Христианское учение, построенное на фактах, а не только на понятиях разума, Кант называет уже не христианской религией, а христианской верой.
Кант рассматривает Всевышнего как священную тайну. С его точки зрения, нам не обязательно знать, что такое Бог по своей природе. Он представляет интерес для человека прежде всего как моральное существо. В соответствии с данной потребностью практического разума, всеобщая истинная религиозная вера, которая также должна сообщаться детям, есть "вера в Бога 1) как во всемогущего Творца неба и Земли, то есть в моральном смысле как в святого законодателя, 2) как в хранителя человеческого рода, то есть благого правителя и морального опекуна его, 3) как в блюстителя своего собственного священного закона" [9, с. 370]. Кант считает, что призывать Бога следует только во имя Отца и Сына и Святого Духа (и никогда "в столь многообразных личностях"), т.е. во имя "даже Им Самим выше всего почитаемого и любимого предмета, пребывать в моральном единстве с которым есть наше желание и, вместе с тем, наш долг" [9, с. 375—377].
По Канту, Бог открыл нам свою волю через моральный закон, но оставил недоступными для нашего знания причины, побуждающие к свободному действию. Философ объясняет это непостижимой для нас Божественной мудростью: "В отношении же объективного правила... все, в чем мы нуждаемся, нам достаточно открыто (через разум и Писание), и это откровение в то же время понятно каждому человеку". И далее: "То, что человек моральным законом призван к доброму образу жизни... — этому поучают и к этому побуждают одновременно разум, сердце и совесть" [9, с. 375]. Кант считает, что требовать большего было бы нескромно, и это не есть всеобщая человеческая потребность.
Высшая, для человека никогда вполне не достижимая цель морального совершенства, по Канту, — это любовь к закону (категорическому императиву).
Источником всякого зла в мире философ называет себялюбие.
Кант возлагает огромную ответственность за образ мыслей на самого человека: "Если человек в моральном смысле бывает или должен быть добрым или злым, то он сам себя должен делать или сделать таким". И далее: "Если говорят: он рожден добрым, то это может означать только то, что он создан для добра, и что первоначальные задатки в человеке добрые" [9, с. 291]. На этом моменте о первоначальных задатках добра представляется необходимым остановиться подробнее. Под "первоначальными задатками" Кант понимает объективно необходимую составную часть существа, следовательно, компонент, без которого человек не был бы возможен вообще. При этом важно, что зло, в противоположность задаткам добра, не относится к человеку с объективной необходимостью. Кант говорит о "тяге к злу", которая вообще случайна для человека. Философ провозглашает необходимость искоренения зла и борьбы с ним. Он полагает, что высшая склонность в нас — к добру — может быть достаточно сильной, чтобы определять нашу волю без каких-либо дополнительных мотивов. В связи с этим К. Шенхерр рекомендует разбирать с воспитанниками героические поступки литературных героев: насколько чистыми были их мотивы, т.е. насколько они соответствовали долгу, а сами они, следовательно, были добрыми [11].
Как педагогам, так и воспитанникам важно осознать, что в противостоянии злу борьба против какого-то одного порока, выявленного эмпирическим путем, — не есть путь к успеху. Ссылаясь на Евангелие от Иоанна, Кант акцентирует следующий момент: если кто-либо становится морально (а не только по закону) добрым (богоугодным), это "должно быть вызвано революцией в образе мыслей человека (через переход к его максиме святости)" [9, с. 294], и новым человеком он может стать только через некое возрождение, как бы через новое творение и изменение в сердце. Добрый человек является таковым только в непрерывной деятельности и созидании, в никогда не прекращающемся стремлении к лучшему. Для образа чувств, которые иногда этому препятствуют, необходима постепенная реформа.
По словам Канта, только в постоянном самосовершенствовании, в стремлении стать лучше человек приобретает право надеяться на непостижимое для него Божественное содействие [9, с. 292].
Он критикует молитву, если та есть только внутреннее формальное богослужение: "Сердечное желание стать угодным Богу во всем нашем поведении — вот дух молитвы, который всегда должен и может иметь место" [9, с. 418]. Также он осуждает посещение церкви только ради снискания благодати. В церкви, по Канту, должно происходить общение верующих, которое "являет собой достойное похвалы средство для назидания каждого в отдельности, но и для всех как членов гражданского Божественного государства, представляемого здесь на Земле" [9, с. 421]. В этом смысле посещение церкви есть долг.
