Смекни!
smekni.com

Развитие творческих способностей учащихся среднего звена школы через работу в кружке "Лоскутная мозаика" (стр. 5 из 7)

Перед учителем стоит труднейшая задача – так поставить дело, чтобы все кружковцы были удовлетворены.

Школьники младшего возраста с большим увлечением занимаются практической работой, поэтому, чем меньше возраст детей, тем больше времени отводится выполнению практических заданий. Нагрузка во время занятий должна соответствовать силам и возможностям кружковцев, обеспечивать их занятость в течении всего занятия.

Младшие школьники быстро утомляются при выполнении однообразной работы, поэтому руководитель должен заранее продумать, как построить занятия, разнообразить его.

Теоретический материал обычно даётся в начале занятия. Новую тему, то или иное задание надо объяснять просто и доходчиво, обязательно закрепляя объяснение показом наглядного материала.

Руководитель кружка выбирает методы обучения, методические приёмы с учётом знаний и практических навыков, получаемых школьниками на занятиях кружка, поэтому методика обучения в начале учебного года отличается от той, которая применяется в конце года.

Постоянно развивая интерес учащихся к занятия, педагог стремится выбрать такую форму их проведения, при которой представляется возможность самостоятельного творческого подхода к переработке моделей или в создании новых образцов. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель вместе с тем должен направлять творческую деятельность кружковцев, развивать у них способность выбирать тему, думать о способах исполнения изделия в том или ином материале, помогать в решении поставленной задачи.

Организация кружковых занятий проходит следующие этапы:[15]

1. Изучение и постановка воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение особенностей школьников и коллектива класса, для эффективного воспитательного воздействия и определение наиболее актуальных для сложившихся в классе ситуаций воспитательных задач.

2. Моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в том, что педагог создаёт в своём воображении образ определённой формы.

3. Анализ проведённой работы направлен на сравнение модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий.

В зависимости от поставленных задач руководители кружков на занятиях используют различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего, сочетая их.

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическую.

Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация

познавательного характера о видах лоскутной мозаики.

Основное место на занятиях отводится практическим работам.

Руководителю необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися.

Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям руководителю рекомендуется разнообразить методы работы.

При составлении плана занятий надо учитывать возрастные особенности детей, степень их подготовленности имеющиеся знания и навыки.

Международная программа «Astor» отмечает следующие качества, необходимые для работы с одарёнными детьми и для развития творчества учащихся:[10]

· Нужно быть доброжелательным и чутким;

· Разбираться в особенностях психологии одарённых детей, чувствовать их потребности и интересы;

· Иметь опыт работы со своими собственными детьми или в дошкольных детских учреждениях;

· Иметь высокий уровень интеллектуального развития;

· Иметь широкий круг интересов и умений;

· Иметь живой и активный характер;

· Обладать чувством юмора (но без сарказма);

· Иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;

· Расположенность к детям, теплота общения с ними.

Общепризнанны следующие творческие методы в преподавании:[21]

· Уважение желания ребёнка работать самостоятельно;

· Умение воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности;

· Создание условий для конкретного воплощения творческих идей;

· Поощрение работы над проектами, предложенными самими учениками; демонстрация энтузиазма;

· Способность убедить учеников, что учитель является их единомышленником, а не противником.

Творческая работа учителя может быть любого плана. Наиболее характерные варианты:[20]

· Авторская программа регионального, факультативного или основного курса;

· Авторская программа воспитательной работы;

· Пакет дидактических материалов;

· Пакет методических материалов;

· Исследовательская работа.

Любая целенаправленная деятельность предусматривает определённую

последовательность действий в целях достижения конкретного результата, а поэтому нуждается в прогнозировании и планировании.

Однако в данной ситуации планирование носит весьма специфический характер.

Во-первых, до собеседования со своими подопечными педагог не знает, по какой теме и какому направлению они желают работать.

Во-вторых, насколько реален замысел ребёнка и насколько велика его заинтересованность довести этот замысел до конца.

Поэтому типичное планирование работы заранее педагогом невозможно. Оно может осуществляться совместно с кружковцем только после выяснения его замысла в ходе собеседования. Причём основную роль на первоначальном этапе должен играть сам ребёнок.

