По данным центра социально-професионального самоопределения Института содержания и методов обучения РАО, подтверждаемым и другими источниками, половина учащихся, как правило, свое профессиональное будущее не связывают с собственными реальными возможностями и потребностями рынка труда. Так 46% респондентов ориентированы на поддержку со стороны взрослых; 67% не имеют представления о научных основах выбора профессии, не владеют информацией о требованиях профессии к ее «соискателям», не умеют оценить свои возможности, 44% не осведомлены о том, где учиться, чтобы получить профессию по интересующей их сфере труда.
Поэтому не случайно, что до 15–20% абитуриентов, поступающих в систему начального профессионального образования, оказываются непригодными к избранной профессии; 20–25% учащихся прерывают учебу, так и не получив профессии; до 30% выпускников трудоустраиваются не по специальности. Лишь 28% выпускников школ намерены работать в сфере материального производства.
А вот какие выводы были получены в результате пилотажных исследований по предварительной диагностике личностной готовности старших подростков к профессиональному самоопределению, а также в процессе апробации различных психолого-педагогических методик в VIII–IX классах московской средней школы №1188 и среди ребят – членов Экспериментального центра детско-юношеского туризма и экскурсий «Родина», где автор работал педагогом-психологом.
Выводы таковы:
- у большинства подростков недостаточно развиты личностные качества, актуальные для выбора профиля обучения и профессионального самоопределения, а также для возрастного развития: способность к самопознанию и самоизменению, доверие к себе, готовность к выбору, ответственность, целенаправленность, самокритичность, самостоятельность, эмоциональная гибкость, сила воли;
- у старшеклассников практически отсутствуют знания, необходимые для выбора профиля обучения и профессионального самоопределения: о мире профессий, о самом себе, о потребностях своего региона в тех или иных специалистах, о возможных путях продолжения своего образования и обучения выбранной профессии;
- занижена потребность в профессиональном самоопределении – имеется в виду наличие способностей, знаний, интереса в продолжении образования;
- не учитываются при выборе специальности интересы семьи и ближайших родственников, а также потребности в кадрах своего региона и страны в целом; будущая профессиональная деятельность не соотносится с благосостоянием, обороноспособностью государства;
- не дифференцируются мотивы самореализации и самоутверждения, слабо выражено стремление заработать на жизнь, быть богатым и влиятельным человеком в обществе.
Поэтому с учетом современной социальной ситуации можно говорить о существовании социально-педагогического противоречия между недостаточным развитием у старших подростков личностных, гражданских и нравственных качеств, с отсутствием у них зрелых мотивов выбора и необходимостью сделать шаг к первичному профессиональному самоопределению, каким становится выбор профиля обучения, вида и уровня продолжения образования после окончания основной школы.
К причинам сложившегося положения следует отнести: отсутствие государственной заинтересованности в социальном сопровождении подготовки будущих кадров еще на школьной скамье; нежелание педагогической общественности уделять должное внимание психолого-педагогической поддержке самоопределения школьников. Главный их аргумент – дать знания, а все остальное приложиться. К тому же у родителей нет должной педагогической культуры оказания помощи своим детям в решении данных вопросов. Слишком слабы контакты между всеми субъектами образовательной деятельности: отсутствует преемственность школы между начальным, среднем и высшем профессиональным образованием. Поэтому напрашивается вывод: в общеобразовательной школе должна быть создана целостная система вооружения учащихся универсальными знаниями, умениями и навыками, приобщения к самостоятельной деятельности, связанной с избранным профилем обучения и формирования ключевых компетенций, определяющих качество содержания образования.
В последние годы в ряде зарубежных стран получила широкое распространение концепция формирования у молодежи универсальных социальных компетентностей. Например, в США данная образовательная стратегия закрепила в качестве приоритета в законодательных документах: докладе Комиссии 1991 г., ориентированном на достижение необходимых навыков, Акте К. Перкинса от 1998 г., призыве Д. Буша «Ни один ребенок не должен быть отстающим» и др.
Комиссия 1991 г. в своем докладе «Какие требования мир труда предъявляет к школам» установила, что ноу-хау на рабочем месте определяет эффективное профессиональное поведение и состоит из двух элементов: ключевых компетентностей и группы базовых навыков и личностных качеств, которые лежат в основе любой трудовой деятельности. К первым относятся: мысленнодеятельностные операции, межличностные отношения, способность адаптироваться в информационном обществе, овладение новыми технологиями, а также обретение личностных качеств. Воплощение этих требованием обеспечивает содержание основной подготовки для всех учащихся независимо от того, пойдут они после школы работать или продолжат образование. Важно, чтобы они участвовали в деятельности, способствующей профессиональному самоопределению обучаемых.