Говоря о единой религии для всего человечества, в которой с наибольшей полнотой воплощены нравственные принципы, Кант, как было сказано выше, отдает предпочтение христианству. Тут есть соблазн заблуждения и гордыни. Кант имеет в виду идеальную, "невидимую Церковь", к которой могут принадлежать все одаренные разумом существа, поскольку они верующие; "видимая" Церковь, как реальное объединение людей для молитвы, веры и добра, необходима и должна стремиться к этому идеалу на Земле, но никогда не может, по Канту, претендовать на то, чтобы быть единственной возможностью реализации веры. Священники, которые проповедуют обратное, занимаются, с точки зрения философа, лжеслужением. Важно понять, что именно "невидимая церковь" должна объединить людей, исповедовавших прежде разные веры.
Кант считал, что маленькие дети не в состоянии осознать, что такое Бог, и предостерегал от воспитания в страхе перед Богом, а также от привычки в ожидании какого-либо поощрения совершать сообразные с долгом поступки. Однако, воспитывая детей, надо учитывать, считал он, что уже в самом раннем возрасте дома и в церкви они становятся свидетелями молитв своих родителей, церковных обрядов и празднеств. Отсюда возникает необходимость объяснить им на элементарном уровне, что такое Бог: следует учить детей почитать в Нем любящего Отца, знатока человеческих сердец. Согласно Канту, формировать у детей глубокие религиозные убеждения надо уже на базе имеющихся нравственных [2].
Нравственное же воспитание должно начинаться не с исправления нравов, а с преобразования образа мыслей и с утверждения характера. При этом каждый человек тем сильнее проникается уважением к сообразному с долгом поступку, чем более он отвлекается от других мотивов, которые из-за себялюбия могли бы иметь влияние на максиму поступка. Философ предупреждает, что дети способны подмечать самый ничтожный след примеси ненастоящих мотивов, и тогда поступок мгновенно утрачивает для них всякую моральную ценность. Кант подчеркивает важную роль примеров добрых поступков, которые могут быть почерпнуты также из книг, на которых ученики учатся судить в области морали о нечистоте некоторых максим по действительным мотивам поступков — посредством этого "задатки добра необычайно развиваются и постепенно переходят в образ мыслей, так что долг ради одного только долга начинает получать в их сердцах заметный вес" [9, с. 295]. Примеры должны служить для ободрения, но ни в коем случае не для подражания, так как подражание в сфере нравственности, по Канту, неуместно. Мыслитель предупреждает о том, что не стоит учить удивляться добродетельным поступкам из долга, подобного рода удивления заслуживает, скорее, поддержка долга со стороны нашего чувства. Но и этому у Канта есть объяснение, а именно — наличие в нашей душе первоначальных моральных задатков, того, что возвышает душу. Кант рекомендует как можно чаще возбуждать чувство зозвышенности своего морального назначения, что опять возвращает нас к Богу [2, с. 3].
Сегодня обращение к Канту также не утратило смысла. В статье о современном значении этикотеологии Канта Т.И. Ойзерман, например, пишет, что она является философско-историческим обоснованием экуменического движения, которое приобрело значительное влияние в странах христианского вероисповедания [5, с. 113]. Это — добрые тенденции настоящего и будущего, и мы со своей стороны убеждены в том, что современной науке о воспитании следует учитывать критический потенциал, который содержится в философско-педагогической теории Канта.
Список литературы
1. Сергеев К. А. Философия Канта и новоевропейская метафизическая позиция // Иммануил Кант. Трактаты. СПб., 1996.
2. Кант И. 0 педагогике // Трактаты и письма. М., 1980.
3. Niethammer A. Kants Vorlesung iiber Ра-dagogik: Freiheit und Notwendigkeit in Erziehung und Entwicklung. Frankfurt a.M., 1980.
4. Hufnagel E. Immanuel Kant // Hufnagel E. Der Wissenschaftscharakter der Padagogik: Stu-dien zur padagogischen Grundlehre von Kant, Natorp und Hbnigswald. Wurzburg: Konigshausenu. Neumann, 1990.
5. Ойзерман Т.И. Этикотеология Канта и ее современное значение // Вопросы философии. 1997. № 3.
6. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.
7. Мамардашвили М.М. Кантианские вариации. М., 1997.
8. Koch L. Kants Revolutionen // Kant — Padagogik und Politik / Hrsg. von Lutz Koch und Christian Schonherr. Wurzburg: ERGON-Verlag, 2005.
9. Кант И. Религия в пределах только разума // Трактаты и письма. СПб., 1996.
10. 100 этюдов о Канте / Общ. ред. В.В.Васильева. М., 2005.
11. Schonherr С. Uber Kant, das Bose und die Frage nach der ethischen Bildung des Menschen // Kant — Padagogik und Politik / Hrsg. von Lutz Koch und Christian Schonherr. Wurzburg: ERGON-Verlag, 2005.