Смекни!
smekni.com

Развитие творческих способностей младших школьников в процессе внеклассной работы по трудовому обучению (стр. 7 из 12)

На орнаментальных работах и поздравительных открытках учащиеся покрывают мозаикой только само изображение. При изготовлении украшений, которые можно повесить на стенку как картину, или при выполнении композиции на свободную тему мозаикой следует покрыть всю поверхность основы, т.е., кроме изображения, оформить и фон изделия. Готовое изделие должно просохнуть. Для придания работе прочности, блеска и укрепления краски можно покрыть мозаику нитролаком.

Хорошо смотрятся мозаичные работы из скорлупы, выполненные на холсте или суровом полотне, натянутом на подрамник. При подборе узоров и рисунка надо учитывать народные орнаменты, характерные особенности окружающей местности.

Ниже предлагаем примерную последовательность заданий для практических работ разной сложности:

1. Изготовить композицию в полосе с одним элементом (геометрическим).

2. Изготовить двухцветную композицию.

3. Изготовить настенную мозаику «Цветы».

4. Изготовить композицию в полосе с двумя элементами (лист, цветок).

5. Изготовить поздравительную открытку.

6. Изготовить настенную картину на заданную тему.

7. Изготовить композицию на свободную тему.

Отдельные, разрозненные изделия детей, как указывалось выше, можно компоновать, создавая коллективные творческие работы.

Для коллективной композиции, подготовленные индивидуальные изображения вырезают по краю вместе с бумажной основой и осторожно наклеивают на новую основу. При этом надо руководствоваться выбранной темой (например, «Времена года», «Любимые герои из сказок») и стараться не перегружать композицию большим количеством деталей.

Такие работы годятся для выставок, оформления уголка чтения в классе и др.

Учащиеся начальных классов охотно выполняют мозаичные работы из окрашенной скорлупы. Целесообразно, чтобы этим занятиям предшествовали аппликации и мозаика из бумаги, так как трудовые операции по изготовлению тех и других изделий имеют много общего.

До выполнения практических заданий необходимо в беседе с детьми подчеркнуть некоторые свойства скорлупы (цвет, хрупкость), сравнить скорлупу с другими известными материалами. Можно провести несколько небольших опытов. Например, растолките несколько кусочков скорлупы. Она превратится в белый порошок. Уместно сообщить детям, что толченая скорлупа полезна для роста кур - ее добавляют в корма. Поместите скорлупу в банку с уксусной кислотой и проследите, как через некоторое время она растворится и затем выпадет в виде белого осадка. Это неожиданное для детей свойство скорлупы - ее растворимость в кислоте - объяснить им сложно, но можно напомнить о растворимости некоторых других веществ, что известно им из курса природоведения.

Совершенно очевидно, что практическое выполнение мозаичных работ из скорлупы в сочетании с беседой или рассказом учителя о мозаике как виде прикладного искусства расширяет общий кругозор детей, помогает в решении современных задач трудового обучения и эстетического воспитания.

2.4 Работа с папье-маше на внеклассных занятиях по трудовому обучению

2.4.1 История возникновения работы с папье-маше

Всему миру известны великолепные живописные миниатюры мастеров Федоскина, Палеха, Мстёры... Изящные, разнообразные по форме шкатулки, ларцы, табакерки, игольницы, бисерницы уже не одно столетие радуют любителей и знатоков декоративно-прикладного искусства. Но не все знают, что многие эти предметы, пользующиеся заслуженной славой, изготовлены из папье-маше, покрытого черным лаком.

Папье-маше в буквальном переводе с французского означает «жеваная бумага» и представляет собой способ склеивания маленькими кусочками 5-7 слоев бумаги по определенной форме или модели. Корни его создания уходят в Иран средних веков. Европа же познакомилась с искусными изделиями иранских мастеров в XVIв. Основу иранских шкатулок и ларцов составляли несколько слоев проклеенной бумаги, сверху обмазанной смесью клея и мела, и расписанных красками, поверх которых наносился слой прозрачного лака. К сожалению, эти нарядные шкатулки и ларцы были очень хрупкими. Смекалистые крепостные купца Коробова, первого организатора производства в России табакерок из папье-маше, начали изготовлять основу из добротно проклеенных, спрессованных листов картона. Для большей прочности картон проваривали в льняном масле, после чего просушивали в печи. Покупатели довольно быстро оценили преимущества красочно оформленных, легких табакерок из папье-маше по сравнению с тяжелыми и неудобными из фарфора. Только за один 1804 г. Коробов продал 9094 табакерки.

В настоящее время папье-маше используется для изготовления различных наглядных пособий, например макетов и рельефных карт. Из папье-маше делают занятные елочные украшения и новогодние маски, а также различные сувениры и поделки.

Анализ фактического положения дел на практике свидетельствует о том, что сейчас папье-маше несправедливо забыто и очень редко встречается в планах работы кружков картонажа и лепки и кружков «Умелые руки», в то время как внеклассные занятия по выклейке папье-маше позволяют решать многие образовательные и воспитательные задачи. Так, на уроках трудового обучения в начальных классах ученики знакомятся с различными свойствами бумаги: гибкостью, прочностью, растяжимостью и т.д. В процессе внеклассных занятий с папье-маше знания детей о перечисленных свойствах бумаги закрепляются практически. Сам процесс выклейки изделий способствует формированию у младших школьников многих трудовых умений и навыков: разметки и вычерчивания деталей на бумаге, сгибания, резания и склеивания бумаги, соединения и скрепления деталей разными способами. Кроме того, занятия, посвященные папье-маше, положительно влияют на развитие у детей творческих способностей и художественного вкуса, на воспитании у них прилежания, аккуратности, настойчивости.

