Ряд исследователей отмечали различные нарушения телосложения у школьников с умственной отсталостью. Так, по данным Н.А. Козленко, у учеников первого класса вспомогательной школы обнаружены следующие нарушения телосложения: патология формы грудной клетки, деформация позвоночника, неправильная форма ног, выпуклый или отвислый живот, парезы. И. Марцинкявичуспри обследовании физического развития учащихся вспомогательной школы выявил у 21% учеников нарушения осанки, у 16% - патологические позы конечностей, у 40% - неправильную походку.
Изучению особенностей физического развития учащихся вспомогательных школ были также посвящены работы Д.И. Азбукина , Р.А. Белова и других исследователей. В частности, ими было установлено, что кривая физического развития детей-олигофренов (длина, масса, окружность грудной клетки, ширина таза, плеч, сила рук) отличается неравномерностью и часто проходит ниже средней кривой для детей с нормальным интеллектом соответствующего возраста.
Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связаны с развитием действий рук. Не случайно в истории развития человечества роль рук подчеркивается особо. Именно руки дали возможность развития путем тестов тот первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей. Исследования развития движений рук ребенка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов и т. д.), так как руки, обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом [11].
Интересен онтогенез развития действий рук ребенка. И. М. Сеченов был одним из первых ученых, подвергших критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребенка как результата созревания определенных нервных структур. Он считал, что движения руки человека непосредственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой [5].
Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. У младших школьников, кроме того, несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков, а в дальнейшем может стать серьезным препятствием и в овладении желаемой профессией [31].
Все это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук и ручной ловкости в целом у данной категории детей.
Проблемой изучения мелкой моторики рук детей с нарушением интеллекта занимались Н.П. Вайзман, Т.Н. Головина, Е.А. Екжанова, Э. Сеген, И.П. Павлов, Г.Е. Сухарева и другие. Некоторые из них (М.М. Кольцова, Н.И. Озерецкий) отмечают, что нарушения интеллекта у ребенка сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладение речью, трудовыми навыками. Одной из основных причин, затрудняющих формирование у детей с умственной отсталостью двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, которые в свою очередь отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации [3].
Исследования И.А. Грошенкова, З. Богатеевой, О.П. Гаврилушкиной, Е.А. Екжановой, А.Н. Корнева, Н. Варенцовой были посвящены проблеме развития графических навыков у детей с умственной отсталостью [6,12,19,27,35].
Е.С. Черник, А.А. Дмитриев, Н.П. Вайзман, Г.В. Гуровец, Д.С. Гуровец описывают способы и приемы коррекции мелкой моторики рук посредством физических упражнений [2].
Ю.Ф. Гаркуша, С.Л. Мирский, А.Р. Маллер в своих исследованиях раскрывают развитие мелкой моторики рук средствами трудовой деятельности [13].
Поступая в 1-ый класс, дети с умственной отсталостью с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают затруднения с письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и «зеркальное» письмо, когда ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладываются в общий темп работы.
1.3 Механизм лечебного воздействия средств АФК в развитии мелкой моторики у детей с умственной отсталостью
Базовой целью любого дошкольного учреждения компенсирующего вида является создание оптимальных условий для эффективного решения проблем развития каждого воспитанника. Видение путей решения этих проблем во многом зависит от специфики отклонений в развитии ребенка. В одном случае интенсивные физические нагрузки показаны детям, в другом, напротив, они должны быть несколько ниже, а в третьем — меняется все содержание двигательной деятельности.
Несмотря на то, что в последние годы создано немало технологий физического воспитания детей с проблемами в физическом и психическом развитии, дошкольные учреждения по-прежнему испытывают серьезные затруднения в организации этой работы. Основная трудность заключается не столько в определении индивидуальных маршрутов коррекции отклонений в развитии ребенка средствами физического воспитания и отборе его содержания, сколько в рационализации этого процесса. Если в обычном дошкольном учреждении индивидуализация физкультурно-оздоровительной работы связана в основном с возрастными особенностями воспитанников и степенью их физической подготовленности, то в дошкольном учреждении компенсирующего вида физическое воспитание должно быть интегрировано в коррекционный образовательный процесс как его важнейшая составляющая.
Лечебное воздействие адаптивной физической культуры возможно на основе интеграции знаний о структуре и содержании физической культуры [9,16,17,18] и знаний нормальной и патологической анатомии, физиологии, психологии и других смежных наук [1,22,25]. Создание специальности поставило глобальную задачу: определить систему дополнительных знаний, необходимых и достаточных для работы с инвалидами. В зависимости от того, насколько рационально сложится такая интеграция (с какими научными дисциплинами, в каком сочетании и объеме), во многом предопределяется идеология развития адаптивной физической культуры как науки и учебной дисциплины [34].
Специфичность понятия «адаптивная физическая культура» выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает ее предназначение для людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные реакции в системах и функциях организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма инвалида [33].
Практика подтверждает, что, если для здоровых людей двигательная активность – обычная потребность, реализуемая повседневно, то для инвалида физические упражнения жизненно необходимы, так как они являются эффективнейшим средством и методом одновременно физической, психической, социальной адаптации. Главная задача профессиональной деятельности педагога адаптивной физической культуры состоит в формировании убеждений инвалида в том, что физическая культура служит для него объективной жизненной потребностью, способом и условием полноценной, полноправной жизни. [33].
Опорными концепциями в методологии адаптивной физической культуры должны быть: теория и методика физической культуры как базовая дисциплина с ее новейшими макротенденциями развития, общие психологические и биологические закономерности функционирования организма с патологическими нарушениями, гуманистические принципы и деятельностный подход к формированию физической культуры лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Адаптивная физическая культура призвана с помощью рационально организованной двигательной активности как естественного стимула жизнедеятельности, используя сохранные функции, остаточное здоровье, природные физические ресурсы и духовные силы инвалида, максимально приблизить психофизические возможности организма и личности к самореализации в обществе.
Физические упражнения, являясь мощным средством воздействия на организм, расширяют диапазон возможностей в первую очередь двигательной сферы, нарушенной стойким дефектом. Можно привести множество примеров из практики, когда с помощью физических упражнений и специальной тренировки исправляются нарушения речи, дети с проблемами интеллекта осваивают сложные гимнастические программы, незрячие начинают уверенно ориентироваться в пространстве, дети с тяжелыми последствиями детского церебрального паралича после занятий плаванием впервые начинают ходить и говорить, прикованные к инвалидной коляске овладевают высоким спортивным мастерством в разных видах спорта.
Мышечная деятельность в процессе выполнения физических упражнений стимулирует физические процессы, формируя новое функциональное состояние, характеризующееся приспособлением к дефекту, компенсацией нарушенных функций, адаптацией вегетативных систем к физической нагрузке, улучшением деятельности сохранных функций, в частности сенсорных систем, и т.п.
Отмеченные изменения на органном и системном уровнях можно объективно зарегистрировать, дать им количественную и качественную оценку. Опираясь на концепцию единства структуры и функции, можно с уверенностью утверждать, что положительные перестройки в организме происходят и на более тонких морфологических уровнях и являются отражением реакций организма в соответствующих функциям структурах, о чем свидетельствует одно из важных положений общей патологии: «Ни один из факторов среды не может прямо влиять на ту или иную функцию, он меняет ее только опосредованно – через воздействие на структуры, вырабатывающие эту функцию» [6,].