Конечно, что бы подвести учащихся к проблемному обучению, необходимо с помощью системы специальных вопросов активизировать у учащихся имеющиеся знания [2, с.98].
Мы выявили, что содержание также имеет возможности для развития творческих способностей [4]. Здесь имеются такие задания:
В рубрике «Это задание ты выполнишь дома»:
Например, Тема «Вода»: составить рассказ о том, почему нужно охранять водоёмы, беречь воду.
Рабочие тетради, прилагаемые к учебнику «Окружающий мир» также содержат творческие задания.
Например, домашнее задание: написать сочинение на тему «Почему люди воюют?» и другие [5, с.29].
Таким образом, проанализировав программу Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир» и учебные пособия, прилагающиеся к работе на данном уроке, убедились, что:
- содержание данных учебных пособий несут в себе хорошие возможности для организации творческой деятельности на уроке;
- задания соответствуют методам реализации творческой деятельности младших школьников (использованы методы: диалогического общения, постановке вопросов, проблемной ситуации, игры и другие).
Данная система даёт возможность педагогу развивать творческие способности школьников на уроке через содержание учебников.
2. Опытно-практическая работа по развитию творческих способностей младших школьников по проекту Н.Ф. Виноградовой
2.1 Диагностика творческих способностей младших школьников
Преддипломная педагогическая практика проходила во 2 «Б» классе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №41 г. Белгорода» у учителя Корниенко Татьяны Николаевны. Учитель работает по программе Н.Ф.Виноградовой. Количество детей в данном классе 25 человек. Из них 15 мальчиков и 10 девочек. Успеваемость данного класса средняя.
Была разработана программа констатирующего эксперимента, в которой определялись методы исследования, последовательность их проведения, показатели и критерии уровня творческих способностей школьников.
Таблица 1.
критерии | показатели |
Творческая активность | С желанием выполняет творческие задания, любит придумывать новое. |
оригинальность | Нестандартные решения, ответы, рисунки. |
гибкость | Выдвигает много идей |
Большую роль в развитии творческих способностей учащихся играет организация учебной деятельности школьников. Поэтому первое наблюдение мы провели с целью изучения работы учителя на уроках по развитию творческих способностей детей.
Наблюдение проходило по следующим показателям:
1. Какие условия создавались на уроке для развития творческих способностей?
2. Какие методы применяет учитель на уроке для развития творческих способностей детей?
3. Как учитываются индивидуально-психологические особенности развития креативности при организации учебной деятельности?
4. Часто ли даются задания, направленные на развитие творческих способностей детей на уроке?
5. Поощрялись ли учителем нестандартные ответы, творчески выполненные задания, упражнения?
6. Была ли на уроке создана творческая атмосфера?
В ходе наблюдения выявили, что учитель уделяет внимание развитию самостоятельности детей. Педагог учит детей самим находить способы решения конкретных ситуаций, развивая тем самым творческие способности.
На уроках математики (См. Приложение 1), давались задания, которые носили творческий характер. Например, по выражению составить задачу, изменить ее условие, изменить выражение и т.п. Многие задачи решались несколькими способами. Учитель стимулировала поиск наиболее удобного, оригинального способа, поощряла похвалой. Учитель не была категорично настроена на разнообразные ответы детей, но совсем нелепые предположения не поощряла, а предлагала детям подумать лучше. К каждому заданию задавался такой вопрос, ответ на который был бы не единственный, а ребята в свою очередь пытались найти все возможные варианты его решения.
На уроке русского языка также применялись задания творческого характера (См. Приложение 2). Например, в ходе словарной работы дети знакомились с новыми словарными словами, а затем им давалась возможность придумать различные предложения, используя данные слова. При изучении нового материала часто использовались проблемные методы, когда учащиеся под руководством учителя выводили правило, делали обобщения, формулировали тему урока, учебную задачу. Учащиеся придумывали заголовки к тексту, его начало или концовку.
На уроках литературного чтения ярко прослеживалось развитие творческих способностей детей (См. Приложение 3). На этапе «Речевая разминка» применялся игровой метод. На доске было дано начало пословиц, нужно было подобрать конец. После чтения нового произведения, велось его подробное обсуждение. Учитель предлагала детям описать героя, представить его в определенной ситуации, подумать о его характере, высказать на кого похож и т.п.
Большее внимание мы уделяли урокам окружающего мира (См. Приложение 4). Здесь предлагались следующие задания: при изучении темы «народы России» давались на карточках новые для ребят слова, предлагалось объяснить их значение. В учебнике было задание рассказать о своей национальности. При закреплении материала ребятам предлагались задания на развитие фантазии. Дети делали зарисовки, схемы. Практически на каждом уроке проводились дидактические игры, где ученик должен был представить себя то экскурсоводом, то в роли героя сказки.
