В-третьих – чтобы дети активно включились в работу, педагог объясняет: для спасения игрового персонажа необходим именно тот предмет, который предстоит нарисовать (слепить, или выполнить способом аппликации). Так, чтобы спасти мышонка, надо углубить ему норку (заштриховать круг, чтобы не просматривался силуэт). Получается: с одной стороны, помогая мышонку, ребенок играет, а с другой – действует не в воображаемом плане, а реально.
Его изобразительная деятельность отличается от игры тем, что он не может ограничиться воображаемыми действиями, а обязательно создает какой-то реальный продукт (рисунок, лепку, аппликацию), т.е. сам ставит задачу, в решении которой заинтересован педагог. Однако в этой ситуации возникает одно «но». Ребенок сам рисовать не умеет, ему необходимо объяснение, показ способов изображения. Именно теперь он заинтересованно и по-деловому (ведь ему предстоит все это делать!) будет слушать объяснения педагога и применять их в своей работе.
В-четвертых – не следует забывать, что дети решают не учебную, а игровую задачу. Они в мире игры. Поэтому педагог, если замечает какие-либо недостатки, предлагает – и только в игровой форме: «Наташа, твоей белочке очень хотелось, чтобы ее домик покрывала крыша, которая спасет ее от дождя». Не важно, что за белочку говорит взрослый. Значимо то, что указания воспитателя не разрушают целостности игрового мира. Они тоже в контексте игровой, а не учебной деятельности.
Но вот занятие закончено, дети пришли к какому-то результату: нарисовали домик, траву, вылепили кормушки или что-то другое. Все это они рисовали на этот раз для коровы, которая с нетерпением ждала окончания работы. Вот и наступило время. Ели дети не проявили инициативы, воспитатель берет в руки макет животного и проходится им по рисункам детей, т.е. корова пощипывает вкусную траву и благодарит детей.
Вот это игровое действие весьма важно для процесса обучения. Именно оно рациональное зерно всей предыдущей деятельности, плюс положительный результат. Предложенный педагогический процесс – очень важный психологический процесс, от которого во многом зависит успех последующего обучения. [Полуянов, 1985: 12–15]
Заключение
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы.
Диалектическое мышление называют творческим мышлением. Это мыслительный процесс, производимый ребенком в процессе ее решения.
У дошкольников, в том числе в детских садах, необходимо выявлять и развивать интеллектуально-творческие задатки. Эффективны развивающие игры и комплекс методов фантазирования (с придумыванием сказок) и развития творческого воображения.
У детей дошкольного возраста способности к творчеству развиваются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующихся на существующих.
Исследования детского творчества выделяет три стадии развития творческого мышления: наглядно-действительное, причинное и эвристическое.
У детей, в том числе в детских садах, необходимо выявлять и развивать интеллектуально-творческие задатки. Для этого применяются развивающие игры и комплекс методов фантазирования (с придумыванием сказок) и развития творческого воображения.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей.
Плоскостное моделирование для общего развития детей дошкольного возраста имеет огромное значение. У детей развивается мышление, логика, стремление к познанию.
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка – не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.
Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей.
Список литературы
1. Бакушинский А. Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех» [Текст]/ Бакушинский А., 2006. – 162 с.
2. Барташникова И.Я. Барташников А.А. Учись играя: Тренировка интеллекта. Игра и тесты для детей 5–7 лет[Текст]/ Барташникова И.Я., Барташников А.А. – Харьков 1997. – 412 с.
3. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. [Текст]/ Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. – СПб.: издательство Буковского, 1994. – 60 с.
4. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). [Текст]/ Богат В., Нюкалов В. // Дошкольное воспитание. -1994 №1, С. 17–19.
5. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества [Текст]/ Венгер Н.Ю. // Дошкольное воспитание. -1982, №11, С. 32–38.
6. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. [Текст]/ Выготский Л.Н. – СПб.: Союз, 1997. – 92 с.
7. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. [Текст]/ Годфруа Ж. – М.: Мир, 1992. – 460 с.
8. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. [Текст]/ Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. – М.: Знание, 1994 – 157 с.
9. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. [Текст]/ Ендовицкая Т.О. // Дошкольное воспитание. – 1967, №12, С. 73–75.
10. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. – Пенза: Уникон-ТРИЗ.
11. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения [Текст]/ Заика Е.В. // Вопросы психологии, 1993, №2, С. 54–58.
12. Крылов Е. Школа творческой личности [Текст]/Крылов Е. // Дошкольное воспитание. -1992, №8, С. 11–20.
13. Левин В.А. Воспитание творчества. [Текст]/ Левин В.А. – Томск: Пеленг, 1993. – 56 с.
14. Лук А.Н. Психология творчества. [Текст]/ Лук А.Н. – М.: Наука, 1978. – 125 с.
15. Менджрицкая Д.В. Воспитание детей в игре. [Текст]/ Менджрицкая д.В. – М.: Просвещение, 1982.
16. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. [Текст]/ Михайлова З.А. – 2 изд. – М.: Просвещение. 1990–160 стр.
17. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. [Текст]/ Никитин Б.П. – 3-е изд. доп. – М.: – Просвещение, 1991–160 стр.
18. Нестеренко А.А. Страна сказок. [Текст]/ Нестеренко А.А. – Ростов-на-Дону: Издательство ростовского университета, 1993. – 32 с.
19. Никитин Б. Развивающие игры. [Текст]/ Никитин Б. – М.: Знание, 1994. – 244 с.
20. Одинцова Л.Н. Развитие творческих способностей детей в изобразительном творчестве [электронный ресурс] / www. 1 september.ru
21. Палашна Т.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике[Текст]/ Палашна Т.Н. // Дошкольное воспитание, 1989, №6, С. 69–72.
22. Паскаль. Методическое пособие для преподавателей начальной школы и воспитателей детских садов по курсу «Развитие творчества». [Текст]/ Паскаль.
23. Полуянов Д. Воображение и способности. [Текст]/ Полуянов Д. – М.: Знание, 1985. – 50 с.
24. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. [Текст]/ Прохорова Л. // Дошкольное воспитание, 1996, №5, С. 21–27.