Да, актер эстрады представляет, и не надо избегать и пугаться этого слова. «Представлять»— это не то же самое, что «представляться» или «притворяться». К. С. Станиславский считал искусство представления высоким искусством, он причислял к этому направлению таких выдающихся актеров, поистине властителей душ, как Тальма, Коклен, Сара Бернар!Известно, что великий режиссер высоко оценил спектакль Е. Б. Вахтангова «Принцесса Турандот», спектакль, созданный в традициях искусства представления. Спектакль получился «чрезвычайно эстрадным», если можно так сказать,— о смысле разрушения «четвертой стены», откровенного вовлечения зрителей в происходящее на сцене, в неприкрытое «представление», когда исполнители не скрывают того, что они — сегодняшние актеры, и вслух уславливаются с залом, что сейчас они (на глазах у зрителей) переоденутся и разыграют то, что однажды произошло в далекой-далекой стране...Между прочим, в этот спектакль, как в его первой постановке (в 1921 году), так и в возобновленной (в 1958году), было введено множество сугубо сегодняшних, даже злободневных реплик. Эти реплики менялись и будут меняться в зависимости от требований времени. Разве «классический театр» мог бы допустить такое? Да это же эстрада! Ну и прекрасно, Карло Гоцци и Евгений Вахтангов не в обиде от этого!..«Дитя» театра Вахтангова, выученное в его школе и в его традициях, заявило и заявляет о себе спектаклями, в которых принципы эстрады сильнее и явственнее, чем в других театрах. Я имею в виду Театр на Таганке. «Антимиры» и «Павшие и живые», «Послушайте!» и «Десять дней, которые потрясли мир» — это, конечно, театр, но надо признать, что он чрезвычайно близок эстраде. И может быть, в этой слиянности с залом, в неприкрытой и активной тенденциозности (в лучшем, высоком смысле этого слова), в серьезном и абсолютно искреннем разговоре о том, что сегодня «болит» — во всех этих, да и многих других элементах, являющихся принципиальными для эстрады, но вовсе не обязательных для театра, может быть, во всех этих элементах и заключается причина особого успеха Театра на Таганке?А еще более молодой выпуск Школы-студии вахтанговцев создал маленький эстрадный театр «Скоморох». Его спектакли — представление, в котором есть и лирика, и психология, и философия, и это уже настоящая эстрада.
Да, эстрада не имеет классики, которая переживает века, — как Шекспир, Бетховен, Пушкин, Микеланджело, Рафаэль, Росси, но ведь это — искусство исполнения, а оно неповторимо, оно живет только в момент творчества. Эстрада— «искусство немедленного действия», наиболее мобильное, актуальное, оперативное искусство (как газета, плакат), оно «сегодняшнее искусство», и в этом — его особенность и сила.
Вслушайтесь в слова поэта Л. Озерова:
Есть строка – на пока.
Есть строка – на века.
От одной нам светлее на несколько дней.
От другой на столетья видней.
А какая – нужней?
А какая – важней?
Я не знаю, мне обе нужны – для души, для страны.
И строка – на пока, и строка – на века.
1.8 сценическое действие эстрадного искусства
По мере своего развития театр сформировался как вид искусства, отображающего действительность в динамических и протяженных формах самой жизни, а концертное исполнительство осталось в основном искусством рассказа (словесного, музыкального, пластического) об отдельных ее моментах. Для создания наибольшего художественного эффекта театру понадобилась помощь других видов искусства — главным образом изобразительных. Декорации, костюмы, реквизит, художественное освещение способствовали воссозданию обстановки и атмосферы действия пьес. Эти компоненты позволяли зрителям воспринимать актерское искусство не в «оголенном» виде, а в окружении определенных овеществленных обстоятельств, что в свою очередь создавало художественную иллюзию процессов жизни, не концентрирую внимание аудитории только на лицедеях. Волей или неволей зрители распределяли свое внимание па все компоненты спектакля, но, конечно, первейшим объектом их восприятия всегда оставался актер.
