Смекни!
smekni.com

Работа педагога-психолога с трудными детьми (стр. 6 из 18)

Следует отметить, что у 5 из этих 9 были выявлены и неблагоприятные условия в семье: безнад­зорность, алкоголизм, нередко асоциальные формы по­ведения родителей. Особенно значимыми для таких детей являлись элементы деспотичности в семейном воспитании: требования беспрекословного подчинения, излишние запреты, наказания, замечания в форме приказа. Неправильное отношение со стороны взрослых, легкость провокации конфликтов приводили к возникновению реакций активного про­теста, оппозиции, имитации.

Ко II подгруппе были отнесены дети, у ко­торых характер аффективной возбудимости и рас­стройств поведения в целом был расценен как патоло­гический.

В поведении детей этой II подгруппы аффек­тивная возбудимость носила значительно более выра­женный и труднокорригируемый характер.

Ее проявления обнаруживали половые различия. Так, для мальчиков была характерна склонность к аффек­тивным разрядам с агрессией большой силы, нередко доходящей до приступов ярости. Обращение к ним с требованием, замечанием немедленно вызывало импульсивную реакцию с агрессией, во время которой он терял контроль над собой, мог вступить в драку с более сильным, даже взрослым, бросить в обидчика тя­желый предмет.

Аффективные вспышки сопровождались выраженной вегетативно-сосудистой реакцией (резким покраснением кожи, гипергидрозом), заканчивались нередко головной болью, иногда повышением температуры..

Наблюдались и немотивированные колебания на­строения, приближающиеся к дисфориям со злобностью, угрюмостью, придирчивостью. В эти периоды они становились особенно чувствительными к различным психотравмирующим факторам, легко вовлекались в конфликты.

У девочек значительное место занимали истероидные явления: демонстративность аффективных вспышек, стремление привлечь к себе внимание чрезмерной выра­зительностью и бурностью эмоциональных реакций, гро­тескностью поведения со склонностью к конфликтам, инсценировкам, оговорам; лживость, повышенная само­внушаемость.

В структуре аффективной возбудимости компонент истероидных расстройств имел двоякий оттенок. У од­них девочек он более отчетливо сопровождался признаками органической недостаточности нервной системы (инертность аффекта, его астеническое завершение, со­провождение головной болью, тошнотой, иногда рвотой), у других эти аффективные разряды были более тесно спаяны с психопатическими особенностями характера: умением учитывать ситуацию, использовать аффектив­ный разряд как способ нажима на окружающих, позво­ляющий добиться удовлетворения своих желаний и тре­бований, большей частью—свободного образа жизни с времяпрепровождением в компании более старших под­ростков.

Вегетативно-сосудистая дистония выражалась в рез­ких колебаниях артериального давления.

Итак, и в первом, и во втором случае бесспорная роль принадлежит и социальному фак­тору: неблагоприятным условиям воспитания, не стиму­лирующим интеллектуальное развитие ребенка и спо­собствующим реализации аффективной возбудимости.. С неблагополучием воспитания тесно связан и такой фактор, как педагогическая запущенность, степень ко­торой, однако, обусловливается и биологической причи­ной — тяжестью органической неполноценности нервной системы, реализующейся как в особенностях познава­тельной сферы, так и в деятельности и поведении в целом.

Патологический уровень расстройств поведения у аффективно-возбудимых детей с точки зрения пси­хологической характеризуется в большинстве случаев искаженным характером протекания чаще позитивной или реже негативной фазы пубертата. В негативной фа­зе у этих подростков обнаруживаются падение школь­ных интересов, нарушения взаимоотношений со взрос­лыми (вследствие нежелания выполнять социальные требования, предъявляемые им) и сверстниками (в свя­зи с повышенной раздражительностью, драчливостью, стремлением к лидерству, нередко с позиций силы, пу­тем подавления окружающих). В этих случаях проис­ходит «выпадение» не только из сферы учебной деятель­ности, основной на данном возрастном этапе, но и из сферы общения с социально положительным окруже­нием[26,76].

В позитивной фазе обнаруживается некоторая ста­билизация, сглаживание проявлений аффективной воз­будимости. На этом фоне «вызревают» интересы с нега­тивной направленностью, меняется мотивационная структура—существенное место начинает занимать примитивно-материальная направленность, стабилизи­руются неадекватные самооценка и притязания, форми­руется скептически-пренебрежительное отношение к социально приемлемым нормам и правилам поведения, закрепляются неадекватные способы достижения же­лаемой цели (обман, физическое воздействие, угроза и т. п.).

Представленное наблюдение достаточно демонстра­тивно для характеристики «трудного» ребенка с пре­обладанием явлений аффективной возбудимости.

