Смекни!
smekni.com

Развитие связной письменной речи на уроках чтения в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида (стр. 7 из 11)

- Какое чувство вызвал этот подарок у героя? («восторг и благо­дарность»)

Учащиеся не могут вспомнить подарок и не могут без помощи учителя понять и отметить, что такой «пустяковый» подарок мог вы­звать такие восторженные чувства героя. Сказывается эмоциональная бедность чувств учащихся.

Так как с этим эпизодом связано развернутое описание чувств ге­роя, его следует выделить в пункт плана.

2. «Восторг и благодарность» героя за подарок.

И тут же уточняем душевное состояние героя.

- Каким чувствовал себя герой в этот момент?

При ответе на этот вопрос предполагается услышать рассказ о чувствах, которые появились в душе героя в это время, с использовани­ем таких слов из текста, как «весел», «доволен», «счастлив», «блажен», «добр», «существо, не знающее зла и способное на одно добро» («бла­женство» - невозмутимое счастье, «блаженный» - невозмутимо счаст­ливый). Выясняется, какое из этих всех слов повторяется и становится главным в описании чувства героя («добр», «способен на одно добро»). Учащиеся легче понимают, что герой влюблен, чем то, что душа его наполнилась чувством доброты. Очень важно зафиксировать, что в ду­ше у него было чувство доброты, которое определяет его состояние в это время. И название второго пункта плана после беседы уточняется[15,c.177].

2. «Восторг и благодарность» героя за подарок, «способность на одно добро».

При аналитическом чтении второй части главы необходимо целе­направленно вести учащихся к пониманию того, что восприятие героем отца и дочери слились воедино.

Когда речь пойдет об отце Вари на балу, выделяется, подчеркива­ется все прекрасное, удивительное в отце, в его внешнем виде, поведе­нии, тем сильнее будет контраст поведения полковника после бала.

- Как выглядел отец Вареньки?

И выделяются слова, которые создают очень привлекательный об­раз человека («очень красивый», «статный», «высокий и свежий старик» и т.д.). И самое главное - подчеркнуть схожесть с дочерью.

- Что общее во внешности отца и дочери? («та же ласковая, радо­стная улыбка».)

- Как он танцевал?

После пересказа того, как танцевал отец Вареньки, можно спро­сить у учащихся, какое впечатление мог произвести он на людей. Важ­но, чтобы они почувствовали, что отец Вареньки мог вызвать симпатии людей.

- С какими чувствами герой смотрел на танцующих отца и дочь? Найдите ответ в рассказе.

Стоит зачитать предложение: «Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них», а затем выяснить понима­ние выражения «с восторженным умилением» (соединение большего чувства, восхищения и нежного чувства, трогательного), обязательно подчеркиваем, что он смотрел "на них".

- Какую способность души героя раскрывает его любовь к Вареньке?

(Способность любить)

Необходимо попросить учащихся объяснить, как они понимают это состояние героя, исходя из материала рассказа («любил и хозяйку дома, и ее мужа, и гостей, и лакеев...») При этом обязательно выделить, какие чувства он испытывал к отцу Вареньки («восторженно- нежные») и почему (из-за «ласковой, похожей на нее, улыбки»). Учащиеся нахо­дят в тексте еще те места, где говориться, что герой объединял отца и дочь в одно целое, как и чувства к ним («я вижу ее в паре с отцом», «я невольно соединяю его и ее в одном нежном, умиленном чувстве»), Многократное обращение к этому восприятию отца и дочери закрепляет представление учащихся, что они для героя неразделимы, а в дальней­шем это понимание поможет понять, почему ушла любовь. Учащимся, no-первых, трудно понять, что значит «любил и хозяйку дома», они счи­тают, что эта такая же любовь, как и к Вареньке. Во-вторых, учащимся нелегко найти в тексте те места, где видно, что герой отца и дочь вос­принимает как одно целое. Здесь потребуется помощь учителя, наводя­щие вопросы и кое-какие разъяснения.

Выводом после аналитического чтения всего эпизода, связанного с танцем Вареньки и отца, может быть третий пункт плана рассказа-характеристики.

3. «Восторженное умиление» по отношению к Вареньке и ее отцу, любовь ко всему миру.

Для учащихся с нарушением интеллекта достаточно сложно рас­крыть смысл этого положения, так как им надо раскрыть причинно-следственные связи, опираясь на материал рассказа, и из всего большо­го описания и восприятия танца выбрать только то, что объясняет чув­ства героя. Способствовать правильному ответу может четкость целена­правленно поставленных вопросов и ответов с выяснением причинно-следственных связей, что мы и попытались показать.

И последним заданием аналитического чтения первой главы мо­жет быть поиск повторяемого слова, которое определят общее, полное состояние души героя на балу и после него («бесконечно счастлив, сча­стье мое все росло и росло, «я был слишком счастлив»). Отсюда и чет­вертый пункт плана.

4. Герой «был слишком счастлив».

Такой детальный анализ первой главы нужен, чтобы учащиеся поняли психологическое состояние влюбленного счастливого героя, открытость его души для добра, любви не только к Вареньке, но и ко всем людям, тогда при чтении второй главы они сильнее почувствуют контраст событий, обстановки, внешнего вида и поведения героев.

