Смекни!
smekni.com

Развитие самостоятельности в процессе обучения (стр. 4 из 5)

ными, зависит от выделяемой функции предметов или от задачи, которую требуется разрешить с их помощью.

Такой путь образования понятий получил название инвентивного. Он заключается в использовании уже имеющихся знаний для выработки новых классификаций объектов, отыскания новых способов решения новых задач. О том, что такой путь образования понятий действительно существует, свидетельствует вся история науки. Время от времени в ней возникают понятия, которые позволяют по-новому взглянуть на факты, накопленные в определенной области знаний. Эти понятия перестраивают структуру этой области знаний, организуют и объединяют факты и понятия, которые до того казались разрозненными и самостоятельными. Они по-новому представляют картину мира и позволяют создать единые принципы для решения задач, которые до того казались различными. В какой-то мере этот же путь в миниатюре проходит каждый учащийся, когда овладевает указанными понятиями и использует их для решения разнообразных задач.

Теоретики гештальтпсихологии считают, что образование новых понятий вовсе не обязательно связано с обнаружением новых вещей. Оно предполагает выявление структурных свойств, существенных для выполнения теми же вещами какой-нибудь новой функции (или, наоборот, для осуществления «старой» функции новыми вещами). Следовательно, новые понятия закрепляют обнаруженные новые функциональные структуры вещей и явлений. Признаки, необходимые для реализации определенных функций, называются функциональной структурой предмета или явления, поэтому и понятия выделяют и закрепляют функциональные структуры вещей и явлений.

Исследования показывают, что инвентивное образование понятий может достигаться путем перехода на другую ступень организации информации, когда ранее самостоятельные ее части становятся частями более широкого целого, или наоборот. Это совпадает с процессом объединения и обобщения или расчленения – конкретизации. Второй путь – изменение принципа организации информации. Сочетание (координация или соподчинение) элементов внутри информации может заменяться их субординацией, т. е. подчинением. Такой процесс называют центрированием, а обратный ему – децентрированием. Перестройка структуры может выражаться в перецентрировании, т. е. выдвижении в качестве существенных тех элементов, которые были второстепенными, и обратно.

Понятия возникают как результат психической активности, которая организует свое содержание в определенные структуры по внутренним законам. Деятельность, возникающая из собственной активности системы и определяемая ее внутренними свойствами, называется спонтанной (т. е. самопроизвольной). Понятия, следовательно, являются продуктом спонтанной психической деятельности, а поэтому их невозможно «сообщать» или «передавать» учащемуся. Образование понятий – процесс творческий.

Многочисленные эксперименты позволили установить, что к факторам, благоприятствующим инвентивному образованию понятий, относятся следующие: особенности личности и мотивации обучаемых; направленные усилия, поиски и многократные попытки, сопровождаемые проверкой результатов; наличие соответствующих знаний и умений; предварительный анализ сущности мыслительной задачи и оценка возможных ее решений; направленность мышления. Психологи Майер и Вертгаймер доказали, что для образования у учащегося правильных понятий зачастую достаточно только желания, прилежания и знания. Нужно, чтобы мышление было направлено на соответствующие функции и признаки объекта. Дункер показал, что понятие образуется быстрее и правильнее, если учащийся осознает, для чего оно нужно, какие задачи позволяет решать, к каким областям действительности относится.

Из этого следует, что функции объектов, закрепленные в понятиях, должны интересовать обучаемого, стать необходимыми для решения задач, превратиться для него в проблему. Тогда его восприятие и мышление начинают искать и выделять в объектах соответствующие функциональные структуры. В ходе решения этих задач на каждом следующем шаге обнаруживаются новые отношения исходных элементов. На этой основе возникает новое их понимание, т. е. те же элементы подводятся под новые понятия. А эти новые понятия становятся орудиями решения задачи.

В рамках рассматриваемой концепции предлагается начинать обучение с наиболее общих понятий, т. е. самых общих структурных свойств изучаемой области действительности. Так, например, изучение математики в школе нужно начинать не с понятия числа и арифметических действий над числами, а с понятий множества, отношений множеств, операций над множествами и т. д. Это – дедуктивный путь обучения понятиям. Он прямо противоположен ассоциативной индуктивной методике. Многие авторы (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Дж. Брунер и др.) отмечают, что этот путь дает очень хорошие результаты.

