Смекни!
smekni.com

Работа с трудными подростками в учреждениях дополнительного образования (стр. 5 из 20)

Кэплан (1975, 1980, 1982) начинал с изучения взаимосвязи между девиантным поведением и пониженным самоуважением. Поскольку каждый человек стремиться к положительному образу «Я», низкое самоуважение переживается как неприятное состояние, а принятие себя ассоциируется с освобождением от травмирующих переживаний. Это побуждает людей поступать так, чтобы уменьшить субъективную вероятность самоуничижения и повышать субъективную вероятность принятия себя. Люди, сильнее других страдающие от самоуничижения, испытывают большую потребность в том, чтобы своим поведением изменить это состояние. Поэтому людей, в целом принимающих себя, всегда значительно больше, чем отвергающих себя, склонных к самоуничижению.

Пониженное самоуважение статистически у юношей практически со всеми видами девиантного поведения – нечестностью, принадлежностью к преступным группам, совершением правонарушений, употреблением наркотиков, пьянством, агрессивным поведением.

В научной литературе на сей счёт существуют четыре главные гипотезы.

1. Девиантное поведение способствует снижению самоуважения, потому что вовлечённый в него индивид невольно усваивает и разделяет отрицательное отношение общества к своим поступкам, а тем самым к себе.

2. Низкое самоуважение способствует росту антинормативного поведения: участвуя в антисоциальных группах и их действиях, подросток пытается тем самым повысить свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которых у него не было в семье и школе.

3. При некоторых условиях, особенно при низком начальном самоуважении, девиантное поведение способствует повышению самоуважения.

4. Кроме делинквентности важное влияние на самоуважение оказывают другие формы поведения, значимость которых с возрастом меняется.

Сравнивая долгосрочную динамику самоуважения подростков, начиная с 12 – летнего возраста, с их участием или неучастием в девиантном поведении, Кэплан нашёл убедительные свидетельства в пользу второй и третьей гипотез. Оказалось что у подавляющего большинства подростков положительные самооценки превалируют над отрицательными, причём в возрастом эта тенденция усиливается – самокритика, недовольство собой помогают преодолевать замеченные недостатки и тем самым повышать самоуважение.

Однако у некоторых подростков не происходит, и они постоянно чувствуют себя неудачниками. Их негативное самовосприятие складывается из трёх различных, но взаимосвязанных видов опыта.

Во-первых, они считают, что не имеют личностно – ценных качеств или не могут совершить личностно – ценные действия, и, напротив, обладают отрицательными чертами или совершают отрицательные действия.

Во – вторых, они считают, что значимые для них другие не относятся к ним положительно или относятся отрицательно.

В – третьих, они не обладают или не умеют эффективно использовать механизмы психической защиты, позволяющие снять или смягчить последствия первых двух элементов субъективного опыта.

Потребность в самоуважении у таких подростков особенно сильна, но поскольку она не удовлетворяется социально приемлемыми способами, то они обращаются к девиантным формам поведения.

Чувство самоуничижения, своего несоответствия предъявляемых требованием ставит перед выбором либо в пользу требований и продолжение мучительных переживаний самоуничижения, либо в пользу повышения самоуважения в поведении, направленном против этих требований. Поэтому желание соответствовать ожиданиям коллектива, общества уменьшается, а стремление уклоняться от них растёт. В результате и установки, и референтные группы, и поведение подростка становится всё более антинормативным, толкая его всё дальше по пути девиации. [1]

Разумеется, девиация – не лучший и не единственный способ избавиться от чувства самоуничижения. «Высокое самоуважение» подростка – преступника нередко проблематично, в нём много напускного, демонстративного, в глубине души он не может не измерять себя общесоциальным масштабом, и рано или поздно это сказывается. Тем не менее Девиантное поведение как средство повышения самоуважения и психологической самозащиты достаточно эффективно.

Компенсаторные механизмы, посредством которых подросток «восстанавливает» подорванное самоуважение, не совсем одинаковы для той, или иной стороны его «Я». Чувство своей недостаточной мускулистости может побудить подростка начать курить и пить, что повышает его самоуважение как «крепкого парня». Кроме того, подростковое самоуничижение снимается девиантным поведением лишь постольку, поскольку такое поведение принято в соответствующей субкультуре.

