Смекни!
smekni.com

Разработка методики преподавания истории традиционной одежды русских крестьян Южного Алтая (стр. 17 из 19)

Примечание. Таким же образом можно украсить салфетки, полотенца, дорожки, варежки из бумаги с учетом специфики орнаментации каждого предмета.

Более сложная и трудоемкая разновидность задания — отделка ткани картофельными штампиками разных форм. Чтобы украсить салфетку, платочек, декоративную дорожку на стол, подставки под вазу, необходимо приготовить несколько картофельных штампов разных форм, текстильные краски (если их нет, то акварельные или гуашевые), полотно и кружева. На форму штампика наносят краску и затем по собственному вкусу печатают узор. Его можно составить в квадрате, круге, прямоугольнике, чередуя фигуры и краски. Края салфетки можно отделать бахромой, можно также пришить цветные кружева. Таким образом можно украсить бумажные салфетки, настенные плитки или составить бордюр на стене. (Как только материал наштампован и высушен, краска проглаживается с обратной стороны утюгом. Так она будет держаться прочнее.)

Игра «Знаешь ли ты народных мастеров?»

Для проверки знаний по народному декоративно-прикладному искусству можно провести коллективную игру. Эта игра может присутствовать на итогово - обобщающем уроке в 4 классе, празднике искусства и труда, конкурсе знатоков народного искусства.

Игра предназначена тем, кто интересуется историей народного прикладного искусства. Ее основу составляют карточки в каждой из которых кратко рассказывается о жизни и творчестве какого-нибудь известного народного мастера, исследователя народного искусства, художника. По не указано имя — его должен отгадать игрок. В интересном интеллектуальном соревновании игроки как бы экзаменуют себя и своих товарищей в знании народного прикладного искусства.

Играть можно по-разному: по рядам, по группам, а также по желанию отдельных игроков. Каждый игрок (команда) вытягивает по одной карточке и записывает ее номер на чистом листочке, прочитав текст, рядом с номером пишет ответ. После этого игроки меняются карточками таким образом, чтобы каждая карточка обошла всех играющих по порядку. Выигрывает тот, кто даст наибольшее количество ответов.

Предлагая учащимся различные графические задания, учитель одновременно с основной учебной работой решает следующие задачи:

- развитие познавательных процессов и логического мышления, зрительной памяти, воображения;

- развитие художественно-изобразительных навыков;

- расширение знаний о народном прикладном творчестве.

Карточки построены по принципу постепенного усложнения материала, индивидуального подхода к детям, учета их способностей и интересов. С карточками можно работать в начале и конце урока, на обычных обучающих и обобщающих уроках в зависимости от темы и задач, поставленных учителем; с помощью раздаточного материала можно за несколько минут проверить знания учащихся, а сэкономленное время использовать дитя практической работы. Чтобы использовать карточки многократно, многие из них можно оформить в виде перфопапок с окошками-прорезями и сменными вкладышами для выполнения задания. Вкладыш заполняется карандашом через вырезанные окошки на лицевой стороне карточки. Карандаш легко убирается резинкой, и поэтому вкладыш можно использовать несколько раз. Для удобства карточки можно обвернуть прозрачной пленкой и писать по ней фломастерами.

Описание групп карточек и варианты включения их в урок (Приложение 4).

Карточки 1—2. Работа начинается в 1 классе с рисования простейших узоров орнаментальной вышивки по образцу. Цель: развитие зрительной памяти, закрепление изобразительных навыков и названий узоров.

Карточки 3. Для 1—2 классов. Дидактическая задача: развивать наблюдательность, зрительную память и логическое мышление. Задание можно рассматривать как упражнение на нахождение недостающего звена логической цепочки; выполнение его требует повторения названий всех звеньев цепочки, т.е. украшающих строчек.

Карточки 4. Предлагается использовать в 1—3 классах в зависимости от подготовленности детей. Цель: закрепление умения передавать симметрию фигур способом зеркального изображения и учитывать традиционную цветовую гармонию при раскрашивании. Некоторые из фигур (4.1, 4.2, 4.3, 4.9) можно взять для аппликационных работ способом вырезывания из сложенной вдвое бумаги.

Карточки 5. Начиная с 3 класса учитель продолжает расширять знания учащихся о зооморфном орнаменте в народном творчестве; кроме того, закрепляется умение сравнивать и сопоставлять фигуры, развивается внимание, наблюдательность. Дополнительно можно поручить поискать подобные фигурки в образцах народных изделий и зарисовать.

Карточка 6. Предназначена для учащихся 4 класса, имеющих достаточное представление о народной вышивке. Можно использовать во время беседы о современной вышивке, связать с влиянием вышивки соседних народов.


Заключение

Во второй половине XIX - начале XX вв. одежда крестьян Южного Алтая с одной стороны характеризовалась общностью многих элементов, с другой - разделялась в зависимости от этнографических, половозрастных, социальных и прочих признаков.

