Смекни!
smekni.com

Разработка методики преподавания истории традиционной одежды русских крестьян Южного Алтая (стр. 12 из 19)

Конструкция таких штанов нессиметрична раскошенные полотна соединяются резями, спускаясь острыми уголками к низу штанин. При детальном изучении мужских портов у разных групп населения Алтая были выявлены следующие этапы их изготовления: во-первых, сшивали три полосы холщевых или пестрядинных полотен, в результате чего получалась распашная юбка из трех точек, соединение осуществлялось швом встык; во-вторых, разрезали среднее полотно по диагонали, полученные косины пришивали поперечными срезами к целым полотнам швом рубчик; в-третьих, прямые полотна перегибались вдоль по нитям основы, соединяясь с косинами швом рубчик; наконец, в-четвертых, верхний край штанов подгибали или обшивали поперечной полоской ткани, куда продергивался гашник, с правого бока прорезали карман, края которого обшивали кумачом или другим, контрастным по цвету, материалом; сбоку, для прорехи, шов оставляли незашитым, окантовывая его также кумачом. Как видно из вышеизложенного, вся конструкция здесь решалась одним лишь косым разрезом полотна, за счет которого и осуществлялся переход от "распашной юбки" к рассматриваемым штанам. Для одежды российских переселенцев конца XIX -начала XXвв. был также характерен такой покрой портов, которые, однако, отличались от старожильческих меньшими размерами среднего полотна.

Если такие штанины готовили для работы, то их шили из конопляных или грубых льняных тканей. Плисовые же штаны использовались в качестве праздничных. Их украшали тамбурными вышивками разноцветного шелка по боковым карманам и по низу, так как носили поверх обуви (рис. 41).


Рис. 41. Мужские штаны из черного плиса

Помимо этого, карманы (прорезного типа), прореху спереди окантовывали полосками кумача. В случае, если один из карманов был непрорезным, то его имитировали кантами и вышивкой.

Штаны со штанинами из кошеных полотен отмечены у "поляков" Южного Алтая как повседневная, рабочая одежда. При раскрое этих штанов разрезали, примерно по диагонали, два уложенных одно на другое полотна, которые предварительно сметывались по краям. Получившиеся при этом остатки в виде небольших клиньев пришивались к задним полотнам, после чего стачивались боковые швы и пришивался пояс. Этот тип покроя, таким образом, отличался от вышерассмотренных, так как штанины выкраивались исключительно из кошеных полотен. Абсолютно такой же покрой штанов был зафиксирован автором у семейских Забайкалья. Аналогии находим и с плисовыми шароварами, бытовавшими у русского населения Пермской области.

Штаны прямого покроя характеризовались тем, что конструктивную основу в них составляли прямые, перегнутые по долевой нити, штанины, которые соединялись друг с другом непосредственно или через дополнительное полотно. Кошеные полотна в такой одежде отсутствовали. К таким штанам (чембарам) нами отнесены те, которые выкраивались из трех прямых полотен грубого холста, два из которых шли на штанины, а третье - на мотню, втоки. При этом штанины перегибались по нити основы, а мотня - на утку. Сшитые из трех прямых полотен, указанные штаны были такими широкими в обхвате, что при необходимости их могли надевать поверх нижних подштанников, а также заправлять полы шуб, шабуров, понитков и т.д. На фигуре чембары удерживались с помощью конопляного гашника. Штанины описанного покроя являлись одним из основных видов зимней рабочей и промысловой одежды старообрядцев Верх-Бухтарминской волости, Сарасинской инородческой управы. Появление чембар у русских старожилов Юго-Восточного Алтая мы связываем с влиянием костюмных форм соседнего казахского населения, у которых такие штаны бытовали издавна. Подобного покроя штаны были известны и семейским Забайкалья.

В чембарах, где прямые штанины соединялись друг с другом через прямоугольную вставку и расширяющую деталь, последнюю вырезали из квадратного куска полотна, у которого с одной стороны срезали уголки. Поместив эти уголки с другой стороны квадрата, их сшивали между собой и с квадратом таким образом, что в результате образовывался шестиугольник. Верхний край штанов укладывался в четырех местах в складки и обшивался поясом. Застегивались чембары на деревянную или металлическую пуговицу (рис. 42).


Рис. 42. Холщевые чембары

Во второй половине XIX - начале XX вв. штаны описанного покроя бытовали в качестве рабочей и промысловой одежды у старожилов Северного и Юго-Восточного Алтая. Как название, так и покрой свидетельствуют о возможности заимствования этого вида одежды у местного алтайского населения. У русских подобные штаны отмечены в костюме уральского казачества.

В изучаемое время повсеместно в Алтайском округе были известны чембары, в которых прямые штанины соединялись друг с другом непосредственно, без каких-либо соединительных вставок. Их шили из грубого холста, конопли или двух пар кусков кожи продолговатой, неправильной формы. По верхнему краю штаны закладывались в четыре складки - две спереди и две сзади и обшивались поясом из холста или шерсти (рис. 43). Если холщевые штаны крестьяне шили сами, то чембары из бараньих, козьих шкур, маральих кож, замши, ямани, буйлины, косули, как правило, отдавали готовить алтайцам. Каменщики южных острогов Алтая одевали кожаные чембары не только на промысел или охоту, как большинство старожилов края, но и на праздники.

