развития. Л С Выготский пишет: "Выяснив социальную ситуацию развития, сложившуюся к началу какого-то возраста и определяемую отношениями между ребенком и окружающей средой, мы вслед за этим должны выяснить, как из жизни в этой социальной ситуации необходимо возникают и развиваются новообразования, свойственные данному возрасту". Понятие социальной ситуации развития акцентирует важное соотношение: среда ("прежде всего социальная") и отношение ребенка к этой среде.

В теории деятельности А.Н.Леонтьева возраст определяется через ведущую деятельность и место человека в системе общественных отношений.

Сравнивая определение возраста, данное в культурно-исторической теории и теории деятельности, заметим, что в первом случае возраст определяется отношением социальной ситуации развития и новообразованиями, а во втором – отношением места ребенка в системе общественных отношений и ведущей деятельностью.

В настоящее время в качестве эталона возрастной периодизации жизни индивида остается, возрастная периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной физиологии в г. Москве в 1965 году. В качестве предпосылки для построения данной периодизации взяты биологические изменения человека, что не может в полной мере отразить содержание возраста человека. Как отмечал Б.Г.Ананьев, возраст человека всегда есть конвергенция биологического, исторического и психологического времени. Общество интенсивно развивается, меняется его социальная структура, набор социальных институтов, в которых, в частности происходит взросление. Соответственно меняется и представление о ребенке, о взрослом, относящемся к какой-либо социальной структуре. Эти перемены приводят к размыванию возрастных ориентиров, в результате чего приходится преодолевать множество преград, решая задачи развития и воспитания ребенка.

Рассмотрим подробно особенности психического и физиологического развития детей возраста младшего школьного возраста. Этот возраст является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка.

Во-первых, кардинально изменяется его социальный статус – он становится учеником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими его сверстниками.

Если в предшествующие годы возрастного развития основным видом деятельности была игра, то теперь на первое место, в его жизни выходит целенаправленная деятельность, в процессе которой ребенок получает и перерабатывает огромные объемы информации.

Во-вторых, существенные изменения происходят в психической сфере ребенка.