Смекни!
smekni.com

Роль развивающей среды в развитии личности дошкольника (стр. 8 из 10)

Можно рисовать и туг же наклеивать или наоборот, таким образом стремясь к созданию коллажей. Предоставьте детям возможность работать на больших листах бумаги, коллективно, хотя их увлекает и графика (рисование тушью, черной пастой, графитным карандашом на небольшом листе бумаги, как бы в миниатюре).

Сохраняются и занимательные задания для детей: "Путешествие в страну Кругляндию" — составление предметов или небольших сюжетов из кругов разного размера и цвета и их деталей (полукруг, 1/4 круга или какой-нибудь сектор); подобное путешествие в страну Угляндию (работа с четырехугольниками). Интересны детям аппликации из ткани, аппликация в технике "Кракле", плетение из листьев кукурузных початков, флористика, аппликации из природных и бросовых материалов.

Особого внимания заслуживает лепка. Лепят из глины, кондитерского теста, пластилина, из соленого теста (200 г воды, 200 г соли экстра и мука, чтобы получилось пластичное тесто). Соленое тесто выпекается в духовке или сушится в естественных условиях, затем расписывается красками. Из плоскостных или полуобъемных фигурок соленого теста можно составлять коллажи. Используются разные подручные материалы, стеки, чеснокодавка.

В этих возрастных группах работают не только по интересам, но и по потребностям, понимая значимость своей деятельности. Это может быть подготовка персонажей кукольного театра, подарок маме, папе, другу; создание игрушек и многое другое. Дети могут изготавливать дидактические игры: "Лото", "Парные картинки", "Что лишнее", "Собери по цвету", "Что растет в лесу (саду, огороде?"), "Теплый-холодный" и др.

В старшем возрасте перед дошкольниками раскрывается мир во всей его сложности и многозначности: теперь у ребенка более богатые представления. Малыш уже понимает, что с помощью цвета можно выплеснуть на лист бумаги радость или гнев, печать или страх, а можно создать впечатление покоя и равновесия. Развитие воображения помогает создавать персонажи, которых на самом деле не существует. Появляется возможность моделировать ситуации. Поэтому детям предлагаем такие задания: нарисуй с закрытыми глазами, нарисуй двумя руками одновременно; сказочные птицы и звери, лес Берендея, другая планета и т.д.

Смысл детского творчества - самовыражение, а не соответствие чьим-либо ожиданиям. Как правило, в своем творчестве дети стремятся передать "весь мир", "всю природу", "все деревья". Они постоянно изобретают, фантазируют. "Каждый ребенок - это отдельный мир со своими правилами поведения, своим сводом законов. Помочь детям в обретении самих себя в мире и мира в себе - наша основная взрослая задача", - этими словами Е.Макаровой я хочу закончить.

4. Разработка элементов среды для развития детского изобразительного творчества

Исследовательская работа была проведена на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 17 «Родничок» пос. Иноземцево. Это типовое здание расчитанное на 198 лиц. В детском саду функционируют: группы раннего возраста (3 группы); общеобразовательные группы (5 групп); коррекционные (логопедические) группы (3 группы).

Задачи работы по эстетическому воспитанию.

1. Формирование основ эстетической культуры средствами изобразительного искусства, эстетической деятельности.

2. Формирование эстетического вкуса, эстетических чувств, освоение художественно-творческой деятельности.

Исследовательская работа начиналась с анализа необходимых условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями предъявляемыми нормативными документами: «Программой воспитания и обучения в детском саду» (под ред. Васильевой, 2005.) и «Концепцией дошкольного образования».

Были изучены условия протекания изобразительного творчества в специальном помещении – изостудии. Сопоставляя требования к её организации и оснащению, можно сделать вывод о том, что:

1. Помещение студии изо творчества находится в приспособленном помещении с недостаточным световым режимом.

2. В этом же помещении находится методический кабинет, что создает дополнительные сложности и неудобства в организации педагогического процесса развития творчества детей.

3. Эстетическое оформление студии соответствует требованию и представляет собой выставку художественных произведений, выставку работ детей, выполненный руководителем изостудии действующий макет «Города кисточки и краски», уголок декоративно-прикладного искусства (Приложение 1).

