Большое место в вокальной работе уделяется тексту. Текст учим только вместе с мелодией, так как хорошо выученная мелодия не гарантирует качества вокального звучания. Мало знать только текст, необходимо каждое слово «впеть», соединить его с определённой высотой звучания, «облагородить». Нарушение этого правила приводит к тому, что хорошо звучит у детей лишь первый куплет, а остальные- всё хуже и хуже. Очень важно, чтобы дети глубоко проникли в художественный образ произведения. Для этого необходимо прочитать детям текст, после чего обсудить содержание произведения, при наличии нескольких куплетов содержание каждого куплета. Я использую на уроках близкие по тематике стихи, показываю репродукции картин. Научить детей сопереживать, сочувствовать, задумываться вот цель моей учебно-воспитательной деятельности.
Раз в два месяца проводится интегрированный урок по наиболее запомнившимся и понравившимся песням, дети рисуют рисунки красками, поскольку краски дают больше простора для фантазии, чем карандаши и фломастеры (богаче цветовая гамма). Очень тщательно рассматривается песенный репертуар по принципу его доступности, то есть исходя из реальных певческих возможностей детей, с учетом их возрастных особенностей. Предпочтение отдается трем музыкальным сборникам:- Л. Левандовская «Музыка для первого класса» М. 1975 г.- «Планета детства» автор составитель Н. Н. Озерова. Это хрестоматия песенного репертуара в двух частях. В первую включены произведения для учащихся вторых-третьих классов.- Ж. Металлиди «Чудеса в решете» на стихи И. Демьянова и О. Сердобольского очень яркие песни-миниатюры для детей первого класса. Наряду с этими сборниками отдаю предпочтение народной песне, классической и современной песне. С большим удовольствием дети исполняют произведения В. Шаинского, Б. Савельева, Г. Струве, М. Парцхаладзе, А. Лядова, В. Калинникова, А. Аренского. При отборе песен особое внимание уделяется техническим возможностям голосового аппарата и уровню подготовке детей: диапазон, характер звуковедения, дыхание, дикция, ансамбль, строй.
В конце четверти исполняем самые полюбившиеся песни. Для самых старательных и активных детей существует система поощрений. Это дает стимул для детей дети становятся более активными и старательными.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ ПЕСЕННОГО РЕПЕРТУАРА.
После всего вышеизложенного сам собой возникает вопрос: «Чем же руководствоваться при выборе репертуара для детей?». Личная практика показывает, что в большинстве случаев двух-трех нотная песня усваивается гораздо труднее, чем более или менее развернутая мелодия, поскольку она более интересна и выразительна, чем ограниченная. Но при этом не следует забывать, что на самых первых занятиях, когда детский голос неустойчив, следует использовать именно двух-трех нотные песни с несложным ритмическим рисунком. Хотелось бы рекомендовать следующие сборники песен для детей: Лядов: «Шесть детских пьес на народные тексты». Тетрадь 1 для первого класса. Гречанинов: «Петушок» (для первого класса) «Ай-ду-ду» (второй-третий класс) Кюи: «17 детских песен» (для первого и второго класса) «Еще 17 детских песен» (для третьего класса)
Заключение
В предлагаемой квалификационной работе была рассмотрена проблема становления навыков вокальной национальной культуры пения в детской вокально-эстрадной студии.
Тема охватила круг вопросов, которые основываются на системах музыкально-хорового воспитания следующих авторов: Тевлиной В. К., Гладкой С., Черноиваненко Н., Дмитриевой Л. Г., Виноградова К. П.. Эти системы получили дальнейшее развитие и на современном этапе, поскольку музыкально-хоровое воспитание является частью интегрированной системы подготовки личности. Сейчас огромное значение уделяется эстетическому воспитанию детей. В школах вводятся такие предметы как: искусствоведение, краеведение, культурология, история города, актерское мастерство, хореография. Среди разнообразных видов детского художественного творчества трудно переоценить привлекательность и эффективность пения, эстетическая природа которого создает благоприятные предпосылки для комплексного воспитания подрастающей личности.
Через вокальную деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих качеств. В вокальных ансамблях дети приобретают навыки музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве. В результате проделанной работы можно сделать следующий вывод: важнейшей задачей современной педагогики является создание новой стройной системы, позволяющей сделать процесс музыкально-вокального образования на базе дополнительного образования целенаправленным и последовательным.
Список литературы
1. Анастази А. Психологическое тестирование: книга 2; пер. с англ./ под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. – М.: Педагогика, 2002. – 336 с.
2. Андреева Л.В., Бондарь М.Д., Локтев В.К. Искусство хорового пения – М, 2003. – 249 с.
3. Багадуров В. Вокальное воспитание детей. - М.: Музыка, 2002. – 357 с.
4. Бигдаш И. Г. Повышение эффективности учебно-воспитательной деятельности учреждений дополнительного образования детей // Бюллетень. – 2006. - № 4. – с. 5-6.
