Смекни!
smekni.com

Развитие сюжетных композиций в рисунках детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с творчеством Ю.А. Васнецова (стр. 10 из 10)

Книжная иллюстрация способна выполнять важнейшие функции: познавательную, гедонистическую, суггестивную, преобразовательную, социализирующую, композиционную и т.д. Она помогает ребенку острее чувствовать происходящее, обогащает мир его душевных переживаний.

Под влиянием показа иллюстраций происходит конкретизация образов в сюжетной композиции, обогащение их путём использования и комбинирования увиденных деталей, свойств предмета, проявляется ярко выраженное эмоциональное отношение к герою и сюжету, появляется направленность внимания ребёнка на то, какими средствами передать образ, изображаемое событие. В рисунках под влиянием иллюстраций появляется выразительность.

Показ иллюстративного материала содействует нахождению ребёнком различных способов композиционного построения сюжета при передаче своего замысла.

Это выражается в том, что под влиянием иллюстраций появляется выразительность в образах детских рисунков, передаются их характеры, через позы, жесты, движения, характерные детали, используется колорит как средство выражения содержания, даются разнообразные композиционные решения.

Под влиянием целенаправленного показа произведений изобразительного искусства обогащается содержательная сторона образа в детском рисунке, расширяется тематика, происходит конкретизация замысла, проявляется ярко выраженное эмоциональное отношение к герою, сюжету, иллюстративный материал и иконическое моделирование содействуют нахождению ребёнком различных способов воплощения замысла в создании выразительных образов, при использовании колорита, формы, композиции. При восприятии искусства развиваются наблюдательность, воображение, то есть те качества личности ребёнка, которые обуславливают формирование творческих способностей. Художественные способности ребенка проявляются в том случае, если он:

- не находя слов, или захлёбываясь, прибегает к рисунку для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;

- в своих рисунках или картинах отражает всё разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не “зацикливается” на изображении чего-то вполне удавшегося;

- серьёзно относится к произведениями искусства, становится вдумчивым и очень серьёзным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;

- когда имеет свободное время, охотно рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

- стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение – украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;

- не робеет высказать собственное мнение о классических произведениях, причём, может даже попробовать критиковать их, приведя вполне разумные доводы.

В процессе нашего исследования дети лучше раскрывали содержание произведения, проявляли эстетическое отношение к изображаемым героям путём передачи цвета, т.е. выделяли большое количество средств выразительности.

Дети лучше воспринимали и понимали взаимоотношения между персонажами, учились понимать смысл изображаемого движения, различать, отмечать постановку фигур.

После проведения ряда занятий по обучению сюжетного рисования, рисунки детей отличаются реальным использованием цвета, чётким изображением форм, соблюдением симметрии, более соответствующей передачей величины предмета и пропорции, наиболее удачной композицией.

Экспериментальное исследование, направленное на выяснение эффективности знакомства детей с иллюстрациями Ю.А.Васнецова в композиционном построении рисунка, её эмоционально-эстетическими средствами, подтверждают овладение детьми более сложными сюжетными композициями в рисовании.

Выработанные нами игровые упражнения и задания, направленные на развитие творчества детей вызывают у них, как интуитивные, преднамеренные и самостоятельные, так и подражательные действия.

Мы приходим к выводу, что развитие композиционных умений и навыков зависит:

- от процесса возникновения и становления творческой изобразительной деятельности детей (обогащение впечатлениями – сам акт творчества – применение в жизни его продукции).

- от путей становления художественного образа у детей (замысел – поиски средства – воплощение).

- от последовательно меняющихся взаимоотношений взрослого и детей (показ художественно-творческого материала – выделение главного в этом материале – самостоятельная композиция детей).

На основании вышеизложенного, исходя из результатов нашего эксперимента, рекомендуем воспитателям дошкольных учреждений, руководителям кружковой работы по изобразительной деятельности чаще использовать в практической деятельности с детьми рисование по сюжетам книжных иллюстраций.

Наш метод варьирования и комбинации различных приемов формирования композиционного построения может сохранить и развить творчество детей посредством книжной иллюстрации.


Список используемой литературы

1. Аникин В.А., Русская народная сказка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение- 1977-228с.

2. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. – М., 1978-153с.

3. Боголюбская М.К., Габенкина А.Л. Хрестоматия по детской литературе. – М.: Просвещение, 1975-325с.

4. Бойко Е.И. К постановке проблемы умений и навыков в современной психологии. //Советская педагогика-1970- № 1-55-162с.

5. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. – М.: Педагогика, 1981-221с.

6. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. –М.: Педагогика, 1972-338с.

7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С.-П., 1997-320с.

8.Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики /Под ред. Т.А.Марковой. – М., 1979-156с

9. Воспитание и обучение детей 6-го года жизни. /под ред. Л.А.Парамоновой, О.С.Ушаковой, -М., 1987- 233с.

10. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. – М., 1994-289с.

11. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре –М., 1992-268с.

12. Доронова Т.Н. Дошкольникам о художниках детской книги- М., Просвещение, 1991-125с.

13. Дошкольникам о художниках детской книги: Книга для воспитателя детского сада. /Под ред. А.А.Афанасьева и др –М.: Просвещение, 1991-134с.

14. Зеньковский В.В. Психология детства – М., 1995-213с.

15. Зубарева Н.М. Дети и изоискусство –М., 1969- 201с.

16. Игнатьев Е.И. Психология изодеятельности детей –М., 1961-324с.

17. Игрушки и пособия для детского сада /Под ред. В.М.Изгаршевой. – М., 1992- 175с

18. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М., 1984- 189с.

19. Казакова Т.Г. Рисуют младшие дошкольники. – М.: Просвещение, 1971-201с

20. Капустина Р. Познавательная активность детей на занятиях по рисованию. //Дошкольное воспитание – 1986 - №10-13-18

21. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей – М.: Просвещение, 1977-221с.

22. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. – М., 1968-335с.

23. Коломенсикй Я.Л., Жизневский Б.Г. Социально-психологические аспекты руководства ролевой игрой. //Дошкольное воспитание – 1983 - № 6-24-27с.

24. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М.: "Мнемозина", 1995-231с.

25. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. 2-е издание. –М., 1981- 236с.

26. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду . М.: Педагогика, 1990-144с.

27. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. – М.: Педагогика, 1990.

28. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике- Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2004-190

29. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. – М., 1965.

30. Лебедева Н. Рассказы о художниках. //Дошкольное воспитание. – 1992. - №5

31. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. /Под ред. Н.П.Сакулиной И Т.С. Комаровой. – М., 1997-256с.

32. Мирошкина Р. Формирование выразительности в детских рисунках. //Дошкольное воспитание – 1988 - № 7-58-63с.

33. Михайлова А. Рисование дошкольников: процесс или результат? //Дошкольное воспитание – 1994. - № 4-25-36с .

34. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка, как форма усвоения социального опыта. – М.: Педагогика, 1983-239с.

34. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду – М.: Просвещение, 1982-270с.

35.Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. //Известия АПН РСФСР, М., 1947-№ 11- 19-25с

36. Усова А.П. Обучение в детском саду. /Под ред. А.В.Запорожца. – М.: Просвещение, 1981-324с.

37. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. – М., 1961-264с.

38. Хрестоматия для маленьких. Составитель: Елисеева Л.Н., М.,Просвещение, 1982-431с

39. Чумичева Р.М.Дошкольникам о живописи-М., Просвещение, 1992-126с

39. Шорохов Е.В. Основы композиции. –М.: Просвещение, 1979-256с.