Смекни!
smekni.com

Разработка методики преподавания истории традиционной одежды русских крестьян Южного Алтая (стр. 1 из 19)

Оглавление

Введение

Глава 1. История исследования одежды русских крестьян Южного Алтая

Глава 2. Особенности и основные характеристики одежды крестьян Южного Алтая

2.1 Общие сведения об одежде

2.2 Женская одежда

2.2.1 Рубахи

2.2.2 Сарафаны

2.2.3 Головные уборы

2.3 Мужская одежда

2.3.1 Рубахи

2.3.2 Набедренная одежда

2.3.3 Головные уборы

Глава 3. Использование традиций костюма русских крестьян Южного Алтая на уроках технологии

3.1 Программа трудового обучения

3.2 Календарно-тематическое планирование уроков

3.3 Занимательный материал в организации трудового обучения и воспитания

Заключение

Список литературы

Приложение 1 Наглядный материал к занятию «Способы и приемы завязывания шалей крестьянками Южного Алтая»

Приложение 2 Образцы орнаментов

Приложение 3 Орнамент для вышивки

Приложение 4 Карточки для самостоятельной работы


Введение

Актуальность исследования. Традиционная культура русского народа, заключающая в себе большое количество видов народной творческой деятельности, обладает огромным потенциалом в педагогике. Она включает сформированные веками духовно - нравственные ценности и идеалы народа, выражающиеся в отношении к семье, природе, хозяйству. Здесь также сохраняются лучшие качества души, близкие к идеалу, как для старого, так и для нового поколений (трудолюбие, доброта, милосердие, честность, любовь к природе и др.).

Воспитывать эти качества необходимо с малых лет, так как личность человека, его жизненные ценности и основные принципы начинают формироваться практически с самого рождения. Именно через народную культуру можно подготовить детей к вступлению во взрослую жизнь, уберечь, или снизить возможность деградации личности, воспитать уважение к окружающему обществу и к окружающей среде.

В практической работе по воспитанию культурной личности видится, прежде всего, формирование идейной сердцевины личности гражданских взглядов, убеждений, чувств, поведения, поступков, единства слова и дела. Вот почему мы считаем исключительно важным правилом воспитания то, чтобы наши отношения с воспитанниками имели ярко выраженную нравственную, гражданскую основу и опираемся на наши традиционные ценности.

Воспитание культурной личности начинается с первых шагов сознательной жизни ребенка. «Именно в младшем возрасте, - считает педагог Т.П. Гаврилова, - когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали. Общечеловеческую азбуку нравственности мы стремимся одухотворить гражданской активностью и самодеятельностью. Не просто знать, что такое хорошо и что такое плохо, а действовать во имя величия и могущества Родины».

Русский народный костюм, безусловно, всегда являлся важным средством воспитания. В далёкие времена он был одним из элементов народного воспитания, ведь в народной культуре воспитывало всё: традиции, праздники, народная философия, мировоззрение, фольклор, аккуратность, чистота и красота положительно влияли на ребёнка. Русский народный костюм является источником творчества, показателем художественных, эстетических, этических взглядов и мировоззрения на протяжении многих веков существования Руси - России, служит доказательством творческих способностей и возможностей русских людей. Его изучение имеет глубокий идейно - нравственный, патриотический смысл, способствует развитию современного искусства, преемственности поколений, передаче социального опыта последующим поколениям.

Русский народный костюм представляет собой систему разнообразных видов одежды, объединенных единым составом элементов, хотя и не обязательно возникающих одновременно. Многообразие комплексов одежды объясняется большим географическим пространством, которое занимает Россией, особенностями ландшафта, климата.

История изучения вопроса. Вопросами истории русского национального костюма занимались различные специалисты. Можно выделить три направления, в которых данная тема получила наибольшую разработку и оказала наибольшее влияние: этнография, этнопедагогика, психология:

1. Этнография. Костюм - это гордость народа. Свой народный костюм каждый человек очень любит, гордится им, прославляет в песнях. Сейчас его надевают в торжественных случаях (встреча с иностранными гостями, праздники); художники-модельеры используют элементы народного костюма в украшении современных нарядных туалетов; мастера хранят и передают другим умения по созданию костюма, его элементов - вышивки, плетения, поясов, изготовления головных уборов. Вопросами русского народного костюма занимались А.В.Арциховский, Г.С. Маслова, Т.В. Станюкович и др.

