За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту, его образ становится более ясным и отчетливым.
Поскольку внимание выражает взаимоотношение сознания или психической деятельности индивида и объекта, в нем наблюдается и известная двусторонность: с одной стороны, внимание направляется на объект, с другой - объект привлекает внимание. "Причины внимания к этому, а не другому объекту не только в субъекте, они и в объекте…; но они не в объекте самом по себе, так же как они тем более не в субъекте самом по себе, - они в объекте, взятом в его отношении к субъекту, и в субъекте, взятом в его отношении к объекту". [21, 24].
Каждое психическое явление имеет свои признаки, критерии, по которым можно определить, присутствует оно в данный момент у человека, или нет. Самая полная типология критериев внимания приведена у Ю.Б.Гиппенрейтер, которая предложила делать выводы об участии внимания на основе его проявлений в сознании, в поведении и в продуктивной деятельности.
1. Первым по существу должен быть назван феноменальный критерий - ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле внимания. К данному критерию относится постоянная смена содержаний в "фокусе" сознания: одни явления приходят в поле внимания, а другие уходят. Эти критерии еще называют "субъективными", т.е. представленными только субъекту познания. В этом и проявляется принципиальный недостаток критерия: каждый по-своему. понимает степень ясности. В результате усилия психологов направились на поиски более объективных критериев. Однако феноменальный критерий и теперь остается одним из самых важных при описании явлений внимания.
К объективным критериям относятся:
2. Поведенческие признаки. Еще их называют внешними реакциями, - моторными, позно-тоническими, вегетативными, обеспечивающими условия лучшего восприятия сигнала. В широком смысле слова эта группа признаков включает все внешние проявления внимания. К ним относятся: поворот головы, фиксация глаз, мимика и поза сосредоточения, задержка дыхания, вегетативные компоненты ориентировочной реакции и т.д.
3. Продуктивные критерии внимания характеризуют не столько сам "процесс" или состояние внимания, сколько его результат. В зависимости от характера деятельности выделяют три критерии внимания:
а) Познавательный критерий: человек лучше воспринимает и понимает то, на что он обратил внимание. Т.е. повышается качество продукта "внимательного" действия (перцептивного, умственного, моторного) по сравнению с "невнимательным". В случае умственной или перцептивной деятельности этот продукт имеет когнитивный характер. В случае исполнительной деятельности речь идет о качестве внешнего материального результата.
б) Мнемический критерий, который выражается в запоминании материала, находившегося в поле внимания. Очевидно, что лучше запоминается то, на что было обращено наше внимание. И наоборот, то, что не привлекло внимания, вряд ли вспомнится. Этот критерий – не прямой, а побочный продукт любого внимательного действия (если только речь не идет о специальном мнемическом действии).
4. Критерий избирательности – выражается в отграниченности поля ясного сознания от периферии сознания; в возможности активно воспринимать только часть поступающей информации и делать только одно дело; в запоминании только части воспринятых впечатлений
При установлении участия внимания в том или ином действии эти группы критериев должны применяться не по одному, а в совокупности: чем больше критериев будет учтено, тем вернее окажется вывод. [7]
Таким образом, можно сделать вывод. Внимание делает эффективной психическую деятельность человека. Очень велико значение внимания для процесса обучения. Однако в определенных условиях внимание может противоречить действиям и намерениям субъекта. Объективные и субъективные критерии помогают понять, присутствует внимание у человека или нет.
1.2 Психологические теории внимания
На протяжении всей истории психологии как самостоятельной науки существовали (и существуют) разные представления о том, что такое внимание. Рассмотрим важнейшие, на наш взгляд, теории внимания.
В 1879г. Вильгельм Вундт основал в Лейпциге первую в мире психологическую лабораторию и стал исследовать сознание с помощью интроспекции. Сознание стало изучаться одновременно с вниманием, так как оно делает часть впечатлений сознания более ясными и отчетливыми по сравнению с остальными.
Вундт полагал, что сознание – это "сумма сознаваемых нами впечатлений" [19, 7]. Для понимания сознания ученый использовал идею И.Ф.Гербарта о метафоре зрительного поля. В сознании, как и в зрительном поле можно выявить три зоны: фиксационную точку, центральную область и периферию. В фиксационной точке сознания находится наиболее четко воспринимаемое содержание. Фиксационную точку сознания окружает центральная область, в которой могут ясно и отчетливо восприниматься многие впечатления. За центральной областью следует "периферия зрительного поля", в которой объекты осознаются более расплывчато.