Девиантное поведение вначале всегда бывает немотивированным. Подросток хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (конституционные факторы, социальные условия, неумение правильно определить свои социальные идентичности и роли, противоречивые ожидания значимых других, недостаток материальных ресурсов, плохое овладение нормальными способами социальной адаптации и преодоления трудностей) он не может этого сделать. Это отражается в его самосознании и толкает на поиск в других направлениях.

Таким образом, девиантные поступки увеличивают привлекательность совершающего их подростка для других, которые принимают такой стиль поведения; совершая антинормативные поступки, подросток привлекает к себе внимание. Вместе с тем девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном одобрении группы. Наконец, девиантные действия вызывают отрицательное отношение к санкции со стороны «нормальных» других, вплоть до исключения девиантного подростка из общения с ним. Это способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиантного поведения и склонности к нему. Для этой ситуации характерно формирование обратной зависимости между отношениями подростка в семье и степенью его вовлечённости в девиантные группы. В результате девиантные поступки из немотивированных становятся мотивированными.

1.3 Социально-педагогическая работа в системе дополнительного образования с трудными подростками

В настоящее время система дополнительного образования детей России продолжает развиваться. Она востребована детьми всех возрастных категорий. Достаточно сказать, что за 8 последних лет сеть учреждений дополнительного образования детей увеличилась на 3,3%; контингент обучающихся возрос на 3,2 млн. детей. На сегодняшний день почти половина жителей Земли моложе 25 лет, из них около 20 % составляют подростки в возрасте от 10 до 15 лет. Большую часть сети составляют дворцы, дома и центры детского и юношеского творчества, реализующие разнонаправленные дополнительные образовательные программы, а также спортивные школы и клубы общей физической подготовки. За ними следуют учреждения технической ориентации, эколого-биологической и туристско-краеведческой направленности. Свыше 400 учреждений работают по программам спортивно-технической, военно-патриотической и военно-технической ориентации. Кроме творческих объединений по основным направлениям деятельности, в системе дополнительного образования России действует более 65 тысяч других учреждений и объединений, среди них различные клубы по интересам, объединения учебно-исследовательской деятельности, музеи, поисковые отряды, ассоциации юных лидеров и многие другие.

Ситуация с включенностью детей в различные формы дополнительного образования в регионах России далеко не одинакова. Если за точку отсчета взять средний федеральный показатель процента охвата детей дополнительным образованием, а именно - 38,7%, то окажется, что 43 субъекта Российской Федерации превышают данный процент. Следует отметить, что в 21 регионе страны практически каждому второму ребенку предоставлена возможность систематически заниматься любимым делом. В настоящее время дополнительное образование детей развивается по восьми основным направлениям. Одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей по-прежнему является художественно-эстетическое дополнительное образование. Для них открыты двери 3,5 тысячи учреждений дополнительного образования художественно-эстетической ориентации. Это центры народных промыслов, творческие мастерские, студии. Данными видами ДО занято около 220 тыс. детей.

Следует также отметить, что в сфере физической культуры и спорта постепенно происходит переориентация образовательных учреждений на массовое вовлечение детей в оздоровительную деятельность, формирование культуры здоровья, воспитание спортивного резерва нации. На сегодняшний день более 2300 спортивных школ и 730 детско-юношеских клубов физической подготовки ведут образовательную деятельность по различным видам спорта. В них занимаются более 2 млн. человек. Часто воспитанники становятся чемпионами России, Европы, мира, Олимпийских игр. В практику образовательных учреждений активно внедряется дополнительное образование социальнo-педaгoгическоro, обществоведческого, естественнонаучногo направлений.

Основу эколого-биологического дополнительного образования составляют 458 станций юных натуралистов и эколого-биологических центров (более 280 тысяч детей). Открыты новые учреждения данного профиля в районах и городах Ленинградской, Оренбургской, Томской, Свердловской областей. Такое направление, как детский туризм и краеведение, сегодня объединено федеральной целевой программой туристско-краеведческого движения учащихся «Отечество». Туристско-краеведческую образовательную деятельность осуществляют более 550 центров, станций юных туристов, туристических баз России, где занимаются около 400 тысяч детей. Из года в год возрастает социально-педагогическая роль военно-патриотических клубов (410 клубов), центров, объединений юных десантников, парашютистов, пограничников, летчиков, космонавтов и моряков, в которых занимаются свыше 200 тысяч подростков. И, наконец, техническая самодеятельность: это станции и центры, клубы и дома техники. Около 450 тысяч подростков систематически занимаются в 668 спортивно-технических кружках, секциях, объединениях.