В российской школе педагогическое сопровождение самоопределения учащейся молодежи в условиях профильного обучения складывается из таких инновационных направлений образовательной деятельности:
- усиление интеграции образовательных и предметных областей с внеучебной практикой социально-профессионального самоопределения школьников;
- ориентация на консолидацию усилий с другими учебными заведениями;
- обеспечение профильной подготовки школьников на основе вариативности с учетом выбранных ими индивидуальных маршрутов, получения образования в соответствии с интересами, способностями учащихся, запросами рынка труда, а также необходимости их обязательной предпрофильной подготовки, направленной на знакомство с миром профессий и приобретение практического опыта для обоснованного выбора профиля обучения;
- оказание психолого-педагогической помощи учителю в переориентации его с деятельности назидателя.
Сегодня ни педагогическая наука, ни практика не готовы к осуществлению образования на деятельностной основе.
На сегодняшний день количество желающих продолжить образование в старших классах больше, чем реальные возможности. Возникает ситуация конкурсного приема. В связи с этим представляется целесообразным наряду с итоговой аттестацией выпускников основной школы создать основу для внедрения в массовую практику механизмов конкурсного отбора в старшую профильную школу. Важную роль может сыграть введение накопительной оценки портфолио, которая учитывает различные достижения учащихся.
3.2 Основные психологические проблемы перехода к профильному обучению
Социологические исследования показывают, что большинство пятнадцатилетних отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы дисциплин, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться». Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. Следует отметить и тот факт, что примерно треть подростков к этому возрасту не готова выбрать тот или иной профиль обучения. Такая ситуация может быть связана как с их личностными особенностями, так и с качеством преподавания.
Чтобы индивидуальный подход к ребенку на научной основе, необходимо, во-первых, знать возрастные особенности, которые в должной мере не используются учителями, во-вторых, не менее важно знать потребности и запросы самого ребенка.
Личностный подход в обучении – не просто учет индивидуальных особенностей учащихся, отличающих их друг от друга. Это последовательное всегда и во всем отношение к ученику как к ответственному и самосознательному субъекту деятельности.
Юношеская личность всегда противоречива и изменчива. Самая распространенная и типичная ошибка учителей – неумение понять глубинные свойства, ядро личности старшеклассника, оценка его по каким-то усредненным, формальным и внешним показателям, таким, как внешняя дисциплинированность и учебная успеваемость. Спору нет – и то и другое существенно. Но самый легкий, послушный и покладистый ребенок не всегда самый искрений или самый инициативный. Также мало говорит о характере учащегося его успеваемость. Закона прямой пропорциональности школьной успеваемости и развития индивидуальности не существует, как показали исследования последних лет. Но нет и противоположного правила! Не увидев в ученике чего-то ценного и интересного, свойственного только ему, учитель, в сущности, не может его воспитывать. У педагога нет точки опоры для человеческого контакта с ним. Преодолеть прошлый отрицательный опыт очень трудно, поэтому критические замечания старшеклассников в адрес школы требуют самого серьезного к себе отношения. Во многом этому должно способствовать введение в старшей школе профильного обучения, хотя, как мы понимаем, никакие нововведения в образовательном процессе, ни получение педагогами целого ряда новых психолого-педагогических методик и инструментария не дадут должного результата без построения отношений учителя с учениками на основе взаимопонимания и уважения друг к другу. Кроме того, как уже говорилось, надо знать интересы и склонности учащихся.
Первоначальная направленность интересов возникает очень рано, в неповторимом общении ребенка с родителями и сверстниками, а затем с учителями или теми взрослыми, которые иногда случайно встречаются на его жизненном пути вольно или невольно дают толчок к формированию его интересов. Уже в младшем школьном возрасте достаточно ярко обнаруживается возможность выявления для каждого ребенка оптимальной области знаний или деятельности, в которой он достигает сравнительно высоких успехов и к которой проявляет интерес. Однако выявить интересы учащихся к тому или иному учебному предмету или виду деятельности довольно сложно, и, как свидетельствуют результаты исследований, это невозможно сделать грамотно, основываясь лишь на отметках, получаемых детьми.