После этой части занятия дети вышли из класса и им было предложено по несколько человек заходить в класс и на воображаемом лугу изобразить своего мотылька в действиях под музыку.
Результаты исследования представлены в таблице 1. Отметим наиболее существенные показатели.
Итак, интерес был проявлен у 45,7% учащихся, только около 20,7% проявили при этом инициативу, самостоятельность – 30,4%. Наблюдалось мало разнообразия в выборе движений: 75% детей использовали имитационные движения руками и лишь 10,9% - танцевальные. Ученики не были готовы к смене движений во время изменения музыки (данное задание выполнило только 15,2% учащихся).
Итак, результаты показали, что почти половина учащихся работали с увлечением и интересом. Музыка для них была весьма доступна, но детям не хватало умения и навыков для точной передачи ее характера. Не все знали, как реагировать после паузы на веселость и подвижность музыки в конце произведения.
Задание 2. Пьесы или песни, имеющие ярко выраженную динамику развития музыкального образа.
Музыкальное произведение «Берiзонька» муз. А. Филиппенко (сл. Т. Волгиной).
Песня была выучена заранее.
Задание для детей: исполнить песню с движением соответственно характеру музыки, содержанию литературного текста. Действовать должны самостоятельно.
Как затем оказалось, для учеников сложность выполнения задания заключалась в том, что нужно было быстро реагировать на ход развития музыкального образа и отражать его в соответствующих движениях. Дети воспринимали общий ход и характер песни: плавную неторопливую мелодию. Как показал контрольный замер, учащимся сложно сочетать пение и движение в малоподвижных музыкальных произведениях; они отдают предпочтение одному виду деятельности – или пению, или движению. Таким образом, традиционное мнение о том, что дети легче воспринимают вокальную музыку, не подтвердилось.
Усложнение задания выявило отсутствие быстроты реакции, а значит и полноценного восприятия музыкального образа, при условии, что песня была учащимся хорошо известна.
Этот вид задания вызвал интерес у меньшего количества учеников – 35,9%, инициатива и самостоятельность была проявлена гораздо меньше (5,4%, 10,9%), равно как и быстрота реакции(15,2%). А вот, скоординированность движений детей почти вдвое увеличилась(20,7%), но движения, в основном, были имитационного плана – 70,7%. Танцевальные движения использовали лишь 5,4% учащихся (таблица 1).
Задание 3. Пьесы или песни с несколькими контрастными между собой музыкальными образами.
Музыкальное произведение «Через мост» музыка А. Филиппенко.
Задание для детей: драматизировать музыкальное произведение развивающего содержания, драматизация которого требует от учащихся развития сюжета, установления определенных взаимоотношений между персонажами, распределение ролей.
Песня «Через мост» была, так же как и песня из предыдущего задания, выучена с учащимися заранее. В каждой группе из 5-ти человек распределялись роли: Волка, Козлика и 3-х детей. Распределение ролей происходило быстро и бесконфликтно. «Определялись по местности» (где лес, мостик, куда идут дети, где расположены Волк и Козлик). Каждый раз детям напоминалось задание: делать по-новому, по-своему, чтобы было интересно.
Игра детей очень увлекла, однако в ходе ее они отвлекались на сам сюжет, действия не всегда соответствовали и совпадали с текстом песни. Так Козлик спешил «ударить» Волка, в результате Волк падал раньше, и часть произведения оставалась не инсценированной. Были и интересные находки, когда Волк просил прощение у ребят (тянул сзади девочку за платье и виновато опускал голову; дети прощали Волка и брали его к себе в кружок). В другом случае дети предлагали вместо одного двух Козлят и определяли каждому самостоятельную роль.
Однако, согласно требованиям, которые предъявлялись детскому музыкальному исполнительскому творчеству, это было не совсем возможно, так как они основывались на соответствии движений музыке.
Выполнение данного задания требует определенной подготовительной работы, договоренности между детьми. Действия учеников можно назвать «сочинением на заданную тему» (Н.А. Ветлугина). Увлеченность при выполнении этого задания была достаточно высокой – 65,2%, 10% проявили инициативу. Гораздо меньше были задействованы имитационные движения - 25%, но танцевальных все также немного (5,4%). Более чем в предыдущих двух заданиях проявилась скоординированность движений ( в данном случае сотрудничество детей) – 34,8%. Довольно низкий показатель готовности к смене движений, т.е. подчеркнута плохая чувствительность к развитию музыкального образа (5,4%) (таблица 1).
Из таблицы 1 видно, что проведенный срез констатирующего эксперимента с шестилетками-школьниками показал довольно низкий уровень подготовленности детей к активной музыкально-драматической деятельности, низкий уровень развития музыкально-творческих способностей.
Психологически дети готовы к творческой деятельности, увлеченно разыгрывают музыкальные образы песен – 48,9%, но выполняют творческое задание интуитивно, спонтанно.