На концертных подмостках театральных компонентов всегда значительно меньше. Они попросту не нужны. Мастерство рассказа безраздельно находится в руках самого исполнителя, и если ему необходимо прибегать к помощи элементов изобразительного искусства, то эта помощь проявляется здесь в самых скромных дозах. Поэтому внимание зрителя-слушателя полностью сосредоточивается на искусстве рассказывающего, и, таким образом, резко повышается мера его художественной ответственности.
Актер обязан осознавать себя рупором своей эпохи, пропагандистом передовых идей.
Мастерство актера в номерах эстрадных жанров обычно не скрывается за демонстрируемым материалом, не сливается с ним незаметно. Создание образа происходит открытым приемом, на глазах зрителей. Это качество, которое Ю. Дмитриев назвал «открытостью мастерства», берет свое начало из давно сложившейся системы взаимоотношений демократической, народной аудитории с исполнителями. Зритель хотел видеть все детали, все подробности выступления, даже «технологию» создания характеров действующих лиц. Такое желание основывалось на доверии к артисту, который, по мнению зрителя, знает и может многое, чего не знает и не может сделать публика, но вместе с тем в социальном смысле он близкий аудитории человек.
Актер в театре занимается действенным воссозданием, проигрыванием (проживанием) отрезков жизни своего персонажа, насыщенных событиями. Театрального актера можно считать воссоздателем процессов жизни. Способность к этому роду творческой деятельности заключается в умении владеть всем комплексом психофизической актерской техники. Актер действует на сцене, а, следовательно, его нахождение несет осмысленную форму. У него есть цель, которую он пытается достичь, и она неразрывно связанна с идеей самой композиции.
Открытость взаимоотношений со зрителем предполагает в творчестве исполнителя обязательный учет реакций аудитории, а стало быть, гораздо большую, чем в театре, долю импровизационности. Как известно, все без исключения виды исполнительства основываются на сочетании более или менее точного воспроизведения авторского сочинения и собственного творческого вклада артиста-истолкователя. Этот вклад, который обычно называют трактовкой, интерпретацией, складывается, в свою очередь, из предварительной разработки художественного материала во время репетиционной работы плюс импровизации, рождающейся непосредственно во время исполнения.На протяжении всей многовековой истории эстрадному искусству было присуще преобладание исполнительской импровизационности. Шуты, скоморохи, клоуны всегда строили свои выступления с учетом поведения и настроения окружающей публики.
1.9 СИНТЕТИЧНОСТЬ ЭСТРАДНОГО
И АКТЕРСКОГО РЕМЕСЕЛ
Нам следует коснуться особых специфических качеств, которыми должен владеть концертный исполнитель, выступающий именно в эстрадных жанрах.
Эстрада любит актера, обладающего одновременно многими умениями, то есть синтетического актера. Тем самым для зрителя как бы компенсируется недостача внешней зрелищности, отсутствие некоторых театральных компонентов.
Если вначале говорить для сравнения о филармонических, серьезных жанрах концертного творчества, то понятие актерской синтетичности, неразрывного соединения, сплава нескольких умений оказывается здесь не суть обязательным. Разумеется, владение певческим искусством или музыкальным инструментом дает возможность тому же актеру-чтецу ввести в чтецкую работу музыкальный фрагмент, своего рода музыкальную «цитату». Так же и вокалист, в совершенстве владеющий актерским искусством, будет более выразительным и убедительным в певческой миниатюре. Но все-таки замечено, что в искусстве филармонического направления более всего ценится так называемая «чистота жанра», высокое, виртуозное владение одним только видом, родом и подчас даже жанром искусства. И, конечно, слушатели неодобрительно отнеслись бы к известнейшему пианисту, который стал бы публично в этом же номере выступать еще и с игрой па тромбоне.