Педагогу необходимо уяснить, как, какими средствами и в течении какого времени ребёнок собирается осуществить задуманное и какая ему требуется помощь от педагога. Несмотря на то, что в подавляющем большинстве случает лучше достижения замысла подростка просматриваются не чётко, не определены этапы действия и их очерёдность, педагог не должен навязывать своё видение решения проблемы. Дело в том, что цели и задачи ребёнка и педагога в данной ситуации не совпадают.

Цели и задачи педагога заключаются не в том, чтобы совместно с ребёнком довести его несовершенный замысел до конца, а опираясь на его внутреннюю мотивацию к действиям, стимулировать его самостоятельную деятельность.

Творческая деятельность ребёнка должна основываться, прежде всего, на его личных замыслах, обусловленных мотивацией, порождённой детской фантазией и воображением. В этом направлении должны работать педагоги кружковцы творческой направленности. На то и существуют творческие кружки дополнительного образования, чтобы в дополнение к нескольким теоретическим знаниям способствовать полёту детской мысли в новое, доселе неизвестное.

К сожалению, в настоящий момент сложилась ситуация, когда школьная форма обучения слепо переносится на работу кружков творческой направленности. Касается это и планирования работы. Если в школах на основе программы, составленной независимо от желания учащихся, в начале года (согласно этой программе) составляем план работы на весь учебный год и неуклонно выполняется, то применение такой методики к деятельности кружков творческой направленности, а тем более к консультативным формам работы неприемлемо.

Во-первых, при данной форме работы её содержание определяется не заранее составленной программой, а замыслом самого ребёнка, что наиболее соответствует личностно-ориентированному подходу к нему.

Во-вторых, содержание самого замысла может корректироваться по ходу работы или даже полностью меняться. Ведь детский замысел основан, прежде всего, на фантазии, воображении и желании ребёнка, а в подростковом возрасте они динамичны.

Поэтому планирование работы осуществляется строго индивидуально, совместно с подростком. Сам план динамический, то есть не исключает корректировки.

В заключение – несколько полезных и весёлых советов молодым педагогам – руководителям кружка:[26]

1. Будьте оптимистичными!

2. Не забывайте главного: дети, как и взрослые, существа парадоксальные.

3. Верно то ваше решение, которое противоположно вашим обыденным решениям!

4. Не бойтесь: опытные педагоги уже давно забыли то, что вы ещё помните!

5. Общаясь с родителями, помните, что взрослые – это те же дети, только очень усталые; исходите из принципа, что не родители воспитывают детей, а наоборот.

6. Не рвитесь к карьере, соглашайтесь с администрацией, но делайте так, как сами считаете нужным.

7. Не забывайте: решающее значение имеет первый момент входа в класс, первое знакомство с детьми.

8. Применяйте правило контрастов: если сначала дать детям волю, а потом прижать – они вас невзлюбят, если наоборот – будут вам благодарны.

9. Помните: ваше главное дело – это общение с детьми; умейте испытывать радость от встречи с ними.

10. Не находитесь на глазах у детей без дела.

11. Давайте своё тепло и ласку не « любимчикам», а тем, кому это особенно необходимо.

12. Если сомневаетесь, как поступить, лучше не торопитесь.

13. Будьте всегда в форме, подтянуты и в хорошем настроении!

14. Учитесь здороваться с детьми – тоном, которым вы говорите «Здравствуй», тоже можно воспитывать.

15. Постарайтесь всеми возможными способами узнать у ваших подопечных всю подноготную: как они росли, как учатся – это поможет вам в общении с ними.

16. Не смущайтесь своими ошибками – дети, в отличие от нас, всегда прощают нам ошибки.

17. Хвалите самого себя три раза в день: утром, днём и вечером:

«Я - отличный педагог, меня все уважают, любят и слушаются».

18. Умейте быть ленивым! Недостаток многих педагогов в том, что они развивают бурную деятельность, но забывают думать.

19. Не отмахивайтесь и не отгораживайтесь от детей.

20. Умейте быть детьми! Играйте, прыгайте с ними и воспринимайте свою работу с кружком, как продолжение детства!

21. Избегайте:[26]

· Частых моралей и нотаций, выговоров и претензий!

· Ругани, наказаний и угроз!

· Приказов и запретов!