Так наблюдение, толкнувшее детей на открытие, что даже такой объект изображения, как ограда, может быть дан по-разному, по-своему, что ее можно в рисунке сделать красивой, пробудило в них творческие искания, опиравшиеся на эстетическое отношение к изображаемому, что, в свою очередь, отразилось и на технике выполнения рисунков.
Последнее задание из этого цикла являлось одновременно и контрольным. Оно как бы объединяло в себе две темы: «Весна» и «1 Мая».
Перед выполнением этого задания детям было дано поручение в праздничные дни 1 Мая понаблюдать какой-нибудь дом, красиво украшенный к празднику флагами, флажками, звездами и гирляндами. Общее расположение предметов в рисунке было указано детям словесно. Без этого выполнение рисунка не обеспечило бы решения тех задач, которые определяли учебное содержание этого задания.
Рисунок, как всегда, был начат с нанесения легкой линии, обозначающей землю. Затем детям было предложено нарисовать красивый московский дом, многоэтажный, с широким входом, припомнив тот дом, который они наблюдали; с обеих сторон дома нарисовать ограду, за ней – деревья; перед домом нарисовать грузовик, троллейбус или легковую машину, кому что больше нравится. А над домом изобразить самолеты, какие мы видим в день 1 Мая, когда они летят на парад.
Таким образом, это задание должно было показать умение детей расставить предметы в рисунке с учетом ближе–дальше и дать хотя и элементарный, но живой образ городского дома, ограды, деревьев, с их характерными особенностями и деталями.
Наконец, это задание требовало правильного проведения вертикальных и горизонтальных линий, правильного расположения окон, то есть умений, которые опираются на глазомер и технические навыки.
Для уточнения зрительных представлений детей о конструкции и форме различного рода транспортных машин и самолетов, которые до сих пор на уроках рисования ими не рисовались, детям были показаны их изображения. Таблицы не снимались, поэтому дети могли не только посмотреть, но и срисовать ту машину, которую им хотелось изобразить.
Анализ рисунков показал следующие результаты: а) по линии передачи пространственных соотношений из 57 учащихся двух первых классов плохо справилось с заданием только 9 человек. В их рисунках – ограда прозрачная, а стволов деревьев не видно или, наоборот, ограда сплошная, а стволы деревьев видны насквозь; б) по линии передачи образа (дом, дерево, ограда) из 57 детей 13 дали бедные, схематичные, мало отличающиеся от стереотипного изображения образы; в) технически неудовлетворительно выполнено 16 рисунков (кривые линии, небрежная и неровная раскраска, грязные рисунки – таких 8).
Таким образом мы видим, что продвижение учащихся по всем трем основным направлениям, определяющим содержание обучения рисованию в I классе, – образ, пространство, технические навыки – идет, по существу, равномерно.
Опыт работы показывает, что в I классе большое положительное значение для развития тематического рисунка детей имеет одновременное наблюдение ими предметов и явлений действительности под руководством учителя и показ им соответствующего иллюстративного материала. Наблюдение помогает уяснить детям, как мы видим предметы в пространстве и какие они на самом деле, показ учит, как их изображать.
Все перечисленные темы мы относим к первому циклу как объединенные общей целью обогащения и уточнения зрительных представлений и изобразительных средств передачи в рисунке таких предметов, как дерево, здание, ограда, автомобиль и пр., и подведения детей к сознательному овладению простейшими приемами изображения пространственных соотношений предметов в рисунке, определяемых пространственными понятиями: ближе, дальше, впереди, сзади.
Наряду с такого рода темами, где основными методами уточнения и обогащения образов предметов в рисунках детей является наблюдение действительности и рассматривание картины под руководством учителя, большое значение имеет рисование на темы, связанные с изображением по представлению предметов, ранее рисованных с натуры. Рисование на такие темы развивает у детей способность переносить знания и умения, полученные в процессе рисования с натуры, на рисование по представлению.
В связи с тем, что ассортимент моделей, рисуемых с натуры в I классе, очень ограничен, такие темы, интересные детям по своим образам и содержанию, подобрать довольно трудно. В нашей опытной работе прекрасный результат всегда давали две темы: «Новогодняя елка» и «Рыбка среди водорослей».
Для передачи темы «Новогодняя елка» детям было предложено нарисовать не целую елку, а только большую ветку, украшенную игрушками. Работе над темой «Новогодняя елка» предшествовало рисованию с натуры веточки елки. Предварительно дети рисовали также с натуры елочные цветные бусы, гирлянду разноцветных флажков и отдельные флажки. Все это можно было использовать для «украшения» новогодней елки. Рисование с натуры веточки елки познакомило детей с особенностями строения елки, с расположением на ней боковых ответвлений, отросточков и хвои. Нарисовать на этой основе большую ветку елки, расположив ее в длину всего листа по диагонали, из угла в угол, не представило особенных трудностей особенно после того, как детям была показана большая ветка елки и было объяснено, что строение большой ветки аналогично строению маленькой. Интересно было проверить, как дети запомнили, насколько прочно усвоили при рисовании с натуры характерные особенности строения елки (в основном расположение на стержневой веточке отростков и хвои) и насколько они сумеют передать эти особенности при рисовании ветки елки по представлению. Следует отметить, что из 38 детей только четверо нарисовали ветку, расположив боковые ее ответвления прямо перпендикулярно по отношению к стержневой ветке, а двое дали неверное расположение хвои.