4. Оборудование изостудии не соответствует требованиям: недостаточное количество мольбертов, отсутствует доска, недостаточное количество посадочных мест, отсутствуют специализированные шкафы для хранения оборудования.

5. Отсутствует оборудование для мытья кисточек, стаканов, столов и т.д.

В связи с этим был разработан проект оснащения студии изобразительного творчества с инновационным содержанием. В этом проекте рекомендуется использовать стену творчества, столы мольберты, специализированные шкафы (Приложение 2).

Для изучения влияния развивающей среды на механизмы развития детского изобразительного творчества был взят раздел «Рисования фигуры и лица человека».

Для экспериментальной работы была выбрана старшая – логопедическая группа «Б». Число детей 11, из них 8 девочек и 3 мальчика.

Развитие разных психологических особенностей протекает у детей неравномерно. Активность и стремление к познанию на высшем уровне. Восприятие предметов и явлений у детей этого возраста развито; устойчивость внимания возрастает, но зависит от степени заинтересованности ребенка. На интересном занятии дети могут сосредоточиться до 50 минут, а на неинтересном до 25 минут. Дети этой группы активны. Интеллектуальное развитие детей в норме. Наблюдается небольшое отставание в речевом развитии – неправильное звукопроизношение.

Для исследования элементов развивающей среды в области изобразительного творчества были использованы следующие методы исследования:

Наблюдение – это научный метод исследования, не ограниченный простой регистрации фактов, а научно - объясняющие причины того или иного явления. Также это метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики.

Беседа – метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путем речевого общения.

Анализ продуктов изобразительной деятельности – это метод выявления качеств личности с помощью рисунков, схем, чертежей.

Метод математической статистики – это прием обработки данных; количественный и качественный анализ, дифференциация материала по типу, группам, вариантам и составление психологической казуистики.

Эксперимент – активное вмешательство в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляются психологические факты. Достоинство эксперимента в том, что сам исследователь создает условия для получения результатов.

Изучение влияния среды на развитие изотворчества детей старшего дошкольного возраста состояло из 3-х основных этапов:

1 этап – констатирующий эксперимент

2 этап – формирующий эксперимент

3 этап – итоговый (контрольный)

Констатирующий эксперимент.

Цель эксперимента:

1. Выявить уровень умений и навыков детей в области рисования красками лица человека.

2. Выявить необходимое для работы оборудование и инструменты, позволяющие дополнительно раскрывать творческий потенциал и самостоятельность детей.

Эксперимент проходил в форме занятия на тему «Мой друг»

Тема: Мой друг. Цель: Развивать художественное восприятие образа человека; совершенствовать умение детей подбирать и использовать цвета акварели в изображении; развивать чувство композиции.

Оборудование: акварель, кисти, лист бумаги А3, портреты.

Ход:

Показываю репродукции портретов, спрашиваю, кто на них изображен. Читаю стихотворение: «Портрет».

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Или это тетя Зина,

Или Колька, твой сосед

Обязательно картина,

Называется «портрет».

Уточняю: Изображение человека называется - портрет. Объясняю, что мы сегодня будем рисовать, поясняю, что друга можно нарисовать по-разному: в полный рост или только лицо, занимающимся любым делом.

Вспоминаем части лица, формы лица, цвет, длину волос. Прошу (2-3 ребят) описать внешность друга. Закрепляю последовательность работы. Предлагаю приступить к работе.

Заканчивается занятие просмотром детских рисунков в играх: «Узнай кто нарисован. Подвожу итог, даю анализ

Итоги констатирующего эксперимента представлены в таблице.

Вывод констатирующего эксперимента: в целом итоги занятия показывают, что дети знают и различают портреты от других жанров, но не знают названий художественных произведений и их авторов. Это говорит о том, что педпроцесс не оснащен достаточным количеством репродукций картин в жанре портрета. Очень слабо дети умеют выполнять фигуру и лицо человека, делают это диспропорционально. Слабо выражено творчество и самостоятельность детей, только у некоторых проявляются эти качества, в виде элементов костюмов, дополнительного изображения (цветы, шляпа, бальные платья). Неумение детей пользоваться дополнительными средствами в работе.