Цель данной работы – исследование и восстановление этапов и путей развития русского просвещения в культуре Советского района Кировской области. Задачи работы вытекают из общего направления исследования:
1. Рассмотреть основные тенденции формирования системы образования;
2. На основе анализа материала определить специфику развития общего, специального, профессионального, дополнительного образования в Советском районе;
3. Структурировать собранный исторический и культурологический материал;
4. Установить место русского просвещения в культуре Советского района в контексте провинциальных культур;
5. Рассмотреть перспективы развития русского просвещения в культуре Советского района Кировской области.
В качестве объекта исследования является духовная культура Советского района Кировской области, как часть общей культуры.
Предметом исследования является становление и специфика русского просвещения в контексте культуры Советского района Кировской области.
Глава 1. Школа в контексте развития культуры Вятского края
Школа, как социальный, культурный феномен на территории Вятского края, складывалась постепенно, в тесной связи с тем, что происходило в отечественной культуре, истории в целом. Что такое школа? Определений много. И если не ссылаться на древних, то это место, где происходит передача знаний от учителя к ученику. Идет учебный процесс, изначально носящий воспитывающий характер. Обучать без письма, азбуки, книги нельзя. (31, 13).
Известно, что развитие письменности у славян связано с деятельностью просветителей Кирилла и Мефодия. Они основоположники литературно – письменного языка славян – старославянского.
1.1 Образование в средневековой Вятке
Русские принесли на Вятскую землю более высокую культуру. На протяжении длительной истории, коренные жители земли Вятской финоугоры создали свою самобытную материальную и духовную культуру. Аборигены края имели свое представление об устройстве Вселенной и окружающем мире. Они постигали одну тайну природы за другой, в совершенстве освоили мир камня, кости, железа. Даже обиходные вещи они украшали сложным и искусственным геометрическим орнаментом, который нес и определенную смысловую нагрузку. Орнамент – это искусство, связанное с измерением и числом, первая письменность, ключ к прочтению, который утерян, уничтожен временем. В определенном порядке расположенные насечки и зарубки на предметах народов коми, мари, удмуртов - свидетельство наличия счета. (31, 15).
Местами передачи знаний могли быть рощи, где осуществлялась обрядовая деятельность древних, проводились инициации (возрастные обряды), знаменующие переход подростков после церемоний и испытаний из группы детей в группу взрослых, полноправных членов общества. Школой как особым социально – образовательным учреждением подобные места конечно, не были, но первыми шагами к ней, длиной в тысячелетие – возможно.
Письменность, книга, школа в подлинном смысле слова, получили свое развитие с приходом на Вятскую землю – русских. Грамоте учили священники, дьяконы, пономари, которых большими партиями расселяли в таких глубинках, как Вятка. Они тесно общались с местным населением, многому научили его – письму, чтению, счету.
Тормозящим фактором для развития культуры в Вятском крае была отдаленность его от Москвы и других культурных центров в России. Это приводило к относительной отсталости местной культуры. До XVIII века здесь не было ни одной школы. Дети духовенства, приказных людей, некоторых купцов получали начальное образование у домашних учителей, какими являлись монахи, подьячие, попы, которые сами были малообразованными людьми. Основная масса населения – крестьяне, ремесленники, мелкие посадские люди – за редким исключением были грамотными. Тем не менее, грамотность, письменность и образованность края постепенно росли. (5, 18).
О письменности на Вятке до присоединения ее к Москве сведений не сохранилось. Но она, несомненно, существовала. На раскопках Никулицкого городища был обнаружен стиль для письма (так называли «писало» - заостренная костяная палочка), аналогичный найденным при археологических раскопках в Великом Новгороде. Это дает основание думать, что вятчане, как и новгородцы, пользовались берестяными грамотами и, следовательно, умели читать и писать. Наличие на Вятской земле церквей и духовенства, а также какого – то канцелярского аппарата у местных воевод, тоже свидетельствуют о существовании письменности. Со времен окончательного присоединения к Москве в Вятском крае было создано новое управление. Общее для всего Московского государства. Широкое развитие получает и письменное производство. (32, 13).
В XVIII веке в связи с образованием Вятской и Великопермской епархии расширилось письменное дело в церковном управлении. С развитием торговли и промышленности грамотность стала распространяться среди посадских людей и крестьян. Но эта письменность имела чисто деловой канцелярский характер.
