Дж. Рензуми считает, что одарённость является результатом взаимодействия трёх факторов: способности выше среднего, или таланты; приобщённость к задаче; креативность. Помимо интеллектуальных факторов, разные авторы включают в одарённость мотивационно - личностные [23,с.15].
Творческие способности включают в свою структуру воображение, которое является условием и предпосылкой их развития.
«Вминуты кризиса только воображение лучше, чем знание, ибо только с его помощью можно вырваться из кризиса и заглянуть в будущее» [13,с.120].
Воображение - это психический процесс создания новых образов, представлений мыслей на основе имеющегося опыта, путём перестройки представлений человека. Творческое воображение - это процесс создания новых образов, то есть образов таких объектов, которых вообще нет в действительности. Изобретательство, рационализаторство, выработка новых форм обучения и воспитания на творческом воображении [8,с.101]. Всякая деятельность человека, результатом которого является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий будет принадлежать к роду творческого или комбинирующего поведения. Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией.
«Всякое изобретение - говорит Рибо, - крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением - постройкой, возведённой в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений... все предметы обыденной жизни, не исключая самых простых и заурядных, является так сказать, кристаллизованным воображением».
Из этого легко видно, что наше обыденное представление о творчестве также не вполне соответствует научному пониманию этого слова. В обычном понимании творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали научные открытия. Но творчество на деле существует не только там, где оно создаёт великие исторические произведения, но везде там, где человек воображает, изменяет или создаёт что-либо новое [6, с.6].
Деятельность творческого воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда различных факторов. Совершенно понятно поэтому, что эта деятельность не может быть одинаковой у ребёнка и у взрослого. Воображение зависит от опыта, а опыт ребёнка складывается и растёт постоянно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которое своей сложностью или
простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребёнка опять совсем другое. Интересы также различны. Важнейшая способность творца - гениальность. Она выражается необыкновенной концентрацией, напряжённостью внимания и огромной восприимчивостью; впечатлительностью умением видеть вещи в их сущности, даром интуиции, предчувствия, предугадывания [6, с.22].
Таким образом, творческие способности определяются наследственными предпосылками, условиями обучения и воспитания, опытом ребенка, ранним развитием.
Резюмируя выше изложенное, можно сделать следующие выводы:
1). Среди ученых есть разногласия в трактовке определения, понимании природы творческих способностей, условий, факторов их развития.
2). Ученые сходятся в понимании задатков как природной основы способностей.
3). В науке исследованы взаимосвязи творческих и интеллектуальных способностей, творчества и деятельности, творчества и личности, креативности и одаренности.
4) В психологии раскрыты механизмы творчества, выделены его этапы, определена роль познавательной потребности в процессе творческой деятельности.
1.2 Пути и условия развития творческих способностей в процессе обучения
Можем выделить следующие пути развития творческих способностей в процессе обучения:
1) задания, направленные на развитие творческих способностей;
2) положительная атмосфера в классе, дающая возможность для развития творческих способностей. Из этого мы можем выявить следующие условия:
1) раннее начало; предоставления свободы выбора; среда, окружающая ребёнка.
2) различные методы (диалогические формы обучения, организация дискуссий, проблемный диалог, проблемные ситуации, постановка вопроса и т.д.).
3) творческий потенциал самого учителя, его тактичность. Рассмотрим условия развития творческих способностей:
Первое условие успешного развития творческих способностей - раннее начало.
Второе условие - насколько возможно, заранее окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность.
Третье, чрезвычайно важное условие вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.
Четвёртое - ребёнку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т.д.
Пятое - предоставляя ребёнку свободу не только не исключает, а наоборот предполагает не навязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. Но нельзя делать за ребёнка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься [15,с.13].
Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.
Развитие детского творчества в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, всепонимающего учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед учителем любой ступени и любого предмета стоят следующие задачи:
- замечать любые творческие проявления учеников;
- создавать условия для развития творческих способностей на уроках; Идея К.А.Макаренко: «нестеснённое слово» ребёнка, открытый диалог на уроках, свободная мысль - являются непременными условиями детского творчества [9, с.40].
Обращение к диалогическим формам обучения, организации дискуссий, проблемного диалога, позволяет не только сохранить творческую активность учащихся, но и значительно повысить интерес к учению.
Одним из условий развития творческих возможностей школьников является постановка вопросов.
Способность человека к постановке новых вопросов и проблем занимает центральное место в творчестве. Первоначально вопросы ребёнка возникают в общении и для общения, и лишь затем они приобретают познавательную направленность.
Кризис, в ходе которого резко возрастают индивидуальные различия между детьми, выделяются две крайние группы школьников - активные, творческие и пассивные, не творческие. У первых наблюдается рост избирательности вопросов, изменяется их структура - они приобретают гипотетический характер, исследовательский, и подлинно творческий характер, у других - активность в постановке вопросов резко снижена, а сами вопросы носят шаблонный, нетворческий характер [14, с.34].
С первых дней первоклассников надо приучать при единой для всех теме, выполнять задания в своём неповторимом варианте, развивая тем самым самостоятельность, активность, инициативу, то есть качества, сопутствующие творчеству и обуславливающие развитие творческих способностей. Одним способов воспитания самостоятельного, нестандартного, то есть творческого мышления является метод проблемного обучения.
Проблемная ситуация - это ситуация, в которой есть выбор из двух или более возможностей. Проблемная ситуация создаётся тогда, когда содержание ситуации, с которой столкнулся человек, не совпадает с уже имеющимся опытом. Это несоответствие «включает» эмоции и чувства и служит толчком к началу мышления[14, с.44].
Творческую ситуацию - проблему - Бехтеров трактовал как раздражитель. Собственно творчество есть нечто иное, как реакция на такой раздражитель. В своём репродуктивном выражении оно выступает как результат окончательного разрешения этой реакции, или, что то же самое, определённой совокупности рефлексов [17, с23].
На первых порах возникают проблемы и трудности, обуславливаемые тем, что не каждый семилетний ребёнок открыт к творчеству, например: из-за недоразвития внимания и воображения. Чтобы скорректировать эти недостатки и активизировать работу всех детей (даже самых слабых), нужно вводить в уроки такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому. Таких форм существуют множество, но одной из самых благодатных была и остаётся игра. Психология определяет игру, как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. В ней ребёнок активизируется как личность, через игру познаёт мир.
В младшем школьном возрасте роль ведущей деятельности переходит к учению. Этот переход не должен быть резким, поэтому игровые приёмы можно с успехом применять на всём протяжении обучения в начальной школе. Другое дело - игра должна соответствовать возрасту детей, способствовать умственному и духовному развитию, то есть должна быть творческой [1, с.39].
Большую роль по развитию творческих способностей играют сочинения. Сочинять, создавать сочинения,- значит приводить свои знания в порядок. Именно сочинения - высшая форма проявления творческих способностей.
Для того чтобы у учащихся развить сильную познавательную деятельность в учебном процессе, нужно соблюдать определённые психологические условия
1). Необходимо создание на уроках бодрой, эмоциональной атмосферы, позволяющей учащимся осознавать пользу от выполнения работы.
2). Необходимо детей учить учиться, то есть развивать их познавательные силы и способности. На уроках надо учить детей думать, рассуждать, спорить и доказывать [9, с.41].