После того, как ветка была нарисована, детям было предложено украсить ее игрушками. При этом их спросили, что из того, что они рисовали, может служить для украшения новогодней елки. Дети отвечали, что такими украшениями могут быть разноцветные флажки на веревочке и красные флажки на палочке, блестящие бусы и шарики, которые они рисовали с натуры. Учащихся предупредили, что, рисуя игрушки, они должны учитывать их размер по отношению к ветке елки. Крупные и тяжелые игрушки не вешают на елку. Под их тяжестью согнутся и некрасиво опустятся легкие, гибкие веточки. Располагая игрушки на нарисованной ветке, следует помнить, что шарики, гирлянды бус, флажков, прикрепленные к елке за конец нитки, висят вниз, закрывая собой часть веточки, флажки на палочке прикрепляются к елке так, что палочки имеют вертикальное положение, а сам флажок находится наверху и своей плоскостью также закрывает часть елки.
Необходимо обратить на это внимание детей, повесив на прикрепленную на доске ветку елки, какое-нибудь украшение. Это важно, так как дети часто, располагая на рисунке игрушки, рисуют их с обеих сторон ветки, причем одни игрушки висят вниз, а другие вверх.
Рисованию на тему «Рыбки среди водорослей» предшествовало рисование с натуры маленькой рыбки – целлулоидной игрушки. Таких рыбок было двадцать штук, и они были розданы детям на парты. Было второе полугодие и учащиеся, рисуя рыбку, уже явно проявили стремление рассмотреть и изобразить не вообще рыбку, а данную со всеми ее хотя и простыми, но характерными особенностями.
После рисования рыбки с натуры детям было предложено нарисовать рыбок среди водорослей, так, как они их видели в аквариуме, где рыбки плавают между водорослями, то прячась за ними, то вновь появляясь, прикрывая часть водорослей, находящихся за ними. То, что располагается впереди закрывает от нас то, что находится сзади. С этим положением дети встречались и раньше, рисуя на тему «Деревья зимой», где низ деревьев, находящихся за оградой, был ею закрыт. Таким образом, понимание учащимися того, как надо располагать предметы в рисунке с учетом, что один находится впереди, а другой сзади, здесь вновь закреплялось, углублялось и вместе с тем проверялось на другом задании и при изображении других объектов.
На доске был повешен цветной рисунок, изображающий различных рыбок и водяные растения. Указывалось на разнообразие формы и окраски рыбок, разбиралось строение водяных растений, их сходство с уже знакомыми детям видами растительных форм. Одни похожи по своему строению на елочку, другие имеют листочки и т.д. Рисунок не снимался с доски весь урок.
Детям было дано объяснение в какой последовательности надо выполнять рисунок «Рыбки среди водорослей». Прежде всего внизу страницы надо провести линию, чтобы наметить где будет дно, песок, на котором должны быть расположены растения. Затем разместить растения и, наконец, нарисовать рыбок так. чтобы сразу было видно, что одни из них, ближе к нам, плавают перед водорослями, другие дальше, позади водорослей Для решения детьми этой простейшей задачи именно данная тема оказалась чрезвычайно эффективной и вместе с тем очень увлекательной. По-видимому, это обусловливается прежде всего динамичностью образов темы – плавающие взад и вперед рыбки – что помогло детям ясно представить себе пространственность изображаемого и движение рыбок в отношении неподвижных водорослей.
Рисунки детей на данную тему показали, что почти все дети решили задачу, лишь на двух рисунках из 39 не было учтено пространственное взаимоотношение рыбок и водорослей.
Любопытно и другое: выполнение детьми этого задания помогло им перенести умение располагать предметы в рисунке по представлению с учетом их пространственных соотношений в рисунок, выполняемый с натуры. Немного спустя после рисования на тему «Рыбки среди водорослей» дети рисовали с натуры веточку вербы с несколькими барашками. После общего анализа веточки вербы (так же, как. и при рисовании веточки ели) детям было предложено рассмотреть веточку вербы, лежащую перед ними на парте, и среди заданных учителем вопросов был такой вопрос: «Все ли барашки вы видите целиком, и как вы видите барашки, расположенные сзади веточки?» Дети сразу ответили: «Те барашки, которые сзади прикрыты веточкой, не видны целиком». А один прибавил: «Барашки спрятались за веточкой, как рыбка за водорослями». Элементарная способность к обобщению, которая проявилась у детей в это время, обеспечила 51% учащихся перенос полученных при рисовании по представлению умений на рисование с натуры.
Подводя итоги всему сказанному, можно сделать следующие выводы: тематическое рисование имеет большое значение в обогащении изобразительных средств учащихся I класса. Оно способствует уточнению изображения предметов, рисуемых детьми по представлению, отходу от стереотипа и овладению учащимися элементарными приемами расположения предметов в рисунке с учетом ближе – дальше. Вместе с тем тематическое рисование под руководством учителя положительно влияет на самостоятельные занятия детей рисованием. Организованно наблюдение детей вне класса, связанное с рисованием, расширяет круг наблюдений детей. Положительное влияние оказывает на детский тематический рисунок показ и анализ иллюстративного материала с изображением предметов, которые дети должны рисовать по представлению при условии, что этот материал не превращается в образец для копирования.