Ученики охватывают общий сюжет игрового задания, но реализуют его, почти не согласуя со звучанием живой музыки, при этом необходимо было неоднократно напоминать детям, чтобы они вслушивались в музыку и следовали за ней.
Таблица 1. Сводная таблица показателей музыкально-игровой деятельности учащихся первых классов
Задания | Показатели | ||||||||||||||||
Общие | Специальные в области движения | Специальные в области музыкально-ритмического воплощения | |||||||||||||||
согласованность с содержанием музыки | согласованность с характером музыки | готовность к смене движений | скоординированность движений | согласованность со средствами музыкальной выразительности | |||||||||||||
увлеченность деятельностью | быстрота реакции | реализация замысла | активность, инициатива | самостоятельность выполнения | выразительность исполнения | оригинальность движения | имитация и физкультурные движения | танцевальные движения | с темпом | с динамикой | с ладом | со штрихом | |||||
1-е задание | 45.7 | 35.9 | 20.7 | 20.7 | 30.4 | 10.9 | 10.9 | 75.0 | 10.9 | 34.8 | 40.2 | 15.2 | 10.9 | 45.7 | 25.0 | 10.9 | 20.7 |
2-е задание | 35.9 | 15.2 | 25.0 | 5.4 | 10.9 | 10.9 | 10.9 | 70.7 | 5.4 | 30.4 | 40.2 | 5.4 | 20.7 | 50.0 | 10.9 | 5.4 | 10.9 |
3-е задание | 65.2 | 15.2 | 20.7 | 10.0 | 15.2 | 20.7 | 10.9 | 25.0 | 5.4 | 30.4 | 40.2 | 5.4 | 34.8 | 25.0 | 10.9 | 15.2 | 20.7 |
В средних показателях | 48.9 | 22.1 | 22.1 | 12.0 | 18.8 | 14.1 | 10.9 | 56.9 | 7.2 | 31.9 | 40.2 | 8.7 | 22.1 | 40.2 | 15.6 | 10.5 | 17.4 |
Проведение анализа констатирующего среза с целью определить подготовленность детей к творческой музыкально-игровой деятельности позволяет распределить учащихся по трем уровням, отвечающим их творческим проявлениям:
1-й – высокий – у детей проявляется активность, заинтересованность творческой деятельностью, имеет место выразительность движений, согласованность их со средствами музыкальной выразительности (лад, тембр, ритм и т.д.), самостоятельность, умение переносить приобретенные знания и навыки в новые ситуации.
2-й – средний – активность и интерес проявляется избирательно во время выполнения отдельных заданий, движения в основном соответствуют характеру музыки и средствам музыкальной выразительности, наблюдается относительная самостоятельность в применении знаний и навыков в новой ситуации.
3-й – низкий – инициатива и активность почти не проявляются, индивидуальные задания интереса не вызывают, преобладает подражание и имитационные движения (таблица 2).
Таблица 2. Результаты констатирующего эксперимента
Количество учеников | Высокий | Средний | Низкий |
92 | 10.9 | 29.4 | 59.8 |
Для достоверного определения результата в любой деятельности, в том числе и творческой необходимо наличие двух факторов: знаний и навыков, и самой деятельности, в ходе которой происходит поиск новых знаний.
А так как музыкально-игровое творчество состоит из двух начал – исполнительного и продуктивного, то можно предположить, что драматизация является тем средством, которое при определенных педагогических условиях будет активизировать формирование творческих способностей младших школьников.
Формирующий эксперимент проводился с целью повышения уровня развития музыкально-творческих способностей учащихся в двух вариантах. Его методическая задача – проверка целесообразности применения в работе учителя музыки, разработанной методики, основанной на использовании музыкально-игровой драматизации в учебном процессе.
В первом варианте предполагалось применение музыкально-игровой драматизации на уроках музыки наряду с увеличением объема музыкально-ритмических движений за счет параллельно идущих занятий ритмикой, что в последствии даст возможность детям более свободно и качественно реализовывать свои музыкально-игровые замыслы.
Второй вариант отличается от первого тем, что наряду с уроками музыки проводилась работа музыкально-театрального кружка. Демократическая обстановка в нем, свобода выбора, тесное сотрудничество между детьми должны были способствовать большей их самостоятельности и творческой активности в решении музыкально-игровых задач на уроках музыки.
Формирование музыкально-творческих способностей предполагает повышение уровня музыкального восприятия, повышения качества слушания музыки, расширение музыкального опыта, более тонкого, дифференцированного вслушивания в музыку, что выражается в практической реализации творческого замысла, способах творческих проявлений, то есть в выборе движений, их выразительности, качестве исполнения, в более точном соответствии движений отдельным музыкально-выразительным средствам, в разнообразии выбора движений.