В методической системе выделено три этапа: пропедевтический, репродуктивный, продуктивный.
Этапы работы над эпитетом.
Этап | Цель | Методы | Упражнения | Пример |
1. Пропедевтический | Пробудить у учащихся интерес к образным выражениям, встречающимся в художественных произведениях и в живой речи, создать положительную мотивацию для их изучения; привлечь внимание учеников к эпитету как средству развития образной речи. | Сообщение, беседа, наблюдение. | Аналитические упражнения – направленные на формирование умения находить образные выражения в тексте; упражнения, направленные на формирование умения выделять эпитеты среди образных средств языка. | Задание. Прочитайте.В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно и они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на завалинках. (по М. Пришвину)- Что вы себе представляете, прочитав текст? Какая картина возникает в воображении?-Какое необычное словосочетание помогло вам? (молодые разноцветные осинки).-Почему осинки молодые, но уже разноцветные? (в лес пришла осень. Все осинки надели желтые сарафаны. В глазах рябит от буйства красок). |
2. Репродуктивный | Помочь пятиклассникам усвоить оттенки значений эпитетов и способы употребления их в художественном тексте. | Беседа, наблюдение, самостоятельный анализ языкового материала. | Аналитико-синтетические упражнения направленные на формирование умения определять, какой частью речи выражен эпитет и какова его синтаксическая роль в предложении; упражнения, направленные на формирование умения понимать художественную значимость и необходимость эпитетов в данном тексте | Задание. Прочитайте.Столько времени прошло, а все было серебряное утро. Собака вошла в воду. Выбежала серебряная. Недалеко медведица переходила с медвежонком ручей, сама, старая, перешла, а неуклюжий бултыхнулся и выскочил весь серебряный, и побежал за матерью… (По Пришвину)- Какое утро описывает Пришвин? (Серебряное утро).-Почему утро серебряное?-что хотел передать нам автор? (Автору нравится это утро. Еще довольно прохладно и потому возникает ощущение свежести) |
3. Продуктивный | Постижение учащимися различных приемов создания образности с помощью эпитетов. | Реконструирование и конструирование текста, изложение, сочинение. | синтетические упражнения - направленные на формирование умения составлять словосочетания с эпитетами. | Задание. Прочитайте и озаглавьте текст.Перед рассветом стало особенно холодно. Мы притушили костер и загремели по снегу. Именно загремели: каждый шаг проламывал снежную корку. Она рушилась, звеня, точно стекло. Тогда мы привалились спинами к стволам сосен, оттоптали ногами гремучий снег и затихли. (По Н. Сладкову).-Почему автор дал снегу такое название – гремучий? Запишите свое рассуждение.Представьте, что снег повалил большими хлопьями. Попробуйте описать это, используя эпитеты. |
Построенная таким образом целенаправленная и систематическая работа над развитием образной речи учеников пятого класса посредством эпитета способствует формированию коммуникативно-речевых умений.
Заключение
Из рассмотренного и представленного нами материала можно сделать следующие выводы:
1. изобразительные средства разнообразны и необходимо познакомить учащихся с их особенностями, функциями и целями использования;
2. на уроках русского языка в 5-6 классах мало внимания уделяется образной стороне речи учащихся, формированию у них умения сознательно использовать в своей речи изобразительные средства языка;
3. существует ряд упражнений, включающих работу над изобразительными средствами речи, которые необходимо использовать на уроках русского языка.
4. при изучении тропов необходимо проводить параллели с литературой, так как на уроках литературы их изучение более обширно.
На уроках русского языка и литературы необходимо больше внимания уделять образной стороне речи учащихся; разрабатывать такую систему работ, которая будет способствовать сознательному употреблению изобразительных средств в собственной речи.
1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: учеб./под ред. Н.С. Валгиной. – 6-е издание, перераб. И доп.-М.: Логос, 2002.-528 с.
2. Веселовский А.Н. историческая поэтика.-М.,1989.
3 Виноградов В.В. Русский язык.-М., 1986.
4 Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика.-М.,1963.
5 Винарская. Е.Н. выразительные средства текста.-М.,1989.
6 Винокур Г.О. О языке художественной литературы.-М.,1991.
7 Винокур. О. Избранные работы по русскому языку.-М.,1959.
8 Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи.-М.,1993.
9 Дэвидсон Д. Что означают метафоры. .-М.,1990.
10 Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации.-М.,2002.
11 Квятковский А.П. Поэтический словарь.-М.,1966.
12 Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь.-М.,1998.
13 Ковалев В.П. Языковые выразительные средства русской художественной прозы.-М.,1984.
14 Константинова С.К. Изучение олицетворений.//Русский язык в школе.1994.№3.
15 Краткая литературная энциклопедия.-М.,1978.
16 Методика преподавания литературы.// под ред. О.Ю. Богдановой .-М.,1999.
17 Новикова Л.И. Дидактические материалы о стилистике и культуре речи// Русский язык в школе.2001.№3.
18 Одинцов В.В. О языке художественной прозы.-М.,1973.
19 Перепелкина Н.А. Работа с эпитетом как путь к постижению образности художественного текста// Русский язык в школе.2001.№3.
20 Полянских И.Н. Учимся видеть метафору.// Русский язык в школе.2000.№5.
21 Потебня А.А. Теоретическая поэтика.-М.,1990.
22 Программа для образовательных учебных заведений на 1992/93 учебный год. Русский язык.//под.ред. В.Л. Склярова. М.,1992.
23 Программно-методические материалы. Лит-ра.-5-6 кл/сост. Т.А. Калканова.-М.,1990.
24 Русский язык. Энциклопедия/ Филин Ф.П. .-М.,1979.
25 Серебрянников Б.А. Общее языкознание.-М.,1970.
26 Скляревская Г.Н. Слово в меняющемся мире. Русский язык начала 21 столетия. Состояние, проблемы перспективы/Исследования по славянским языкам. -№6. –2001.
27 Сосновская И.В. Программа по литературе для 5-х классов «Школа гармонии души и мысли».
28 Тимофеев Л.И. Основы теории литературы.-М.,1976.
29 Тодоров Л.В. Восхищение поэтическим тропом.//Русская словесность. 2005 №1.
30 Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика.-М.,1996.
31 Чернец Л.В. «Ночевала тучка золотая» (О метафоре)// Русская словесность. 2000 №6.
32 Чернец Л.В. Ирония как стилистический прием// Русская словесность. 2001 №5.
33 Ясинская С.Г. Секрет художественного слова. Тропы//Русская словесность. 2001 №5
[1] Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 тт. М.-Л.,1948-1952. – Т.3
[2] Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. – М., 1971. – С. 189
[3] Ильенко С.Г. Контекст и связный текст в их лингвистической интерпретации/ Языковые единицы и контекст. – Л., 1973. – С 159.