Смекни!
smekni.com

Пути взаимосвязи основного и регионального компонентов образования в школьном литературном краеведении (стр. 4 из 7)

Возможна еще и экскурсионная форма знакомства с исторической эпохой. Оренбургские школьники, например, могут посетить изображенные Пушкиным Берды, где находился «дворец» Пугачева, Зауральную рощу, откуда к Оренбургу подходили пугачевцы, село Татищево, описанное поэтом как Белогорская крепость, осмотреть сохранившийся мост Самарского тракта, по которому, считается, ехал Пушкин в Оренбург. В данном случае источником изучения выступают уже не документы, а материальные памятники.

Учащимся других мест России остается только совершить заочную экскурсию по пугачевским местам, описанным Пушкиным.

В младших классах для «погружения» учащихся в определенную эпоху учителя стали прибегать к этнографическому материалу, помогающему представить быт, нравы, культуру людей нужной эпохи.

Так, у учителя оренбургской школы № И. Н. Санниковой на уроке изучения произведения И.С. Тургенева «Му-му» разыгрываются подготовленные заранее сценки гадания, «беседы» барыни с дворовыми и т.д. с использованием соответствующих нарядов, старинных предметов (каждая группа готовит свою сценку). После таких сценок, передающих быт дворянской усадьбы, идет более заинтересованное обсуждение поведения героев произведения, детальный анализ текста.

У того же учителя при изучении «Кавказского пленника» Л. Н. Толстого ученики приносят на уроки приготовленные дома письма литературных героев родным из плена. Письма особым образом оформлены (конверты разного типа, адреса, самодельные печати и т.п.), в них ученики указывают определенные места (откуда и куда пишут герои), стараются передать манеру письма людей изображаемой писателем эпохи.

К таким формам проведения уроков (очень любимым учениками) учитель свободнее прибегает тогда, когда ученики занимаются этнографическими проблемами при изучении регионального компонента, где больше внимания уделяется вопросам дворянской и крестьянской усадеб, быту и нравам, характерным для той или иной эпохи.

В то же время следует учитывать имеющуюся в этом материале опасность — учитель не должен уйти от эстетических проблем, увлекшись этнографией, хотя в последнее время ученые все чаще подчеркивают возросшую значимость этнологических знаний (даже большую, чем психологических) в области философии, культурологии, гуманитарных дисциплин.

Использование этнологии* возможно не только в историческом, но и в социальном, и в культурном контексте. Совмещение этих контекстов происходит и при обращении к мемуарным и эпистолярным источникам. Казалось бы, воспоминания современников о писателях, переписка самих писателей с родственниками и друзьями не всегда содержит рассуждения о литературе, искусстве, а нередко полны упоминаний о бытовых деталях, мире вещей. По мнению Ю.М. Лотмана, «вещи навязывают нам манеру поведения, поскольку создают вокруг себя определенный культурный контекст. Ведь надо уметь держать в руках топор, лопату, дуэльный пистолет, современный автомат, веер или баранку автомашины... Однако быт — это не только жизнь вещей, это и обычаи, весь ритуал ежедневного поведения, тот строй жизни, который определяет распорядок дня, время различных занятий, характер труда и досуга, формы отдыха, игры... Сфера поведения — очень важная часть национальной культуры, и трудность ее изучения связана с тем, что здесь сталкиваются устойчивые черты, которые могут не меняться столетиями, и формы, изменяющиеся с чрезвычайной скоростью».

Следовательно, переписка современников с писателями, воспоминания о них, даже не говоря о рассуждениях на литературные темы, и в бытовой части дают важный материал для восприятия художественного текста, необходимое представление о той или иной эпохе, об образе жизни писателя и в какой-то мере его героев, позволяют «видеть историю в зеркале быта» (Ю.М. Лотман).

Обращение к бытовому пространству, к истории быта на основе мемуаров, переписки, дневников (в процессе подробного изучения их на региональном уровне) поможет выявить эволюцию художественных идей писателя, формы интеллектуального, нравственного, духовного развития среды изучаемого региона и использовать эти данные в основном литературном курсе.

Рассмотрим, как мемуарный и эпистолярный материал может соотноситься в основном и региональном курсах при изучении жизненного и творческого пути Л.Н. Толстого (на примере оренбургского краеведческого материала). Воспоминания современников Л.Н. Толстого, переписка писателя со своей женой, тетушкой А.А. Толстой, А.А. Фетом, Н.Н. Страховым и другими позволят оренбургскому учителю на занятиях регионального курса решить ряд проблем:

1. Выяснить цель поездок Л. Н. Толстого в Оренбургский край и отношения писателя к краю и его жителям.

2. Уточнить места пребывания писателя в Оренбургском крае и маршруты его поездок.

3. Прояснить интерес Л.Н. Толстого к фигуре оренбургского губернатора В.А. Перовского.

4. Найти материал о ряде оренбургских прототипов героев известных произведений писателя.

5. Выявить творческие планы, замыслы писателя, связанные с Оренбургским краем.