Принимая во внимание относительную несложность технологии изготовления предметов из папье-маше, проводить работу с ним можно не только на занятиях кружка «Умелые руки», но и в свободное время в группе продленного дня. Обязательным условием достижения успеха в работе является хорошее знание руководителем кружка программы трудового обучения начальных классов. Важное значение имеет также знание педагогом объема и уровня трудовых умений и навыков учащихся, особенно тех умений и навыков, на которые будет необходимо опираться при работе с папье-маше.

2.4.2 Технология изготовления папье-маше. Работа с ним

Само собой разумеется, что руководитель кружка должен детально знать технологию изготовления папье-маше и своевременно подготавливать к занятиям инструменты и материалы.

Прежде всего потребуется бумага, которая хорошо впитывает влагу и равномерно склеивается. Такой является непроклеенная бумага, газетная или оберточная. Выклейку кусочков бумаги осуществляют с помощью клейстера из крахмала или муки. Готовят его так: 3-4 столовых ложки картофельной муки тщательно размешивают в 1 л теплой воды, смесь доводят до кипения, после чего в нее вливают жидкий столярный клей (полстакана на 1 л крахмального клейстера). Клейстер варят на слабом огне 30-40 мин при регулярном помешивании.

Для получения более качественных изделий из папье-маше при последующей обработке поверхности особо хорошо зарекомендовало себя использование одного из видов эмульсионного грунта - левкаса. При грунтовке левкас заполняет все неровности, придавая поверхности зеркальный блеск и делая ее удобной для раскраски. В состав левкаса входят тальк, мел, столярный клей, олифа и масляный лак. Делают его следующим образом: в жестяную банку последовательно вливают 2 стакана разведенного столярного клея крепкой концентрации, 2 столовые ложки натуральной олифы и чуть меньше половины стакана масляного лака, после тщательного размешивания в состав небольшими порциями добавляют предварительно просеянную смесь талька с мелом (в пропорции 1:1). Все исходные части еще раз перемешивают до состояния не очень густой тестообразной массы и доводят до кипения. Левкас накладывают на изделие тонким слоем, после чего просушивают и зачищают мелкозернистой наждачной бумагой. При необходимости грунтовку и зачистку повторяют еще несколько раз. Если обстоятельства почему-либо не позволяют приготовить левкас, то можно обойтись и без него. Наряду с перечисленными материалами для работы с папье-маше каждому ученику понадобятся некоторые несложные инструменты: линейка, карандаши, ножницы, циркуль, резинка, кисточки для клея, баночки или розетки для воды и клея. Учитывая возрастные особенности младших школьников и отсутствие у них прочных навыков обращения с инструментами, следует осторожно применять колющие и режущие предметы, такие, как нож, шило, кусачки, молоток и т.д.

Выклейку папье-маше производят как по моделям, вылепленным из пластилина или глины, так и непосредственно по формам самих предметов, таких, блюдце, тарелка, чашка. Естественно, что каждый ученик должен иметь модель или сам предмет, по которому будет выполняться выклейка.

Остановимся более подробно на технологии работы с папье-маше. Прежде всего подготавливают бумагу для выклейки. Необходимо иметь в виду, что ее нельзя нарезать ножницами, так как в этом случае края кусочков плохо склеятся и дадут рубцы. Разорванные же руками кусочки бумаги плотно и прочно прилегают друг к другу, образуя сплошной ровный слой. Слои получаются более равномерными, если для выклейки взять бумагу двух различных цветов, например оберточную и газетную.

Первый слой целесообразно выложить из кусочков оберточной бумаги, смоченной в воде (можно смазать вазелином). Делают это так: небольшую полоску бумаги (приблизительно 20х25 см) опускают в баночку с водой, затем отжимают и осторожно расправляют. От полоски постепенно отрывают небольшие кусочки (2х2 см), которыми и обкладывают модель изделия. Следующий слой составляют из кусочков газетной бумаги, предварительно смазанной клейстером. Каждый наклеенный на модель кусочек бумаги плотно приглаживают пальцами, рядом подклеивают второй, третий и т.д. кусочки так, чтобы края одного слегка находили на другой. Между кусочками бумаги не должно быть пустого места и просветов. На закругляющихся местах модели используют кусочки меньшего размера. По ходу работы следят за тем, чтобы на модели не образовывались складки и морщины. За газетным слоем вновь последует слой из оберточной бумаги, и так слои будут чередоваться друг с другом, пока на модели не будет выклеено 5- 7 слоев. Если педагог в дальнейшем не предусматривает обработку поверхности предмета грунтом (левкасом), то начать и закончить выклейку целесообразно светлой однотонной бумагой. После выклейки поверхность изделия смазывают тонким слоем клейстера и ставят на полки или стеллажи для просушивания. Просушка должна быть постепенной и равномерной, лучше всего делать это на свежем воздухе, подальше от большого жара. 5-7– слойное изделие высыхает за 1-2 суток.