Смекни!
smekni.com

Развитие творческих способностей младших школьников в процессе внеклассной работы по трудовому обучению (стр. 1 из 12)

Содержание

Введение

Глава I. История развития вопроса в работах педагогов

1.1Взгляды зарубежных представителей педагогики

1.2Развитие вопроса в России

1.3 Сущность индивидуально-личностного взаимодействия

1.4 Развитие интереса к творчеству и виды творческой деятельности

1.5 Методы развития творческих способностей у детей

Глава II. Внеклассная работа по труду (из опыта работы)

2.1. Вязание как отрасль декоративно-прикладного искусства

2.2.1 Инструменты и материалы. Технология выполнения набора петель

2.2. Аппликация из соломы

2.2.1 История развития работы с соломой

2.2.2 Технология работы с соломой

2.2.3 Методика изготовления аппликации из соломы

2.3. Мозаика – один из видов монументально-декоративного искусства

2.3.1 История появления мозаики как вида декоративно-прикладного искусства

2.3.2 Методика изготовления мозаики из яичной скорлупы

2.4. Работа с папье-маше на внеклассных занятиях по трудовому обучению

2.4.1 История возникновения работы с папье-маше

2.4.2 Технология изготовления папье-маше. Работа с ним

Глава III. Практическая часть

3.1. Использование техники работы с разными материалами на кружковых занятиях

3.2. Методы, используемые на занятиях

3.3. Конспекты занятий

3.4. Рекомендации

3.5. Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей 8-9 лет

Заключение

Список литературы


Введение

Внастоящеевремянапервыйпландеятельностишколывыдвигаетсятрудовоевоспитаниеиобучение, втомчислесредствамиискусства. Оноиграетважнейшуюрольвгражданскомстановлении, нравственномформированииличности, ввыработкеосознанногоотношенияподростковкучебе, подготовкеихквступлениювсамостоятельнуюжизнь.

Декоративно-прикладноеискусство - этообширнаяобластьискусств, котораяслужитхудожественномуформированиюматериальнойсреды, создаваемойчеловеком, способствуетвнедрениювнееэстетическогоиидейно-образногоначала. Произведениядекоративно-прикладногоискусстванарядусделениемихпопрактическомуназначению (утварь, мебель, ткани, орудиятруда, одеждаит.д.) классифицируютсяпоматериалу (дерево, металл, керамика, текстиль) ипотехникевыполнения (резьба, роспись, чеканка, инкрустация, мозаикаит.д.) Благодарясоединениютехники, технологическихприемовобработкиматериаловсхудожественнымтворчествомиискусствомдостигаетсяособаядекоративнаякрасотаивыразительностьпредмета.

Вшкольныхзанятияхдекоративно-прикладнымискусствомзаложенвысокийвоспитательныйпотенциал. Раскрываяогромнуюдуховнуюценностьизделийнародныхмастеров, такиезанятияформируютэстетическийвкусшкольников, позволяютвооружатьучащихсятехническимизнаниями, развиватьунихтрудовыеуменияинавыки, вестипсихологическуюипрактическуюподготовкуктруду, квыборупрофессии. Таквпроцессезанятийразличнымивидамидекоративно-прикладногоискусстваорганическисочетаютсяисвязываютсязадачиэстетическогоитрудовоговоспитанияшкольников.

Существуетнемаловидовхудожественнойобработкиматериалов. Однакодалеконекаждыйизнихможетвойтисоставнойчастьювсодержаниезанятийобщеобразовательныхшколвкачествеодногоизвоспитательныхсредств. Онидолжныотвечатьопределеннымпедагогическимтребованиям. Видыдекоративно-прикладногоискусства, используемыеввоспитательнойработеобщеобразовательнойшколы, привысокихэстетическихкачествахдолжныбытьдоступнышкольникампосвоимхудожественнымитехнологическимхарактеристикам, позатратефизическихусилий. Однаконарядусдоступностьюипосильностьюэтизанятиядолжныобладатьпотенциальнымзапасомсложности, чтобыкаждоеизвыполняемыхзаданийвелосьподидактическомупринципуобучениянавысокомуровнетрудностей, позволяющемуполнеераскрытьдуховныеифизическиесилышкольников.

Вшколедолжнынаходитьместотакиевидыдекоративно-прикладногоискусства, впроцессеосвоениякоторыхустанавливалисьбыпрочныемежпредметныесвязииполучалипрактическоеприменениеидальнейшееразвитиезнания, приобретаемыешкольникаминаурокахпоразличнымдисциплинам. Занятиядекоративно-прикладнымискусствомдолжныосновыватьсяназнаниях, приобретенныхучащимисянаурокахизобразительногоискусства, черченияитрудовогообучения, физикиихимии. Приработенаддекоративнымикомпозициямиучащиесямогутвоспользоватьсязнаниямиизобластиботаники, биологии, истории, литературыидругихучебныхдисциплин.