Данные по одежде русских старообрядцев "поляков" Южного Алтая свидетельствуют об их сложном этнографическом составе, включавшем как северорусские, так и среднерусские компоненты. Своей многочисленностью выделяются южнорусские черты. Традиции кроя, украшений, приемов шитья очерчивают довольно широкий круг возможных исходных территорий старообрядцев этой этнографической группы, в который входят Новгородская, Олонецкая, Вятская, Пермская, Нижегородская, Курская, Воронежская и некоторые другие губернии. Это отвергает выводы некоторых диалектологов и антропологов о только северном или только южном происхождении "поляков" (К.В. Маеровой, Е.Н. Стрелковой, Г.М. Давыдовой), соответствует архивным данным об их местах выхода. В "поляцкой" одежде довольно отчетливо прослеживаются связи с родственной группой семеиских Забайкалья, а также с населением бывших мест проживания - Белоруссии и Украины. Не бесследными оказались контакты с сибиряками и старообрядцами, прежде всего, кержаками, которые способствовали выработке ряда общих форм. Имеющийся в распоряжении материал свидетельствует о перемещении "поляков" в направлении Юго-Восточного Алтая, в низовья р. Бухтармы, а также в более северные районы - в Центральный Алтай.

Одежда населения Юго-Восточного Алтая отражала два основных направления, по которым шло заселение края - из Северного (алтайские, бердские старообрядцы, особенно кержаки, чалдоны) и Южного ("поляки") Алтая. Элементы костюмов, свойственные населению каждой из указанных областей, настолько тесно переплелись на Бухтарме, что возникли отличные от исходных и в целом необычные для русской одежды формы. При этом кержацкий "пласт отложился более в обрядовой, а "поляцкий" - в праздничной одежде. Некоторые параллели просматриваются у бухтарминцев и с одеждой уймонских кержаков, с которой, в принципе, имелись значительные различия в материалах, украшениях, приемах шитья, что позволяет говорить о культурных связях между этими группами.

Повседневная и обрядовая (погребальная) одежда старообрядок Уймона обнаруживала сходство с костюмами старожилок Северного Алтая (туникообразные рубахи, кошеные и косоклинные сарафаны с цельным или глухо зашитым передним полотном, сашмурообразные головные уборы, использование тканей темных расцветок), праздничная же - со старожилками Юго-Восточного Алтая (поликовые рубахи с кошеными рукавами). Кроме того, такие детали погребальной одежды как сашмуры-шлыки сближают уймонок с крестьянками западных, юго-западных губерний России, а также старообрядок Украины. Аналогичные же традиции прослеживаются в мужской одежде Уймона.

Наиболее архаичный пласт костюмных форм у населения исследуемого района составляли рубахи, сарафаны, передники, верхняя одежда туникообразного покроя, который в силу своей простоты был в прошлом известен у многих народов мира. Анализ материала показал, что в изучаемое время в Верхнем Приобье существовали различные варианты конструкций туникообразной одежды - от простых, состоявших из одних прямых полотен (мужские обрядовые рубахи), до кошеных - с кошеными бочками (мужские повседневные и женские обрядовые рубахи, кошеные женские сарафаны, верхняя одежда) и с кошеными бочками и дополнительными клиньями (женские косоклинные сарафаны). Как бы промежуточное положение занимали конструкции с полукошеным станом, включавшим прямые и кошеные полотна (мужские обрядовые рубахи).

Туникообразные виды одежды не только длительное время сохранялись в Южном Алтае, но и получили здесь дальнейшее развитие, которое проявлялось: а) в изменении в сторону более открытого лямочного покроя; б) в появлении подрезного, на кокетке; в) с плечевыми швами покроя.

Имеющиеся материалы позволяют проследить развитие основных компонентов девичьих и женских головных уборов, которое имело место, как на Алтае, так и в более ранние периоды - на территории Европейской России. Сохранившийся в Южном и Юго-Восточном Алтае девичий убор в виде сложенной лентой и повязанной узлом сзади шали мы рассматриваем как поздний вариант полотенчатого, связанного со старинной прической в виде распущенных волос. В женской обрядовой одежде старообрядок (моленной, погребальной, свадебной) сохранились уборы в виде платков, шалей, отрезов полотна, восходившие к головным покрывалам, которые в прошлом были широко известны индоевропейским народам.

Пережиточно сохранившиеся исходные, а также переходные (производные) и поздние костюмные формы свидетельствуют о том, что перенесенные на Алтай виды русской одежды прошли сложный путь развития, в одних случаях совпадающий, в других - несовпадающий с развитием этой одежды в Европейской России. Этим обстоятельством объясняется тот факт, что традиционные костюмы старожилов не обнаруживают прямых аналогий с одеждой европейских крестьян конкретного района (губернии).