1.2 Просветительские реформы Петра I
XVIIIвек для России – век кардинальных преобразований, подготовленным всем предшествующим ходом исторического развития – это период развития русской культуры, означавший постепенный переход от древнерусской культуры к культуре Нового времени (русской классической культуре XIXв.), начало которому положили петровские реформы. Нужно было многому учиться и учить других. Недаром Петр I носил перстень с надписью: «аз есмь в чину учимых и учащих мя требую». (1, 226 – 227). Он подавал пример неустанного овладения знаниями и требовал того же от других. Приглашая на службу иностранных специалистов и ученых, не скупясь на жалованье им, Петр I прежде всего преследовал цель обучения русских людей.
Для учебы и практического освоения наук россиян посылали за границу. Чаще это были юноши из дворянских фамилий. По возвращении на родину их ждал строгий экзамен. В то время учеба русских не только за рубежом, но и в отечественных школах приравнивалась к государственной службе. А потому спрос был особый. Далеко не всем это нравилось. Иные, привыкнув к привольной жизни в отцовских поместьях, роптали на судьбу, пытались уклониться от учебы, но это редко удавалось. Петр I издал указ о запрещении молодым дворянам жениться, если у них не было свидетельства об окончании школы. (44, 57).
В первой четверти XVIII века возникла сеть организованных на казенный счет общеобразовательных и специализированных учебных заведений (до Петра I государственных училищ было мало). В училищах низшей ступени (цифирные школы) воспитанники овладевали навыками чтения, письма и счета. Цифирные школы открылись более чем в 40 городах России. (17, 345 – 346). Для детей солдат было образовано несколько гарнизонных школ, а для детей матросов Адмиралтейство также утвердило свои учебные заведения. Более обширные и разнообразные знания (алгебра, геометрия, тригонометрия, черчение астрономия и т. д.) давала организованная в 1701 году школа математических и навигационных наук в Москве. Занятия здесь продолжались почти весь день. Дисциплина была строгая. Выпускники этой школы назначались преподавателями в другие училища.
При Петре I значительно расширился выпуск книг, в том числе учебников, переводных и русских авторов. Издавались пособия по математике, физике, грамматике, разнообразные словари («лексиконы»), календари. Распространению учебной литературы, как и других книг светского содержания, способствовало введение гражданской азбуки. Церковнославянские буквы изъяли из типографского шрифта, заменив их более простыми по начертанию. Сложные буквенные обозначения цифр были заменены арабскими цифрами. Прежним способом продолжали печатать лишь церковные книги.
Таким образом, суть просветительских реформ в следующем: - организация первых светских школ профессионально – просветительского характера; - введение гражданского алфавита, который облегчил обучение грамоте и способствовал развитию светской литературы; - учреждение Академии наук с гимназией и университетом. Главное содержание петровских реформ составила секуляризация культуры, т. е. ее «обмирщение», разрушившая средневековую цельность древнерусской культуры. Полоса петровских реформ. проникнутая пафосом секуляризации, расчленила единую до того русскую культуру (синкретическую «культуру – веру») на собственно «культуру» и собственно «веру». Т. е. фактически на две культуры: светскую и религиозную (духовную). (1, 228 -229). Все это не могло не отразиться на культуре Вятского края, в том числе и на образовании.
По сведениям вятского историка Верещагина, до 1721 года на Вятке не было подготовленных учителей только в самом конце 1720 года учитель Чирков был прислан в Хлынов. (6, 17). После неоднократных предписаний священного Синода, преосвященный Алексий в 1721 г. открыл архиерейскую школу, в которой «обреталось» 27 детей. По мнению же вятского историка А. И. Вештомова, главными причинами неблагосостояния школы явились глубоко неверные взгляды на школьное образование духовенства, которое было приверженцем старого и противником петровских преобразований.
Переломным и решающим для вятской школы стал 1735 год, когда открыла свои двери в г. Хлынове архиерейская славяно-латинская школа епископа Лаврентия по прозвищу Горка. Можно только удивляться, как Горка оказался способным на великое подвижничество - основание в Хлынове первого учебного заведения. (32, 20). Надлежало иметь большое мужество и великую веру в необходимость, и правильность созидаемого. Он пишет в Киевскую академию с просьбой прислать учителей, он распоряжается о наборе ребят в школу, обращаясь ко всем служителям и посадским людям. Ответом было дерзкое и открытое неповиновение.