5. Блинова М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности: Пособие для учителей пения. М.: Просвещение, 2004. – 212 с.
6. Богоявленская Д. Б. О предмете исследования творческих способностей // Психол. Журнал.- 12005. - т.16. - №5. - с.49-58.
7. Бычков. Ю.Н. Проблемы детского музыкального воспитания. Вып. 131. – М.: РАМ им. Гнесеных, 2004, - 120с.
8. Венгрус Л.А. Пение и “фундамент музыкальности. - Великий Новгород, 2006. – 137 с.
9. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. - СПб.: Музыка, 2005. – 244 с.
10. Виноградов К.П. Работа над дикцией в вокальном ансамбле. – М.: Музыка, 2007. – 266 с.
11. Вишнякова Н.Ф. Креативная акмеология. Психология высшего образования. - Минск, 2006. – 377 с.
12. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. – СПб.: Союз, 2007. – 96 с.
13. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М., 2006. – 303 с.
14. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6т. – М., 2007. – Т. 4. – 589 с.
15. Гладкая С. А. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах// в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Выпуск 14. – М, 2003. – 166 с.
16. Голубева Э. А. Некоторые проблемы экспериментального изучения природных предпосылок общих способностей // Вопросы психологии. – 2003. - № 3. – с. 16-28.
17. Готсдинер А.Л. Дидактические основы музыкального развития учащихся // Вопросы музыкальной педагогики. – 2005. № 1. - с.29-32.
18. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.: Просвещение, 2003. – 194 с.
19. Гриншпун С. С. Воспитание творческой личности в процессе дополнительного образования // Бюллетень. 2006. - № 1.- с. 5-7.
20. Детский голос// под ред. В.Н. Шацкой. - М.: Педагогика, 2005. – 290 с.
21. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания. – М.: Просвещение, 2004. – 355 с.
22. Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Исследование креативности в науке и искусстве. // Вопросы психологии. 2004. № 2.
23. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. Новосибирск. - Наука. Сиб.отделение, 2003. – 377 с.
24. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. - СПб.: Лань, 2007. – 144 с.
25. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 304 с.
26. Живов Л.Д. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика. – М, 2003. – 367 с.
27. Из истории музыкального воспитания//Составитель - Апраксина О.А. –М.: Просвещение, 2006. – 388 с.
28. Колесов Д.В. О психологии творчества. // Психологический журнал. 2002. № 6.
29. Комплексное использование искусств в эстетическом воспитании. Обзорная информация. – Вып.2. – М.: Педагогика. 2004. – 98 с.
30. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2002. – 288 с.
31. Кудрявцев С. Творческая природа психологии человека. // Вопросы психологии. 2003. № 3
32. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 144с.
33. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 464 с.
34. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. - М, 2007. – 209 с.
35. Маркина Н. В. Некоторые психологические факторы развития творческих способностей учащихся // Бюллетень. – 2006. - № 4. – с. 7-9.
36. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. – 2004. - № 6. – с. 29-33.
37. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. – М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 2005. – 144 с.
38. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 233 с.
39. Музыка в школе//Составители: Т. Бейдер, Е. Критская, Л. Левандовская. – М, 2005. – 349 с.
40. Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа от древности до ХХI в. – М, 2003. – 140 с.
41. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в вокальном ансамбле. – Киев, 2007. – 264 с.
42. Огороднов Д.Е. Памятка педагогу в вокальной работе по алгоритму с детьми и самим собой. – Свердловск, 2006. – 388 с.
43. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокальным коллективом – М, 2006. – 355 с.
44. Планета детства//Составитель - Озерова Н. Н. – СПб, 2004. – 309 с.
45. Попов В.С. О развитии певческого голоса младших школьников// В сб. “Музыкальное воспитание в школе”, Вып. 16. - М..: Музыка, 2005. – 357 с.
46. Сергеев А.А. Воспитание детского голоса. – М.: Академия педагогических наук РФ, 2003. – 137 с.
47. Соколов В.Г. Работа с хором – М, 2007. – 240 с.
48. Струве Г.А. Школьный хор. - М.: Музыка, 2004. – 157 с.
49. Стулов Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. - М.: Прометей, 2004. – 455 с.
50. Стулов Г.П. Теория и практика работы с детским хором. – М, 2002. – 190 с.
51. Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа// В сб. “Музыкальное воспитание в школе”, Вып. 15. - М.: Музыка, 2004. – 366 с.
52. Тигров Л.К. Руководство хором. – М, 2004. – 178 с.
53. Урбанович Г.И. Певческий голос учителя музыки в кн. «Музыкальное воспитание в школе», выпуск 12. – М, 2005. – 212 с.
54. Хрестоматия по методике музыкального воспитания//Составитель-Апраксина О.О. – М.: Просвещение, 2007. – 277 с.
55. Черноиваненко Н. И. Формирование творческих способностей младших школьников в певческой деятельности в кн. «Музыкальное воспитание в школе». – М.: Просвещение, 2004. – 275 с.