Во второй главе есть тоже две смысловые части. Первая часть, где нарастает напряжение от описания того, что было герою «особенно ми­ло и значительно», а в душе «пело», через восприятие непонятной си­туации к чему- то страшному, что он увидел. Вторая часть начинается со слов «Рядом с ним шел высокий военный...». Именно с этого места дается контраст картины того, что делают с солдатом за побег, как вы­глядит избитый солдат, и того, как выглядит полковник и что он прика­зывает.

Первый вопрос при аналитическом чтении второй главы еще раз подчеркивает счастливое состояние героя после бала.

- Каково первое восприятие героем города, улиц? («...все было мне особенно мило и значительно»). Обязательно надо, чтобы учащиеся попытались объяснить это восприятие, связав его с настроением героя, о котором говорилось при аналитическом чтении первой главы.

- Что нарушило его настроение? («жесткая нехорошая музыка»)

- До этой музыки какая музыка была у него в душе? («мотив ма­зурки»). Учащиеся вспоминают, почему герой слышал мотив мазурки:

Варенька с отцом танцевали мазурку. И это был важно - он снова их вспомнил вместе.

- Что увидел герой? (Пересказать увиденное. Это не составляет труда).

- Как вы понимаете фразу кузнеца, объясняющую, что происхо­дит («Татарина гоняют за побег»)?

- Как описывает автор наказание солдата за побег? Какие слова особенно подчеркивают жестокость наказания? («что- то страшное», «оголенный по пояс», «привязанный к ружьям двух солдат», «дергаясь всем телом», «то опрокидываясь назад...то падая вперед», «сморщенное от страдания лицо»).

- Как выглядела спина наказываемого? Зачитывают: «Это было что- то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не пове­рил, чтобы это было тело человека».

Из всей беседы вытекает пункт плана к рассказу- характери­стике.

5. На улице герой увидел «что-то страшное».

В этой оценке тоже появляются черты характера, герой не может принять эту жестокость. После описания несчастного избитого солдата резким контрастом будет выглядеть полковник.

- Как выглядел полковник?

Описание полковника учащиеся находят в двух местах текста:

там, где его узнал герой («ее отец со своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами»), и сразу после описания избитого солдата («твердым шагом двигалась высокая статная фигура полковника...»). С помощью учителя контраст этот надо выделить.

- Кого и за что бил полковник своей рукой? Обязательно обгова­риваем с учащимися, как они понимают недовольный крик полковника:

«Я тебе покажу... Будешь мазать?» И снова подчеркнуть контрастность описания (Полковник бил «своей сильной рукой» по лицу «малоросло­го, слабосильного солдата»).

- Почему герою, как пишет автор, было стыдно? Сначала пусть учащиеся попытаются поразмышлять сами, а потом можно попросить найти в тексте объяснение («Как будто я был уличен в самом постыд­ном поступке») и выяснить, как это понимают учащиеся. И это понима­ние выделяется в пункт плана.

6. Герой «как будто ... уличен в самом постыдном поступке». Здесь тоже проявляются черты характера - герою не только стыдно за поступок полковника, но то, что он видел, позорит его собст­венную совесть.

- Какие слова слышал герой, когда шел домой? («Братцы, поми­лосердствуйте!» и «Будешь мазать? Будешь?»). Обязательно спрашива­ем у учащихся, почему герой слышал эти слова? Что значит «помило­сердствуйте»? (просить сострадания, человеколюбия). Могли ли те, кто стоял в строю «помилосердствовать»? Ответ на этот вопрос заключен в предыдущей беседе о том, кого и за что бил полковник своей рукой.

- Как чувствовал себя герой после всего, что он видел и пере­жил? («на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска», «казалось, что вот-вот меня вывернет всем тем ужасом!!!) И это состояние души тоже надо выделить в пункт плана рассказа- характери­стики.-

7. У героя «на сердце была.. .тоска».

До оформления пункта плана выясняется, как учащиеся понимают сочетание

«почти физическая, доходившая до тошноты тоска». А говоря о состоянии души героя, учащиеся объясняют причины этой тоски.

- Что произошло с чувством любви героя? («любовь с этого дня шла на убыль»)

- Почему это произошло?

Вопрос достаточно сложный, ведь герою плохо было от поступков отца Вареньки, а не от нее. А ушла любовь к ней.

Сначала следует выяснить, как сами учащиеся понимают причину того, что ушла любовь, а если понадобится, то системой наводящих во­просов добиться понимания. Учащиеся объясняют очень просто: «Отец был плохой». Только беседа по изученному произведению целенаправ­ленно ведет учащихся к пониманию того, почему ушла любовь к Вареньке. Приходиться вспомнить, какие чувства охватили героя на балу, как он воспринимал на балу Вареньку и ее отца, что особенно их объе­диняло (надо снова вспомнить «ласковую, похожую на нее улыбку»). Какое чувство возникло у героя к отцу Вареньки, когда он увидел его истинное лицо? Что заставляло его постоянно вспоминать полковника на площади (именно на площади): «Когда она... с улыбкой на лице за­думывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади»). Значит, он вспоминал всю страшную картину, а для героя они (дочь и отец) бы­ли едины. Вот и становилось «неловко», «неприятно», и любовь «сошла на нет». И последний пункт плана покажет изменение чувства.