Смекни!
smekni.com

Работа педагога-психолога с трудными детьми (стр. 5 из 18)

В развитии личности этой группы психопатических детей име­ются некоторые определенные закономерности. Ряд симптомов, возникающих на ранних этапах развития, непосредственно свя­зан с общесоматической и неврологической недостаточностью. Это общее беспокойство, крикливость, плохой сон. В дошкольном возрасте выступают некоторые дополнительные симптомы. В это время становятся более заметными повышенные влечения. Но один из главных симптомов, свидетельствующих уже о патоло­гии поведения,— неумение ребенка ладить с коллекти­вом детей, включаться в игру. Это очень важно отметить, так как игра оказывает огромное влияние именно на развитие личности ребенка-дошкольника. Игра способствует развитию волевых ме­ханизмов поведения, обогащает эмоциональный опыт, развивает сознание, приучает подчиняться определенным правилам. Выпа­дение ребенка-психопата из игровой деятельности в дошкольном возрасте ведет к еще более резкому недоразвитию его характера и личности, что особенно остро скажется при переходе в школу.

При органической психопатии у детей к началу школьного возраста уже отчетливо выступает нарушение нормального хода развития личности. У них не возникает внутреннего отношения к ситуации, они ее не учитывают. Поэтому нет правильных дистантных отношений к взрослым, в частности к педагогу; они не мо­гут занять правильной позиции в детском коллективе, недоста­точно осознают свои поступки и действия.

Эмоции у таких детей поверхностны, поэтому они не дружат с товарищами, у них нет длительных привязанностей, они не переживают своих неудач, не обижаются на насмешки. Сохраняются в этом возрасте такие черты, как раздражительность, воз­будимость, импульсивность, но они уже не являются ведущими, видоизменяются, выступают в виде желания делать только то, что хочется, а не то, что требуется; нередко это приводит к столк­новениям с окружающими, к побегам из школы, из дому. Отсут­ствие критического отношения к своим поступкам, недопонима­ние ситуации, повышенная внушаемость и желание удовлетво­рить свои примитивные влечения иногда являются причинами антисоциального поведения таких детей. Интеллект у детей с органической психопатией не нарушен; мышление, память, зрительные и пространственные восприятия, речь достаточно развиты. Но продуктивность в обучении у них часто бывает недостаточно высокой, поскольку они приступают к выполнению задания без предварительного обдумывания, не сосредоточены на нем, не удерживают в памяти отдельные эле­менты задания, не умеют преодолевать препятствий.

Все эти компоненты, т. е. сохранность интеллекта при наруше­нии интеллектуальной деятельности, сохранность элементар­ных эмоциональных образований при недоразвитии более слож­ных форм эмоционально-волевой сферы, и определяют своеобразие структуры дефекта в развитии ребенка с органической психопатией, где все особенности его поведения вытекают из на­рушения ядра его личности. Степень выраженности дефекта бы­вает различной, но структура его остается всегда единой.

В работе с такими детьми необходимо обратить особое вни­мание на то. чтобы правильно организовать процесс первоначаль­ного обучения. Хотя детей не затрудняет усвоение чтения, письма в счета, они плохо вовлекаются в деятельность, не доводят нача­той работы до конца, выполняют ее небрежно, неряшливо. Следовательно, главное при обучении детей с органической психо­патией—настойчиво приучать их к тщательному выполнению за­даний, вначале облегченных и лишь постепенно усложняемых.

Очень важно предупредить возможность появления пробелов в знаниях, так как педагогическая запущенность крайне затруд­нит дальнейшую работу с такими детьми. Большое значение име­ет воспитание у них интеллектуальных интересов. Это повышает эффективность учебной работы и способствует торможению име­ющихся примитивных влечений.

Воспитательные мероприятия в отношении этой группы де­тей-психопатов должны включать такие виды работы, которые были бы направлены на выработку умения анализировать и пра­вильно оценивать свои поступки. Учитывая, что эти дети недо­статочно владеют своим поведением, проявляют неустойчивость, внушаемость и легко попадают под отрицательное влияние, педа­гогу необходимо постоянно ставить их в условия строго органи­зованного режима и не выпускать из поля зрения. В работе с детьми-психопатами органического круга очень важно сохранять спокойный, ровный тон, так как они возбудимы, могут легко раз­дражаться и доходить до аффективной вспышки по самому нич­тожному поводу. При этом педагогу нужно помнить, что в пери­од аффекта лучше переключить ребенка на какую-нибудь деятельность, чем уговаривать, а тем более наказывать его, так как последнее может только усилить возбуждение.