Вундт писал, что для центральной части зрительного поля нашего сознания имеется термин "внимание". Ученый понимает внимание как "психический процесс, происходящий при более ясном восприятии ограниченной сравнительно со всем полем сознания области содержаний" [20,14]. Поэтому о тех впечатлениях, которые в данный момент отличаются от остальных особенной ясностью, можно сказать, что они находятся в фокусе внимания.
Вундт решил выяснить, каков объем внимания, т.е сколько объектов могут одновременно ясно и отчетливо осознаваться человеком. Ясным называется представление из-за его собственных качеств, а отчетливым оно является при возможности отличить его от других представлений.
Опыты по изучению объема внимания проводились на зрительном материале. Для изучения объема внимания Вундт использовал тахитоскоп. Прибор позволяет предъявить человеку набор символов (букв). Закрывающая картинку ширма поднимается на мгновение и испытуемый должен зафиксировать взглядом столько букв, сколько сможет. Если человек сосредоточится на точке в центре экрана до предъявления картинки, то он в момент показа сможет ясно и четко увидеть очень малое число элементов. Неопытные наблюдатели охватывали взором 3-4- единицы, а у опытных объем внимания возрастал до 6. Современные исследователи приводят такие же данные.
Внимание, как и сознание, обладает динамичностью: новые элементы входят в поле внимания и вытесняют на периферию прежние содержания. Для обозначения этих процессов использованы два термина. Перцепция – это "фактическое вхождение какого-либо содержания в сознание" [22, 16] и апперцепция, т.е. повышение сосредоточения в фокусе внимания. В области апперцепции содержания сознания становятся ясными и отчетливыми. Апперцепция позволяет укрупнить единицы восприятия, уловить смысл целого. Это происходит, например, при чтении слова, состоящего из букв.
По-другому понимал феномен внимания классик психологии сознания, американский ученый У.Джемс. Он считал, что сознание представляет собой "поток". Как ручей, текущий по широкому лугу, не может охватить все его пространство, так и сознание не в состоянии вместить весь окружающий мир и внутренний мир человека. "Область сознаваемого нами, конечно, покажется очень ограниченной, если сопоставить ее с обширной областью внешних воздействий на органы чувств и с массой постоянно притекающих извне новых впечатлений" [22,50-51].
Из принципа ограниченности сознания вытекает его избирательность. Оно направляется на определенные объекты или представления, которые становятся объектами внимания. Однако, как правило, внимание не может продолжительно удерживаться на одном и том же объекте. Иллюстрируя этот факт, Джемс приводит слова немецкого физиолога и психолога Г.Гельмгольца: "Если мы хотим сосредоточить внимание на определенном объекте, то нам необходимо открывать в нем все новые и новые стороны" [20, 55].
Джемс считал, что не существует внимания как самостоятельного психического процесса. как отдельный процесс. По его мнению, выбор объекта внимания обусловлен деятельностью нервной системы в трех ее аспектах:
1) Приспособление органов чувств, которое определяет четкость восприятия и направленность внимания в зависимости от поворота головы, направлению его взгляда. Глядя на что-нибудь или слушая что-нибудь, мы непроизвольно приспосабливаем глаза и уши, а также поворачиваем голову; обоняя и пробуя на вкус, мы приспосабливаем язык, губы и нос к данному предмету и т.п. Поэтому всякий объект, способный возбудить нашу чувствительность, вызывает приспособление органа чувств, которое приводит как к чувству активности, так и к возросшей ясности в сознании данного объекта. [22]. При к своим мыслям можно говорить о направлении взора "внутрь себя".
2) Идеационное возбуждение определенного центра в мозге человека. По Джемсу, произвольное внимание к объекту возникает, если только в нашем уме сформирована идея или образ предмета, и мы можем предвосхитить его. Процесс предвосхищения объекта внимания ученый назвал "преперцепцией". Это явление связано с работой памяти и воображения, которые дают материал для образа предмета.
У.Джемс, опираясь на понятие преперцепции, дает педагогические советы по развитию внимания учащихся. Обратить внимание ребенок может на тот объект, на который ему было когда-то указано, представление о котором уже сложилось. "Всего лучше, когда сама тема занятий интересна, и, обучая детей, мы должны всегда стараться связывать новые сведения, сообщаемые им, с теми объектами, с которыми у них соединены преперцепцией" [22, 64].
3) Приток крови к соответствующему мозговому центру. Если Джемс только допускает это условие как физиологически правдоподобное, то в современной нейрофизиологии оно стало одним из важнейших источников данных о механизмах внимания.