Вместестемнемалоезначениеимеетсоответствиевыбранныхвидовдекоративно-прикладногоискусстватребованиямшкольнойгигиеныибезопасноститруда, возможностипроведениязанятийвучебныхмастерскихикабинетах. Непременнымусловиемявляетсятакжедоступностьматериаловималоеколичествоинструментов, применяемыхдлясозданияизделий.

Нередкислучаи, когдадетскоеувлечениестановитсяпрофессией. Вшколах, находящихсяврайонахраспространениянародныххудожественныхпромыслов, учащиесянаурокахтрудовогообученияизучаюттрадиционныеприемыхудожественнойобработкиматериалов, свойственныесвоемукраю. Благодарясодружествушколипредприятийхудожественнойпромышленностивэтихместахучащиесясраннеговозрастанаходятсявтесномобщенииснароднымискусством (изучаютегобогатейшиетрадиции), винтересном, увлекательномтворческомпроцессе, которыйлежитвосновеобучения, приобретаютрабочуюпрофессию. Притокмолодыхсилвсвоюочередьдаетвозможностьхудожественнымкомбинатампостояннорасширятьпроизводство, совершенствоватьиразвиватьтрадициинародныххудожественныхпромыслов. Нодажеесливдальнейшемучащиесянесвяжутсвоюпрофессиюсдекоративно-прикладнымискусством, навыки, полученныеиминазанятиях, повысятихкультурныйуровень, расширяткругозор, окажутсущественнуюпомощьвработеповыбраннойспециальности.

Важнымзвеномвтрудовомиэстетическомвоспитанииучащихсяобщеобразовательныхшколсредствамидекоративно-прикладногоискусстваявляютсявнеурочныезанятиявнекласснаяивнешкольнаяработа так считают следующие педагоги: Я.А. Каменский, Дж. Локк, В.В. Сухомлинский, И.П. Волкова и другие.

Занятиявкружкахпозволяютучащимсяприобщитьсякинтересномуделу, котороевнутреннеобогатитих, уведетвмирпрекрасного, авдальнейшемзаполнитинтереснымтворческимтрудомсвободноеотработывремя.

Задача развития индивидуальных художественных возможностей школьников, воспитания в них новаторского отношения к труду всё больше овладевает педагогическим сознанием преподавателей.

Творчески работающий педагог находится в постоянном поиске путей и средств решения задач трудового воспитания, а также вопросов развития индивидуально художественных особенностей. Поэтому задачей руководителя кружка является заложить основы творческого потенциала ребёнка и его художественного развития.

Большинство исследователей, затрагивающих проблему развития индивидуальных творческих возможностей школьников, считает, что этому способствует возможность проявить свои умения на кружковых занятиях, показать неповторимость своего изделия и технику его выполнения. Поэтому руководители кружков обязательно должны целенаправленно выявлять склонности детей и, учитывая педагогические требования, предлагать им темы работ в соответствии с их интересами и возможностями. Необходимо позволять детям самим предлагать вид изделия, способы работы, экспериментировать, вносить новшества. Индивидуальный труд учащихся во время кружкового занятия заключается в том, что под общим руководством преподавателя школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоёмкость этих заданий должны подбираться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей школьников для успешного выполнения намеченных планов.

Индивидуально художественные особенности – понятие широкое. Оно заключает в себе умение ребёнком своеобразно, по-своему выполнить задание преподавателя. Проявить свою фантазию, воображение, быстроту, умение владеть инструментами и материалом. Воспитание осуществляется одинаково для всех детей, но в зависимости от его индивидуальности, оно воспринимается по-разному.

В наше время каждый ребёнок стремится быть непохожим на остальных, это проявляется в стремлении лучше учиться, одеваться, выглядеть. Поэтому задачей учителя является уделить внимание индивидуальным желаниям и требованиям детей.

Гипотеза – при правильном планировании и организации внеклассной работы по трудовому обучению решаются актуальные на сегодняшний день проблемы развития творческих способностей младших школьников.

Объект: учащиеся младших классов.

Предмет: система методов и приемов работы в кружке.

Задачи:

1. Изучить историю вопроса.

2. Выявить ряд педагогических условий, при которых возможно развитие творческих способностей младших школьников и формирование у младших школьников внимательного, ответственного, заинтересованного отношения к внеклассным занятиям по труду.

3. Познакомиться с опытом работы учителей по данному вопросу.

4. Подобрать ряд материалов, изделий, которые помогли бы развивать творчество младших школьников при организации внеклассных занятий по труду.

Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- теоретические: анализ и синтез;

- эмпирические: наблюдение.

Организация работы:

Работа велась в течение 1 года.

На первом этапе (октябрь - ноябрь) изучалась психолого-педагогическая, методическая литература, опыт учителей по данной проблеме.

На втором этапе (декабрь - январь) изготавливались образцы для приложения.

На третье этапе (февраль - март) материал анализировался, формировался в виде дипломной работы.

Практическая значимость – обоснование педагогических условий, при которых возможно осуществление созидательных возможностей личности, реализации ее общего и творческого потенциала; разработан цикл занятий и заданий, образцы, технологические карты, дидактические игры.