Большое воспитательное значение в работе с такими детьми имеют все виды труда. Привлечение к труду детей с этой формой психопатии имеет исключительное значение, так как на занятиях по труду легче организовать деятельность детей, выработать у них умение подчиняться инструкции, доводить начатое дело до конца, ра­ботать в коллективе. Труд снижает общую возбудимость детей-психопатов и отвлекает их от примитивных влечений.

В работе с психопатическими детьми педагогу очень большую помощь должны оказывать родители. Тогда может быть обес­печен единый подход к ребенку.

Кроме того, важен контакт с врачом-психоневрологом для ис­пользования в случае надобности необходимых лечебных меро­приятий.

1.3. Причины появления аффективных детей

Как известно, аффективная возбудимость в большей мере тесно связано с вегетативно-эндо­кринными изменениями. Однако у психически здорового ребенка, воспитывающегося в благоприятных условиях окружения, аффективная возбудимость не приводит к нарушениям социальной адаптации.

Г. Е. Сухарева [1959] относит синдром повышенной аффективной возбудимости к числу наиболее частых патологических состояний. По данным В. В. Ковалева [1976], этот синдром в ран­нем детском возрасте встречается в 18% случаев, в до­школьном и младшем школьном—в 13%, а в пубертатном—в 38%. [7,96]

Отмечается связь аффективной возбудимости с синдромом «гиперактивности». М. А. Тааль и другие подтверждают наиболее частую церебрально-органическую природу аффективной возбудимости у детей результатами экспериментального исследования их познавательной деятельности, регистрирующими недостаточность внима­ния, памяти, зрительно-двигательной координации, аб­страктного мышления[10,87].

Синдром аффективной возбудимости у детей, страдающих олигофренией, описан в числе основных клинических вариантов нарушения поведения в этом возрасте [Лебединская К. С., Малинаускене В. А., Альбрехт Э. Я., 1977]. Аффективная возбудимость при психопатиях и акцентуациях характера рассматривается как одно из наиболее типичных проявлений этих анома­лий развития. [Личко А. Е., 1973; Ковалев В. В., 1979]. Отмечают частоту синдрома аффективной возбудимости, формирующейся и под влиянием неблагоприятных условий среды: дефектов воспитания, разрушения внутрисемейных связей, слабо­сти привязанностей, неправильного заполнения досуга, контактов с асоциальными группами [Трифонов О. А., 1973; Кулаков В. С., 1977; Аксентьев С. Б., 1978; и др.]. В этом психогенном формировании аффективной возбу­димости большая роль принадлежит фиксации повтор­ных реакций активного протеста либо имитации [Кова­лев В. В., 1976], а также индивидуальной предрасполо­женности. С. Б. Аксентьев указывает, что в семьях детей с патологическим формированием личности 54,6%, воспитывающихся в тех же неблагоприятных усло­виях, не обнаруживают признаков дезадаптации. По­этому он полагает, что склонность к патологическому формированию личности в неблагоприятных средовых условиях в определенной мере обусловлена неспособ­ностью к преодолению трудной ситуации из-за неполно­ценности нервной системы различного происхождения. Аналогичного мнения о роли биологической почвы в психической декомпенсации под влиянием средовых факторов придерживаются и другие исследователи [Трифонов О. А., 1973; Лебединская К. С. и др., 1978, 1980, 1982, 1984; Ковалев В. В., 1979].

Основным критерием отнесения ребенка к группе аффективно возбудимых служит преобладание в его психическом состоянии раздражительности, взрывчато­сти, склонности к агрессивным разрядам, повышенной конфликтности, постоянной готовности к ссорам и дра­кам, нередкой неуправляемости поведения в состоянии аффективных вспышек. Обусловленные повышенной аффективной возбудимостью, грубые нарушения дис­циплины. Взыскания, ограничения и запреты, исходящие от вос­питателей и педагогов, вызывали у этих детей еще более резкое агрессивное противодействие. Таким обра­зом, формировался ситуационный порочный круг, уси­ливающий дезадаптацию этих детей[16,197].

Так здесь можно выделить 2 подгруппы, отличающиеся по степени массивности и в определенной мере по характеру нарушений поведения.

К I подгруппе были отнесены дети, аффек­тивная возбудимость которых могла быть расценена как непатологическая. Она характеризовалась негрубой вы­раженностью расстройств поведения, отсутствием немо­тивированных колебаний настроения и невротических. наслоений, «мягкостью» сомато-вегетативного компонен­та аффективных реакций, а также способностью к ком­пенсации поведения в благоприятных условиях.

Как показало клиническое исследование, у 9 из этих ребят аффективная возбудимость проявлялась в виде легко возникающих вспышек агрессии, сопровождающихся речедвигательным возбуждением, негрубыми вегетативными расстройством.

Агрессия, как правило, была направлена на взрослых, чаще на родителей реже на учителей, сверстников.