6. Уточнить «документальную» основу «оренбургской» повести Л. Н. Толстого «За что?»

7. Разобраться в творческих исканиях писателя в — -е годы.

8. Рассмотреть оценки, данные Л.Н. Толстому и его творчеству оренбуржцами — его современниками.

Технологию решения этих задач каждый учитель выбирает сообразно своим замыслам. Часть проблем он, очевидно, возьмет на себя (например: творческие искания писателя, связанные с оценкой крестьян, их психологии, переселенческого движения). Над большинством же проблем ученики X класса могут работать самостоятельно — индивидуально или группой. Так, четырем группам учащихся дается задание сделать выборку тех мест из переписки JI.Н. Толстого с А.А. Толстой и А. Фетом, где речь идет об Оренбургском крае и его людях.

В группе, работающей с письмами Н. Н. Страхова, один ученик готовит сообщение о жизни и деятельности критика, выделяя такой момент в жизни Страхова, как поездка с Л.Н. Толстым в Оренбургский край, другие рассказывают о впечатлениях писателя от оренбургской природы, степи, о деятельности Л.Н. Толстого по организации помощи голодающим Поволжья. Группа, получившая задание работать с перепиской Л.Н. Толстого с А.А. Толстой, распределяет вопросы таким образом, чтобы уяснить взаимоотношения племянника и тетушки, их дружбу, особое внимание уделяя в переписке оренбургскому губернатору В.А. Перовскому и его пребыванию в Оренбуржье.

Группа, занимающаяся перепиской писателя с женой, обращает внимание на решение Л.Н. Толстым житейских, хозяйственных вопросов (покупка в Оренбуржье лошадей, имения), на отношение писателя к обычной жизни крестьян.

По переписке Толстого с Фетом ученикам поручается выяснить отношение Льва Николаевича к оренбургским крестьянам (по сравнению с отношением к крестьянам центральной полосы России), их жизни, быту, задуматься над смыслом сопоставления Толстым обыденной жизни крестьян с заседанием английского парламента, виденным писателем.

Индивидуальные задания учащимся (с последующими докладами, сообщениями на факультативных занятиях или уроках основного курса) могут коснуться следующих тем:

1. Поездки Л. Н. Толстого в Оренбургский край по воспоминаниям сына писателя С. Л. Толстого.

2. Служба в Оренбургском крае и поездки по нему родственников Л. Н. Толстого (двоюродного дяди писателя — И.А. Толстого, служившего адъютантом оренбургского губернатора В.А. Перовского, наказным атаманом Оренбургского казачьего войска; А.А. Толстой; сыновей писателя, приезжавших в Оренбург).

3. Оренбургские прототипы произведений Л.Н. Толстого (В. А. Перовский — П. Безухов — в той части романа «Война и мир», где речь идет о пленении героя: Е. Е. Лазарев — Набатов в романе «Воскресение»),

4. Воспоминания оренбуржцев о Л. Толстом.

5. Переписка оренбуржцев с писателем.

6. Оренбургский край времени поездок в него Л. Н. Толстого.

7. Незавершенные планы произведений Л. Н. Толстого, связанные с Оренбургским краем (по письмам писателя и дневникам писателя и его жены).

8. История толстовского портрета из печатного текста «Крейцеровой сонаты», находящегося в краеведческом музее г. Бузулука.

9. История посещения редкого в архитектурном плане оренбургского здания (архитектор — А. Брюллов) Караван-Сарая сыновьями Л.Н. Толстого.

Выполнение групповых и индивидуальных заданий (работа с письмами, дневниками, воспоминаниями) позволяет ученикам представить среду тех людей, с которыми общался Л. Н. Толстой, которым раскрывал свое видение общественной и исторической жизни России, с которыми делился своими творческими планами; увидеть пространственную основу произведений писателя, созданных на оренбургском материале.

В ходе краеведческой деятельности учащихся учитель решает как вопросы регионального плана (установление связей писателя и его семьи с Оренбургским краем, роль общественной, творческой работы писателя для оренбуржцев, толстовские места в Оренбуржье), так и основного краеведческого компонента — место Оренбургского края в жизни и творчестве писателя, отбирает тот материал, который будет способствовать анализу художественного текста.

С помощью краеведения учитель может создать проблемные ситуации, которые помогут учащимся глубже разобраться в творческом процессе писателя при изучении основного курса.

Например, сопоставление зарубежных и оренбургских впечатлений Л.Н. Толстого по письму А.А. Фету: «К чему занесла меня туда судьба — не знаю; но я знаю, что я слушал речи в английском парламенте (ведь это считается очень важным), и мне скучно и ничтожно было, но что там — мухи, нечистота, мужики, башкиры, а я с напряженным уважением, страхом проглядеть, вслушиваюсь, вглядываюсь и чувствую, что все это очень важно» — может послужить отправной точкой для размышления над проблемой выбора Толстым цивилизованного или «скифского» образа жизни, поисками писателем идиллии.