Таким образом, в ходе наблюдений мы убедились, что учитель уделяет большое внимание развитию творческих способностей школьников. Для этого он использует потенциал учебников, применяет активные методы обучения, стимулирует проявление творческой активности школьников. Дети всегда принимали активное участие в играх, с интересом выполняли творческие задания. Они не боялись высказывать свое мнение. Этому способствовала благоприятная, дружеская, творческая атмосфера, которую учитель создавала всегда.
Следующее педагогическое наблюдение мы провели с целью изучения проявления творческой активности и творческих способностей учащихся. Была разработана следующая программа наблюдения:
1.Желание выполнять творческие задания:
а). С большим желанием;
б). Не проявляет особого желания;
в). Отказывается выполнять.
2. Включение в творческую деятельность:
а). Всегда включается;
б). Редко принимает участие;
в). Никогда.
3. Творческий подход к выполнению творческих заданий:
а). Высокий уровень (проявляет самостоятельность, оригинальность);
б). Средний уровень (выполняя задания ученику требуется небольшая помощь учителя),
в). Низкий уровень (работа строится под руководством учителя).
4. Уровень проявления креативности в выполняемых заданиях:
а). Высокий уровень (работа отличается оригинальностью, нестандартным подходом)
б). Средний уровень (в задании прослеживается участие воображения ребенка);
в). Низкий уровень (задание выполнено на репродуктивном уровне).
Наблюдение осуществлялось на первой неделе практики, данные фиксировались с помощью условных обозначений «+» в графе, соответствующей букве предполагаемого ответа.
Полученные результаты мы представили в таблице. В графе итог сделали выводы об уровне проявления творческих способностей: ВУ – высокий уровень, СУ – средний, НУ – низкий уровень.
Таблица 2.
№ | Ф.И. | Показатели проявления творческих способностей | итог | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||||
а | б | в | а | б | в | а | б | в | а | б | в | |||
1 | Алина Б. | + | + | + | + | НУ | ||||||||
2 | Артем Б. | + | + | + | + | НУ | ||||||||
3 | Андрей У. | + | + | + | + | СУ | ||||||||
4 | Артем Г. | + | + | + | + | ВУ | ||||||||
5 | Вероника К. | + | + | + | + | СУ | ||||||||
6 | Вика У. | + | + | + | + | СУ | ||||||||
7 | Влад Я. | + | + | + | + | НУ | ||||||||
8 | Диана М. | + | + | + | + | НУ | ||||||||
9 | Дима К. | + | + | + | + | НУ | ||||||||
10 | Данил Ч. | + | + | + | + | СУ | ||||||||
11 | Илья Х. | + | + | + | + | ВУ | ||||||||
12 | Катя Ш. | + | + | + | + | СУ | ||||||||
13 | Коля Б. | + | + | + | + | СУ | ||||||||
14 | Коля К. | + | + | + | + | ВУ | ||||||||
15 | Максим Д. | + | + | + | + | СУ | ||||||||
16 | Максим П. | + | + | + | + | ВУ | ||||||||
17 | Миша Н. | + | + | + | + | СУ | ||||||||
18 | Настя Л. | + | + | + | + | СУ | ||||||||
19 | Настя К. | + | + | + | + | НУ | ||||||||
20 | Настя Н. | + | + | + | + | СУ | ||||||||
21 | Настя Ф. | + | + | + | + | СУ | ||||||||
22 | Кирилл У. | + | + | + | + | СУ | ||||||||
23 | Кирилл Б. | + | + | + | + | НУ | ||||||||
24 | Саша М. | + | + | + | + | СУ | ||||||||
25 | Катя П. | + | + | + | + | НУ |
Обобщая данные наблюдений, можно отметить, что у 48 % детей прослеживается большое желание к выполнению любых творческих заданий. 32 % ребят не проявляют особого желания к выполнению подобных заданий. И 20 % учеников данного класса иногда отказываются вообще выполнять задания, имеющие творческий характер.
Так же мы наблюдали по показателям: часто ли включаются учащиеся в творческую деятельность. Здесь мы видим, что 48 %учеников всегда с большим желанием включаются в любую творческую деятельность. Эти дети принимают участие в творческих играх, в проигрывании ситуаций и т.д. 32 % ребят иногда включаются в данную деятельность, а иногда у них не возникает подобного желания. И всего 20 % всегда отказываются от участия в творческой коллективной работе.