Центральное проявление его дезадаптации—аффективные разряды, направленные на сверст­ников и взрослых. Тенденция к лидерству, очевид­но, находится в определенной связи с установкой на разрешение конфликтов с позиций силы. Обращает на себя внимание недлительность этих аффективных вспы­шек, определенное критическое отношение к ним в спо­койном состоянии. Явления повышенной аффективной возбудимости легко провоцируются конфликтами в шко­ле, особенно в ситуациях учебной несостоятельности.

Данные педагогических характеристик и психологи­ческого исследования указывают на значительную педа­гогическую запущенность, недостаточную сформированность общих знаний и представлений, отставание в ре­чевом развитии, выраженное отрицательное отношение к учебе, установку на физический труд, работу, «само­стоятельный» образ жизни, не подкрепленный, однако, достаточной психической зрелостью.

В генезе явлений аффективной возбудимости играет роль ряд факторов как социального, так и биологиче­ского происхождения, находящихся между собой в тес­ной связи. К социальным факторам относятся отрица­тельное отношение к школе, связанное с ощущением своей несостоятельности, а также неблагоприятные условия воспитания—среда, в которой обычны агрессия, конфликты, пьянство.

В генезе аффективной возбудимости определенное место принадлежит и легкой органи­ческой недостаточности нервной системы (данные нев­рологического исследования, нарушения работоспособ­ности по «органическому» типу: инертность, склонность к утомляемости и т. д.). Обращает на себя внимание накопление лиц с интеллектуальной недостаточностью в семье, алкоголизм и явная психическая неполноценность матери.

Несмотря на эти признаки органической недостаточ­ности ЦНС, уровень аффективной возбудимости следует квалифицировать как непатологический. Аффективные вспышки проявляются лишь в провоци­рующих ситуациях, не дезорганизуют поведения РЕБЕНКА в целом: сохраняется определенная критика своего поведения; в серьезных ситуациях есть достаточ­ная способность руководить собой. Относительно сохра­нен и стержень личности: имеются трудовые установки, критика своих интеллектуальных возможностей. В по­сильной трудовой деятельности под руководством взрослых ребенок оказывается в достаточной мере продуктивным и заинтересованным[21,175].

Глава 2. Коррекционно-педагогическая работа с трудными детьми

2.1. Коррекционное обучение и воспитание детей с психопатическими формами поведения

Если в дошкольном возрасте не принимать мер коррекционно-воспитательного воздействия к преодолению недостатков в поведении, о которых мы говорили, то такие дети, как правило, ока­зываются неподготовленными к школьному обучению. Они не умеют подчиняться школьным требованиям, не выпол­няют учебных заданий, вступают в конфликты с товари­щами и педагогом, нарушают дисциплину, иногда убега­ют из школы и из дома. При неблагоприятных условиях они могут оказаться под влиянием правонарушителей.

Несмотря на то, что интеллект у детей с органической психопатией не нарушен, продуктивность в обучении у них часто бывает недостаточно высокой, поскольку они приступают к выполнению задания без предварительного обдумывания, не сосредоточены на нем, не удерживают в памяти отдельные элементы задания, не умеют преодоле­вать препятствий.

Все эти компоненты, т. е. сохранность интеллекта при нарушении интеллектуальной деятельности; сохранность элементарных эмоциональных образований при недораз­витии более сложных форм эмоционально-волевой сферы и определяют своеобразие структуры дефекта в развитии ребенка с органической психопатией, где все особенности его поведения вытекают из нарушения ядра его личнос­ти. Степень выраженности дефекта бывает различной, но его структура всегда остается единой.

В коррекционно-педагогической работе с такими деть­ми необходимо обратить особое внимание на правильную организацию процесса первоначального обучения. Этих детей не затрудняет усвоение чтения, письма и счета, но они плохо вовлекаются в деятельность, не доводят нача­той работы до конца, выполняют ее небрежно, неряшли­во. Следовательно, самое главное при обучении детей с органической психопатией — настойчиво приучать их к тщательному выполнению заданий. Сначала можно да­вать детям облегченные задания, а потом задания нужно постепенно усложнять.

В ходе коррекционно-педагогической работы очень важно предупредить возможность появления пробелов в знаниях, так как педагогическая запущенность существен­но затруднит дальнейшую работу с такими детьми- Коррекционно-воспитательные мероприятия с детьми данной группы должны включать такие виды работы, которые были бы направлены на выработку умения ана­лизировать и правильно оценивать свои поступки. Учи­тывая, что эти дети недостаточно владеют своим поведе­нием, проявляют неустойчивость, внушаемы и легко по­падают под негативное влияние, педагогу необходимо по­стоянно ставить их в условия строго организованного ре­жима и не выпускать из поля зрения. В работе с такими детьми очень важно сохранять спокойный, ровный тон, так как они легко возбудимы, часто раздражаются и до­ходят до аффективной вспышки по самому незначитель­ному поводу. При этом педагогу необходимо помнить, что в период аффекта лучше переключить ребенка на какую - либо другую деятельность, чем уговаривать, а тем более наказывать его, так как наказание может только усилить возбуждение.