Рис. 43. Чембары из козьих шкур

Описанные штаны из теплых, непромокаемых материалов как нельзя лучше соответствовали образу жизни, занятиям людей, а также природным условиям на Алтае. Видимо, по этой причине они, столь популярные в одежде местных народов, вошли и в быт русских крестьян.

К рассмотренному варианту можно отнести и распространенные на Алтае в качестве праздничной одежды шаровары. В них, как и в чембарах, на каждую штанину отрезали прямые полотна. При этом штанины, сшивавшиеся из 1,5 - 2-х таких полотен, бывали порой настолько широки, что напоминали собой юбки. Ширину, кроме того, увеличивала вшивавшаяся между штанин вставка в виде ромба или квадрата. Для шаровар использовались дорогие ворсовые материалы - бархат, плис, шелковые и бумажные китайские ткани, а позже, в конце XIX - начале XX вв., российские сатины, сукна, миткаля, бумазеи и т.п. В это время шаровары уже не украшались, но в тех районах, где в прошлом эта традиция бытовала, их предпочитали шить из ярких, узорчатых тканей (Верх-Бухтарминская, Ануйская волости). Шелковые и миткалевые штаны обычно подшивались с изнанки подкладочной тканью. Носили шаровары с незаправленными рубахами, заложив низки штанов в сапоги или обутки. Был распространен также обычай надевать их поверх нижних кошеных штанов - подштанников. По воспоминаниям информаторов, "мода" на широкие штаны приходилась по вкусу и российским переселенцам, которые начинали себе шить такие же.

2.3.3 Головные уборы

Во второй половине XIX - начале XX вв. головные уборы крестьян Южного Алтая были весьма разнообразными. По используемым материалам их можно подразделить на тканевые (суконные), войлочные, с меховой опушкой по околышу, а также полностью меховые. В зависимости же от способа изготовления шапки различались катаные и шитые.

Летом и в осенне-весенний период крестьяне Алтайского округа носили валяные из шерсти шляпы, которые катали, как правило, сами. Они могли быть с округлой, горшкообразной, цилиндрической тульей, без полей, а также с узкими или широкими полями. Круглые, самотканные шляпы рассматривались в изучаемое время как "стариковские", поскольку постоянно их носили старики. Однако в рабочем костюме такие шапки сохранились и у других возрастных групп мужчин. У "поляков" Южного Алтая стариковскими считались валяные же шапки, отличавшиеся, однако, большей высотой и более сложными формами (конусообразными, расширяющимися кверху; состоящими из 2-х соединенных вершинами конусов). Высокие, столбообразные шапки, вероятно, сохранились у "поляков" как дериват старорусских головных уборов XVI - XVII вв., которые, хотя и изготавливались из других материалов (мехов), но характеризовались аналогичными же формами тульи. Этому не могли не способствовать указы Петра I о необходимости носить в присутственных местах "шапку высокую" (указ от 12 апреля 1722 года). В XIX в. уборы рассматриваемого вида также бытовали в белорусских, западноукраинских костюмах.

Для молодых мужчин и парней наиболее распространенными в качестве праздничных были черные поярковые шапки, которые "по-алтайскому" обычаю носились слегка сдвинутыми на правый бок; у молодежи Северного Алтая любимыми уборами являлись алкачи - шапки из плиса или сукна с пушковым околоком. Это нехарактерное для русских шапок название созвучно казахскому "алка" - наушным и нагрудным украшениям. Возможно, что эти уборы, являясь русскими по происхождению, заимствовали свое название из местных костюмов. Однако, ввиду отсутствия достаточных сведедний, трудно сказать где и когда произошло это заимствование. В горных районах Юга Алтая молодые люди ходили летом в плисовых или суконных шапках с околышем из мерлушек, а также в оригинальных поярковых шляпах с кистями из гаруса. Последний вид уборов, неизвестных у русских Европейской России, был, видимо, взят из алтайской одежды, для которой он являлся традиционным. Помимо этого, выходные шапки украшались подтыкавшимися за ленту тульи разноцветными перышками и искусственными цветами [24].

Зимние головные уборы крестьян Алтайского округа прекрасно соответствовали природно-климатическим условиям края. Вместе с тем, при этом наблюдался интересный парадокс, не раз отмечавшийся нашими информаторами: в то время как в летнюю жару старожилы носили валяные из шерсти шляпы, зимой, в 40-градусные морозы, могли ходить вообще без шапок. Это, конечно, было обусловлено традицией, а не отсутствием таковых, так как почти каждый мужчина имел для повседневной носки суконные шапки на овчинном меху с околышем из мерлушек. Зимние шапки шили и из телячьих шкур. Причем, если молодые парни носили эти шапки немного сдвинутыми на правое ухо, то пожилые мужчины надевали их обычно прямо.