Смекни!
smekni.com

Развитие творческого воображения у детей подросткового возраста с задержкой психического развития в ходе кружковой работы (стр. 2 из 9)

Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым, обеспечивая, в конечном счете, создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это является продуктом творческого воображения.

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагогический опыт педагога заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.

Накопление знаний и опыта – это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезным грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.

Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять в нужную сторону, подчинять их определенным целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения ребенка-это развитие направленности воображения.

Как известно, универсального метода не существует. Все методы используются в определенном сочетании, композиции, которая в конкретной педагогической ситуации может дать наибольший эффект и которая определяется педагогом с учетом целого ряда факторов: целей и задач воспитания, возраста детей, их индивидуальных особенностей, уровня подготовки, содержания учебного предмета, мастерства педагога и другие /9,22/.

Отбор и композиция методов и приемов обучения и воспитания должны максимально способствовать художественно – эстетическому развитию – формированию творческих способностей, творческой деятельности и отвечать особым образовательным потребностям учащихся и специфике коррекционно-педагогической работы.

Использование метода творческих заданий у детей с проблемами в развитии находится в прямой зависимости от степени развития их творческого воображения. Чем в большей степени развит творческий компонент воображения, тем более эффективным будет применение творческих заданий.

В дошкольном возрасте у детей с отклонениями в развитии наблюдается отставание в развитии творческого воображения. Коррекция отклонений в развитии данной психической функции дает положительный результат в том случае, когда работа педагога в этом направлении носит целенаправленный характер и организуется в два этапа.

Первый этап – пропедевтический, где формируется предпосылки творческого воображения.

Второй – основной, в процессе которого формируются самостоятельные творческие проявления детей в художественной деятельности.

Создание ситуации успеха особенно важно в работе с детьми, у которых необходимо преодолеть пассивность, агрессию, страх, неуверенность, вызванные нарушения в психическом развитии.

В художественно – творческой деятельности ситуация успеха достигается в результате определенных художественно – эстетических действий, связанных с выполнением тех или иных видов художественного творчества. Это может быть рисунок, поделка из бумаги, глины, дерева и так далее. При этом от педагога во многом зависит, получит ли ребенок удовлетворение от своей деятельности или нет. Задание, которое он дает ребенку, должно быть не только интересным, увлекательным, но и посильным. Он должен видеть положительный результат своей деятельности. Ощущение успеха рождается, когда ребенок с помощью педагога или самостоятельно преодолевает робость, неуверенность, страх, затруднение, прикладывая к этому усилия. Взрослый помогает ребенку преодолеть страх перед новой деятельностью, новым заданием, порожденный не уверенностью в себе. Помощь педагога направлена на то, чтобы ребенок поверил в себя, в собственные силы и способности. Необходимо поддерживать в нем оптимизм, веру в то, что он справится с выполнением задания.

Создание ситуации успеха обеспечивается открытой и скрытой помощью взрослого. Например, открытая помощь может выражаться в применении словесной инструкции, в показе способов передачи образа, в поддержке, ободрении: «Давай попробуем сделать это вместе» или «Не получится ничего страшного, можно попробовать еще раз».

Скрытая помощь может быть в виде незаметных подсказок в контексте слова, обращенного к ребенку. Например:

- Именно ты можешь передать образ лисы в своей поделке.

- Всем понравится, если именно ты сделаешь эту поделку.

Для развития творческого воображения детей необходимо использовать в работе игры и упражнения, стимулирующие развитие воображения, ассоциативности через чувственно – эмоциональное постижение окружающего. Надо использовать эстетическую игру, которая способствует расширению и осознанию эмоционально – чувственного опыта детей. Через удовольствие создает условия для развития способностей, помогает преодолеть трудности, возникающие в процессе самовыражения при осуществлении творческой работы. Это позволяет ребенку познавать окружающий мир природы, науки, искусства всеми органами чувств, иметь личностное восприятие, суждение об изучаемом явлении, предмете и на основе этого наиболее полно усваивать информацию о нем.

При проведении игр и игровых упражнений, а также в процессе эстетической игры использовать произведения искусства, учитывая эмоционально – чувствительный опыт каждого ребенка и группы в целом; использовать в работе наряду с традиционными способами создания изображения – нетрадиционные /7,13/.

Обобщая все выше сказанное, необходимо подчеркнуть, что родители и педагоги, должны отдавать себе отчет в том, что самые важные способности – это красота души, чистота сердца и талант любви. По-настоящему раскрываться и расцветать все остальные таланты могут только на их основе. Талант, выращенный на почве сомнения, себялюбия, тщеславия и гордыни, несет зло и разрушение не только окружающим, но и, в конце концов, самому человеку.

Развитие ребенка требует огромного внимания со стороны окружающих его взрослых. Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих начинаний, относится к ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству. В случае неудач ему необходимо сочувствие и ни в коем случае нельзя высказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка. Необходимо чаще оставлять ребенка одного и позволять ему самостоятельно заниматься делами. Чрезмерная опека со стороны родителей может заглушить творчество.

Взрослые не должны бояться проявить свою индивидуальность в общении с ребенком. Это поможет оценить ему в себе творческую личность, содействуя его более глубокому самопознанию. Необходимо одновременно учить ребенка, уважать каждого человека, независимо от его способностей и талантов.

Атмосфера, благоприятствующая проявлению творческих способностей ребенка, помогает ему избежать возможного общественного напоминания, и даже неодобрения. Нельзя, чтобы творчество ребенка было запущенно, иначе невостребованная энергия, отпущенная на творчество, может быть направлена в нежелательное русло.

Все эти воспитательные установки призваны помочь ребенку развить творческие способности и подсказать, взрослым как лучше понять ребенка и взглянуть на мир чистыми детскими глазами.


1.1 Особенности развития творческого воображения у детей с особыми образовательными потребностями

Детям с нарушением интеллекта непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим первая важная задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.

Процесс трудового воспитания тесно взаимосвязан с развитием сенсорно – персептивной сферы ребенка с ограниченными умственными возможностями. Для того, чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, педагог – психолог должен обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового» обучения, который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию готовности заниматься трудовой деятельностью.

На занятиях творческим трудом в занимательной форме используются доступные виды практической деятельности, во внеурочное время воспитываются и прививаются социально – бытовые знания, умения и навыки, необходимые для жизни.

В ходе этой работы у детей формируются такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. Переход к усложненным формам ручной деятельности с использованием инструментов, совершенствует мелкую моторику рук /9,18/.

Творческий труд занимает большое место в системе реабилитационной работы. Здесь ребенок выступает в роли создателя чего – либо нового, полезного и красивого.

Эти дети под руководством опытных педагогов могут добиться больших успехов в изготовлении мягких игрушек, расписных тарелок, композиций из природных материалов. Осуществляется связь эмоциональных состояний с конкретными ситуациями, которые могут повториться или встретиться ребенку в жизни. «Проигрывая» состояние через поделку, ребенок моторно закрепляет психоэмоциональный опыт, отрабатывает механизм саморегуляции. На образном уровне он держит «себя в руках», учится адекватно выражать свои чувства.