- Используется феномен группового влияния на индивидуальные способности личности.
- Создаются условия для проявления и формирования основных черт творческой деятельности.
По И.П. Волкову
Дидактическая реконструкция учебного материала и блочно-параллельная система обучения основана на внутрипредметных и межпредметных связях. Вместо последовательности предметов, разделов и тем традиционно построенной программы предлагается объединить узловые вопросы, на которых основан раздел, предмет или несколько предметов. Эти вопросы вводятся в кратчайшие сроки после начала обучения и изучаются одновременно, параллельно и во взаимосвязи путем выполнения практических работ по всем разделам, входящим в блок. Таких блоков может быть несколько.
По Г.С. Альтшуллеру
Процесс поисковой, изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения.
Основным понятием теории решения изобретательских задач является противоречие. При возникновении противоречия возможны два пути его решения: 1) компромисс и 2) выдвижение качественно новой идеи или принципиально иной конструкции.
Г.С. Альтшуллер выделяет 40 типов принципов устранения технических противоречий: дробления, вытеснения, местного качества, асимметрии, объединения, универсальности, «матрешки», антивеса, предварительного напряжения, предварительного исполнения, «заранее предложенной подушки», эквипотенциальности, «наоборот», сфероидальности, динамичности, перехода в другое измерение, частичного или избыточного решения, использования механических колебаний, периодического дейстия, «обратить вред в пользу» и др.
По И.П.Иванову
Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям, Родине, творческого самостроительства личности. Его содержание – забота о себе, о друге, о своем коллективе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях.
Развивающее содержание характерно для технологии коллективных творческих дел.
Рис 2. Алгоритм организации и проведения КТД
По И.П.Волкову
Уроки творчества для младших школьников. Содержание материала и построения позволяет выявить целенаправленно, развивать задатки и способности детей, вырабатывать способность проявлять творчество в любом деле.
В приобщении школьников к самостоятельной и творческой деятельности широко используют все формы внеклассной работы, но с одним условием – работа должна быть направлена на создание конкретного продукта, который можно было бы фиксировать в творческой книжке.
В дополнение к существующим формам внеклассной работы предлагается новая: творческие комнаты, в которых ученики, независимо от возраста, получают начальную профессиональную подготовку.
По Г.С. Альтшуллеру
В методике используются индивидуальные и коллективные приемы.
К последним относятся:
-эвристическая игра,
-мозговой штурм,
-коллективный поиск.
По И.П. Иванову
Мотивом деятельности детей в КТД является стремление их к самоутверждению, самовыражению. Широко используется игра, состязательность.
Совместная деятельность детей и взрослых, при которой все члены группы участвуют в планировании и анализе, вносят вклад в создание социального продукта.
Главной методической особенностью КТД является субъектная позиция личности.(6)
Заключение
Итак, творческий потенциал раскрывается как личностное образование, принадлежащее субъекту, полагающее комплекс внутренних потенций и ресурсов, проявляющихся в деятельности, направленной на получение новых (как для личности, так и для общества в целом) результатов, обеспечивающих возможности творческого роста-развития субъекта на протяжении его жизни.(5)
Цель данного реферата была достигнута, и было рассмотрено все то, что планировалось. Еще раз хочется отметить то, что данную тему действительно необходимо изучать в связи с новыми потребностями общества.
Библиографический список
1. Бушуева Л.С. Активизация творческого мышления младших школьников // Начальная школа: плюс До и После – 2006 г. - №4
2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер Ком, 1999. – 368 с.: (Серия "Мастера психологии")
3. Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии…» (творчество и развивающее обучение)//Вопросы психологии – 1998г. - №5
4. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций – М.: Прометей, 1992.-528с.
5. Петров К.В. Формирование творческого потенциала учащегося как условие акмеологически задаваемого развития// Мир психологии – 2006-№4
6. Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения// Школьные технологии – 1997г. - №4
7. Штерн В. Умственная одаренность – С-П. –1997г.
8. Материалы лекций