Под воздействием изменявшихся социально-экономических, экологических, этнических и других факторов складывались специфические черты одежды русских как Сибири в целом, так и отдельных ее областей, одной из которых является южный Алтай. В литературе последних лет не раз указывалось на необходимость сопоставления сибирского материала с европейским в целях выявления общерусских традиционных черт культуры и закономерностей их развития. Большое внимание традициям одежды русских крестьян Южного Алтая уделено в работах А.А.Лебедевой, М.М.Громыко, П.Е.Бардиной, В.П.Лебедева и др.

2. Этнопедагогика. Народное искусство открывает человеку его прошлое, знакомит с представлениями о прекрасном, эстетическим опытом предшествующих поколений, их стремлениями, мечтами, идеалами, традициями, передает духовную культуру прошлого своего народа. Как ничто другое, оно несет в себе заряд национальных особенностей и незаменимо в плане этнокультурного развития. Знакомство в яркой и доступной форме с народным искусством в соответствии с возрастными особенностями и возможностями учащихся развивает у них художественный вкус, вырабатывает потребность ориентироваться на духовные ценности своего народа.

В процессе данной работы большую помощь оказали труды Л.И. Васеха, Баклановой, Шпикаловой.

3. Психология. Научная школа отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер и др.) рассматривала проблему индивидуального подхода в контексте формирования личности ребенка и развития его способностей, придавая существенное значение внутренним индивидуальным предпосылкам, влияющим на успешность любой деятельности и влиянию народных традиций. Младший школьный возраст является сензитивным для формирования и воспитания личности ребенка на национальных традициях.

Цель работы: разработать программу по преподаванию народного костюма русских крестьян Южного Алтая на уроках технологии для учащихся начальных классов.

Задачи:

- изучить особенности и основные характеристики одежды крестьян Южного Алтая;

- разработать и апробировать программу преподавания элементов костюма русских крестьян Южного Алтая на уроках технологии учащихся начальных классов;

- обозначить роль преподавания элементов костюма русских крестьян Южного Алтая в воспитании личности.

Объект исследования: традиционная одежда русских крестьян Южного Алтая и возможности использования для образовательных и воспитательных задач в системе начального образования.

Предмет исследования: процесс разработки методики по созданию программы для преподавания истории традиционной одежды русских крестьян Южного Алтая.

Теоретико-методологическая база исследования:

1. Культурологический подход, сочетающий практические и теоретические вопросы разных наук (педагогики, психологии, философии, культурологии, социологии и др.); принцип целостного развития личности; принцип сознательности субъекта деятельности; принцип социокультурной обусловленности развития личности в процессе обучения и воспитания; аксиологический подход, в соответствии с которым человек рассматривается как высшая ценность общества; цивилизационный подход, который позволяет рассматривать отечественный педагогический процесс во взаимосвязи со всемирным историко-культурным и историко-педагогическим процессами.

2. Научные, философские, культурологические, педагогические, психологические, методические труды, анализирующие культуру человеческой цивилизации, педагогический опыт с позиции эволюции духовно-нравственного и духовно-материального развития человека в пространстве и времени. При этом педагогическая деятельность рассматривается как важнейшее условие развития человека.

3. Эмпирической базой исследования явился анализ опыта разработки и реализации культурологического подхода как средства формирований человека культуры, а также собственный опыт в этой области в качестве учителя школы, методиста, старшего преподавателя кафедры художественно-эстетического и гуманитарного образования института повышения квалификации, научного руководителя культурологической школы.

Научная новизна. В данной работе традиционная одежда русских крестьян Южного Алтая рассматривается как важная часть преподавания по предмету технология в системе начального образования. Нами предпринята попытка разработать программу по преподаванию народного костюма русских крестьян Южного Алтая в начальных классах.

Источники. Данная работа построена на исследованиях следующих авторов: А.В. Арциховского, П.Е. Бардиной, Л.Г. Васильевой, Е.П. Кондратьевой, А.А. Лебедевой, Г.С. Масловой и др. Также были использованы работы историков и специалистов-этнографов: Н.А. Алексеенко, Н.Н. Воробьева, М.Я. Сироткина и А.А. Трофимова. В качестве основополагающих источников в дипломной работе занимают труды Е.Ф. Фурсовой по традиционной одежде народов Южного Алтая. Методическая часть разработана на основе трудов педагогов: А.А. Анцыгиной, Л.И. Боровиковой, Г.И. Кругликова, В.Д. Симоненко и других.