Методика № 2. «Придумай рассказ» [65, С.68].
Цель: проанализировать уровень развития творческого воображения детей старшей группы.
Ход методики.
Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 минуту, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка.
Оценка результатов.
Таблица 3
Признаки | 0 баллов | 1 балл | 2 балла |
1. Скорость при-думывания рас-сказа | Ничего не при-думал за 1 мин. | На придумыва-ние ушло от 30сек. до 1 мин. | Придумал рас-сказ не более, чем за 1 мин. |
2. Необычность,оригинальность сюжета рассказа | Ребенок механи-чески пересказы-вает то, что ког-да-то видел илислышал | Ребенок привнес в виденное или слышанное им что-либо новое от себя | Сюжет полностьюПридуман самимРебенком, необы-чен и оригинален |
3. Разнообразие образов, использу-емых в рассказах | Говорится об од-ном персонаже (событии, вещи), сочень бедными характеристиками | Встречаются два-три персонажа (вещи), и все они характеризуются с разных сторон | Имеются четыре и более персона-жа (вещи, собы-тия), характеризу-емые с разных сторон |
4. Проработан-ность и детализа-ция образов,представленных врассказе | Персонажи (собы-тия, вещи и т.п.)только называют-ся и никак не характеризуются | Не только назы-ваются, но и ещеуказываются одинили два призна-ка | Объекты, упомяну-тые в рассказе, характеризуются тремя и более признаками |
5. Впечатлитель-ность, эмоцио-нальность обра-зов, имеющихся врассказе | Рассказ не произ-водит впечатле-ния на слушателяи не сопровож-дается эмоциямисо стороны рас-сказчика | У рассказчика эмоции едва вы-ражены, а слуша-тели эмоциональ-но слабо реаги-руют на рассказ | Рассказ и его пе-редача рассказ-чиком эмоцио-нальны и вырази-тельны, а слуша-тель явно заряжа-ется эмоциями |
Таблица 4
Шкала оценки уровня развития воображения
Уровниразвития | Оченьнизкий | Низкий | Средний | Высокий | Оченьвысокий |
Оценка вбаллах | 0 | 2-3 | 4-7 | 8-9 | 10 |
Анализ результатов.
Придуманные рассказы представлены в Приложении 2.
Результаты диагностики по методике «Придумай рассказ» можно увидеть в таблице 5.
Таблица 5
Оценка уровня воображения на начало учебного года
№п/п | Ф.И. ребенка | Признаки | Общеекол-вобаллов | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
1. | Алина Ш. | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 6 |
2. | Дима Т. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 7 |
3. | Владик П. | 2 | 0 | 1 | 1 | 2 | 6 |
4. | Саша С. | 2 | 0 | 1 | 1 | 2 | 6 |
5. | Яна Т. | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 8 |
6. | Вика З. | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 4 |
7. | Поля Ш. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 7 |
8. | Вероника Ш. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 3 |
9. | Богдан Г. | 2 | 2 | 1 | 0 | 2 | 7 |
10. | Милана Г. | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 4 |
В результате проведенной диагностики с десятью детьми старшей группы на начало учебного года были получены следующие результаты:
- низкий уровень развития воображения был выявлен у 10 % детей;
- средний уровень развития воображения составили 80 % детей от общего количества;
- с высоким уровнем – 10 %.
Следовательно, в данной группе преобладают дети со средним уровнем развития воображения (80 %).
Таким образом, проведенная диагностика позволила не только определить уровень развития воображения детей на момент начала эксперимента, но и определить направления работы с данной группой.
2.2 Комплекс игр и упражнений по развитию творческого воображения с детьми старшего дошкольного возраста
Основу развивающей работы по развитию творческого воображения с детьми дошкольного возраста составляют творческие сюжетные игры. В своей совокупности они представляют собой блок занятий, направленных на развитие творческого воображения [36]. Занятия построены в доступной и интересной форме с применением метода сказкотерапии.
Развивающие занятия строятся на основе игровых ситуаций. Сюжеты историй и сказок объединяют игровые персонажи – сказочные герои, придуманные детьми. Они «преодолевают возникающие проблемы и «усваивают» приемы саморегуляции и развития творческих способностей вместе со своими героями, путешествуя по «волшебной стране». Сюжеты сказок придумывают сами дети в ходе занятий. Сказки сочиняются, обыгрываются детьми совместно с ведущим.
Каждая тема сказки прорабатывается на 1-3 занятиях с использованием разных методов. Предложенные ниже задания, игры и упражнения можно включать в сюжет каждого занятия. Способ подачи материала может меняться в зависимости от особенностей конкретной группы детей и от темы занятия.
Структура творческих сюжетных игр предполагает использование каждого развивающего занятия 3-5 комбинированных творческих приемов и разных методов, включающих:
· фантазирование (на основе технологий, предложенных Дж. Родари) [65];
· изодеятельность (работа с цветом, формой, абстракцией – элементы теории решения изобретательских задач);
· психогимнастику (развитие невербальных способов общения, широты эмоциональной выразительности), техники и приемы саморегуляции [79];
· сказкотерапию (по методике Т.Д. Зинкевич и А.М. Михайлова);
· элементы групповой дискуссии.