Рассмотренная концепция, в отличие от бихевиористского подхода, обращается к процессам психической деятельности, с помощью которых формируются понятия; она подчеркивает внечувственный, структурный и функциональный характер тех признаков, которые выделяются и закрепляются в понятиях. Действия, при помощи которых образуются понятия, это внутренние действия мышления, превращающие содержание сознания в гештальты, т. е. целостные, простые, симметричные, завершенные и отчетливые образы и формы.

Переработка информации в значительной части сводится к выделению в ней существенных свойств, т. е. к классификации элементов реальности по признакам размера, массы, формы, положения в пространстве, функции, способам употребления и т. д. Операция сопоставления объектов по вариации в них определенных признаков называется сериацией. Швейцарский психолог Ж. Пиаже экспериментально доказал, что большинство операций, с помощью которых психика извлекает информацию об инвариантах реальности, можно свести к классификации и сериации. Он отмечал, что научить образовывать понятия – значит сформировать структурные схемы, в которые мышление будет укладывать реальность и приемы, с помощью которых оно сумеет это сделать. Системы таких схем и приемов переработки информации о реальности, по его мнению, характеризуют структуры интеллекта. Предпосылкой овладения определенными понятиями является формирование у учащегося соответствующих структур интеллекта.

Ж. Пиаже, как и гештальтисты, считал, что структуры интеллекта формируются спонтанно, в ходе созревания мозга. Человек осваивает эти структуры через деятельность, которая открывает ему отношения реальности. Какие из этих отношений и в какой форме он способен усвоить, зависит от возраста.

Ж. Пиаже выделил четыре стадии формирования структур интеллекта. Первая – сенсомоторный интеллект, которая продолжается до двух лет жизни ребенка. Такому интеллекту соответствует отражение реальности в форме связей между восприятиями и определенными системами ответных движений.

Вторая стадия (от двух до семи лет) – дооперациональный интеллект, когда существенные свойства вещей представлены их наглядными образами. Оперирование информацией на этой стадии выступает как внутреннее воспроизведение (представление) соответствующих действий над вещами.

Третья стадия (от восьми до одиннадцати лет) – стадия конкретных операций, когда классификация и сериация вещей уже могут осуществляться на основе понятий о существенных признаках, но при опоре на реальные образы вещей. На этой стадии знания приобретают характер логических структур. Но операции, с помощью которых эти структуры выявляются и применяются, носят еще конкретный предметный характер. Они неразрывно связаны с представлениями о соответствующих реальных действиях над конкретными вещами.

Только на четвертой стадии (от одиннадцати-двенадцати до четырнадцати-пятнадцати лет) понятия о соответственных свойствах вещей освобождаются от образов самих этих вещей. Интеллект приобретает способность оперировать с понятиями как моделями отношений. Интеллектуальные операции освобождаются от представления о соответствующих реальных действиях и управляются правилами групповых преобразований, т. е. превращаются в формальные, логические операции.

На этом основании Ж. Пиаже сделал выводы, что до семи лет детей практически невозможно обучать понятиям, так как у них еще отсутствуют интеллектуальные предпосылки, необходимые для образования общих понятий. С семи до одиннадцати лет можно обучать некоторым понятиям, но обучение это должно быть наглядным и достигается практическими действиями с соответствующими предметами. Ребенком могут быть освоены только конкретные предметные понятия, а не отвлеченные абстракции. С семи лет появляется возможность «теоретического» обучения, введения понятий через определения, логические операции и т. д.

Концепция Ж. Пиаже раскрывает основы формирования понятий у детей. Однако узкое понимание источников формирования понятий и интеллектуальных структур у ребенка делает ее ограниченной. Пиаже сводит их к созреванию и деятельности самого ребенка, помещает их в индивида, в его личный опыт и физиологию. Однако основной фонд понятий и знаний человек создает не сам, а получает готовыми от общества. В понятиях закрепляются существенные отношения и связи вещей, которые значимы для социальной практики. Эта идея была глубоко осмыслена и разработана в трудах Л. С. Выготского.

В основе его концепции образования понятий лежит представление о значении. Психическая деятельность представляет собой процесс формирования значений.

Значение зависит от того, какие стороны общественной и индивидуальной практики в нем отражаются. Когда значение приобретает словесное оформление, обозначающее вещи в языковой практике, то это лингвистическое значение. Если оно отображает источники, назначение и функции вещей (явлений) в социальной практике, то это практическое значение. Если значение – результат научного анализа соответствующих объектов, то это аналитическое значение. Наконец, в нем может выражаться оценка обществом данных предметов (явлений), отношение к ним. Это – социокультурное значение.