Смекни!
smekni.com

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности (стр. 6 из 13)

1 Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.

2 Воспитание и развитие внутренней (воля, внимание, память, мышление, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувство ритма и темпа, чувство пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.

3 Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической и диалогической формы речи; обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.

4 Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через театральные игры, упражнения актерского тренинга и игры, развивающие творческие способности дошкольников.

5 Знакомство с историей и развитием театрального искусства; развитие познавательных интересов дошкольников через расширение представлений о театральных профессиях, о театральном здании и о видах театрального искусства.

6 Освоение основ исполнительской, зрительской и общей культуры.

7 Улучшение психологической атмосферы в группах, выход на новый уровень взаимодействий и взаимоотношений между детьми, взрослыми и детьми.

Данная программа рассчитана на детей среднего и старшего дошкольного возраста, поскольку это возраст более совершенных психических процессов, развивающегося творческого освоения детьми различных видов деятельности.

В основу программы положен опыт воспитания ребенка как АРТИСТА - ТВОРЦА-ИСПОЛНИТЕЛЯ с позиции театральной "школы переживания", созданной К.С.Станиславским, где учитываются личностный опыт ребенка и уровень его психофизического развития.

Содержание образования, согласно педагогической системе Станиславского, строится по трем разделам:

1. Актерское мастерство (с элементами сценического движения и пантомимики).

2. Сценическая речь (техника речи, выразительность речи).

3. Искусство театра (история и специфика театрального искусства).

Механизм обеспечения эффективности программы базируется на рефлексии педагога и детей посредством актерского тренинга и ситуационных игр на каждом учебном занятии - действе, организованном по специально созданной режиссерской модели, включающей в себя разработку замысла и воплощения педагогической идеи как содержания образования. Такая предварительная подготовка обеспечивает открытую режиссуру каждого занятия по данному курсу, дает возможность активного сотворчества, соигры, события педагога и ребенка и позволяет дошкольнику приобрести необходимый культурный опыт в естественных условий образовательной среды. Таким образом, программное содержание представляет собой действенно-игровое по характеру познания и отражения действительности, где в системе ТВОРЕЦ - ИСПОЛНИТЕЛЬ - ЗРИТЕЛЬ развиваются критические суждения, познавательно-аналитические способности и внутренняя эмоциональная активность дошкольника. Поэтому программа "Развитие индивидуально-творческих способностей дошкольника средствами театрального искусства" - это одна из версий решения проблемы гуманизации образования ребенка дошкольного возраста в театральной деятельности ДОУ, предлагаемая к реализации в виде отдельного учебно-развивающего предмета или в виде интегративной части образовательного блока.

2.3. Роль воспитателя в организации

музыкально-театрализованной деятельности дошкольников

Организация детской художественно-творческой деятельности в условиях детского сада облегчается наличием организованных в группе детского сада различных уголков (музыкальных, театральных зон и т.д.). Это обусловлено особенностями дошкольного возраста и, прежде всего, ведущей деятельностью — игровой.

В спонтанно возникающей игре в музыкантов, артистов, художников естественно проявляются детские творческие порывы. Однако практическим работникам дошкольных учреждений предлагается множество методов косвенного руководства самостоятельной музыкально-творческой деятельностью, а также форм работы с детьми в процессе музыкальных занятий различных видов, среди которых наибольший интерес представляет линейная, индуктивно-дедуктивная, контрастная и взаимопроникающая.

Становление творческой личности ребенка особенно эффективно происходит в условиях реализации театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность формирует способность детей к эмоциональной эмпатии, развивает творческую активность, их исполнительные возможности. Театрализованная деятельность направлена на разрешение задач нравственно-эстетического воспитания.

Используя данные, приведенные в материалах по социально-эмоциональному развитию детей Нижегородского научно-исследовательского социально-педагогического института валеологии и экологии человека, предлагаем содержание и методику проведения занятия по театрализованной деятельности.

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

— просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

— игры-драматизации;

— подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

— упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

— отдельные упражнения по этике;

— упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.

Занятия по театрализованной деятельности выполняют ряд функций: познавательную, воспитательную и развивающую. Их задачей является не только подготовка к спектаклям. Содержание, формы и методы проведения данных занятий должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:

— развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;

— создание атмосферы творчества;

— социально-эмоциональное развитие детей.

Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и т. д., то есть со "знаками", играющими роль выразительного языка.

Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей.

Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие.

Следует подчеркнуть, чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности. В соответствии с этим перед воспитателем встают две основные задачи:

— понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны;

— помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых может развернуться содействие персонажам произведений.

Занятия по театрализованной деятельности могут включать как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни.

Занятия по театрализованной деятельности проходят в двух направления:

1 освоение детьми основ актерского мастерства в процессе выполнения упражнений творческого характера;

2 освоение детьми технических приемов, характерных для различных видов театрального искусства.

Творческое развитие личности дошкольника происходит в процессе системного и личностно значимого приобщения к театральному искусству и предполагает последовательное усложнение учебного материала в соответствии с личным опытом воспитанника, что обеспечивает органичное вхождение ребенка в многогранный мир театра.

В процессе реализации комплекса занятий по театрализованной деятельности решаются следующие задачи:

— развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника;

— воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;

— овладение импровизационными умениями;

— развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности;

— совершенствование познавательных процессов.

В статье М.Маханевой «Театрализованная деятельность дошкольников» рекомендуется схема занятий по театрализованной деятельности.

Занятия в основном строятся по единой схеме:

— введение в тему, создание эмоционального настроения;

— театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

— эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Для того, чтобы все дети были вовлечены в работу, рекомендуется использовать разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах.

Во время занятий необходимо: выслушивать ответы и предложения детей; если дети не отвечают, не требовать объяснений, а перейти к действию с персонажем; при встрече детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними; в заключении различными способами вызывать у детей радость.