Для проведения занятий можно использовать: рисунки, выполненные детьми; магнитофон и аудиокассеты с музыкой для релаксации; ковер на полу; игрушки; материал для творческой деятельности (краски, карандаши, восковые мелки, бумага, пластилин и т.п.).
Цель занятий – развитие воображения и творческого потенциала дошкольников; осознание собственных творческих возможностей; преодоление барьеров, препятствующих актуализации творческих ресурсов.
Занятие 1. ПОФАНТАЗИРУЕМ?
Цель: развитие воображения.
Детям предлагается выполнить ряд упражнений в игровой форме.
· «Кляксы»
Материалы: большой лист бумаги, краски, стакан с водой.
В Волшебной стране есть необычный город. Дракон Бойся-Бой превратил всех жителей в разноцветные облака. Время от времени в городе идет дождь, и капельки разных цветов падают на землю. Надо «оживить» эти капельки.
Детям предлагается набрать на кисточку побольше краски и капнуть на лист.
Бесформенное пятно нужно дорисовать, чтобы было понятно, на что оно похоже.
Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксах или в отдельных ее частях.
· Упражнение «Составление рассказа с использованием отдельных слов» [61, С.96-97].
Материал: набор слов.
Детям предлагаются отдельные слова, например: солнце, река, ветер, дождь. Нужно составить связанный рассказ, используя эти слова. Вначале число слов ограничивается до 3-4, затем постепенно увеличивается до 7-10.
Упражнение можно проводить с ограничениями, например, придумать рассказ со словами, начинающимися только с буквы А или Б и т.д.
· Игра «Цветные сказки».
Детям предлагается придумать, например, «розовую» или «зеленую сказку. В качестве иллюстрации читается сказка латышского писателя Иманта Зиедониса «Желтая сказка».
Желтая сказка
Солнце, как яичный желток, висело над землей. А по лучам на землю шли цыплята, и все они были, конечно, желтые.
Желтая пчела подлетела к цыпленку, стала приглашать его в свой желтый улей. Но цыпленку в улей никак не залезть: дырочка маленькая.
«Ладно, - подумал он, - вот желтые бабочки летают, полетаю с ними». Цыпленок подпрыгнул, но тут же вспомнил, то у него крыльев нет, полоски какие-то вместо крыльев. «Стану курицей, – мечтал он, –буду летать высоко».
А солнце сияло на небе, как желтый блин с такими вкусными хрустящими краешками. Пчелы летели от одуванчика к одуванчику и возвращались в свой желтый улей. Он выглядел, как огромная желтая библиотека. Рамки, будто полки до потолка, и все наполнены сотами. А соты похожи на желтые шестиугольные телевизоры, только вместо экранов блестит желтый мед.
До самого горизонта желтели луга – это цвели желтые ветреницы и примулы, но больше всего было одуванчиков. Все холмы как золотом сияли от пушистых нежно-желтых шапочек этих солнечных цветов.
Тут и сам я не удержался, взял да и повалился в одуванчики. Опылился желтой пыльцой.
Подошла желтая корова, подумала, что я одуванчик, да и съела меня, желтого. Так что писать дальше нет возможности.
· Игра «Если бы…» [2, С.95-97].
Детям предлагается пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я стал невидимым» (для чего использовал бы это свойство?»); «Если вдруг игрушки оживут и заговорят» (о чем они могут рассказать?). В качестве примера детям читается стихотворение Бориса Заходера «Песня игрушек».
Дети любят игрушки. Мы ребятам прощаем
Так все говорят! Любую обиду…
Ну а разве игрушки Оттого-то, наверно,
Не любят ребят? Не все замечают,
Очень любят! Как игрушки страдают,
Души в них не чают! Тоскуют,
Жаль, Скучают…
Что это НЕ ВСЕ замечают! Оттого-то не знают
Мы молчим, мы не плачем, (И знать не хотят!),
Когда нас бросают – Как мы верно и преданно
Мы ведь знаем, Любим ребят!..
Что слезы Ах, не так нам обидно,
От беды не спасают… Когда нас ломают,
Не заметишь обиды Как обидно,
По нашему виду – Что нас не всегда понимают.
· Игра «Изобретатели» [2, С.109].
В основу этой игры положен метод фокальных объектов, суть которого заключается в перенесении качеств различных объектов на исходно выбранный предмет. Например, нужно придумать необычный стул. Детям предлагают назвать два-три слова, совершенно не имеющих никакого отношения к стулу, допустим, «кошка» и «книга», к которым необходимо подобрать по 3-5 качественных характеристик. Кошка – ласковая, пушистая, разноцветная; книга – интересная, приключенческая, толстая.