Во-вторых, сельский музей окружен людьми, живущими в этом поселении, которые сформировали социальную среду. Или социум, данного населенного пункта. Это люди, которые были и являются творцами экономического, исторического и культурного потенциала данного селения.
В – третьих, музей находиться в окружении объектов, которые несут в себе определенный потенциал образовательных и воспитательных функций. К таким объектам относим семью, детские дошкольные, школьные и внешкольные учреждения на селе и их образовательной функцией, - это одна составляющая. К другой составляющей необходимо отнести объекты, призванные воспитывать культурой, - это клубные учреждения, средства массовой информации и библиотеки.
Музей на селе посвящен человеку и его культурному и природному окружению, он несет в себе одновременно функцию «открытого» музея - музея пространства и среды. В тоже время он является музеем времени, когда на экспозиционном пространстве отражается минувшая история.
В отличие от школы, где учитель оперирует в своей деятельности, главным образом, обстракно-логическим понятиям и его главный инструмент – слово, в музее педагог опирается на музейный предмет, который оказывает эмоционально-чувствительное воздействие на посетителя. Посетитель может взять в руки не абстрактное понятие, а конкретный предмет – свидетель прошлого, позволяющего осознать значение природного и культурного населения с учетом реальной жизни.
Важной особенностей музейных предметов, отличающих от других источников, хранящихся, например, в архивах или библиотеках, является то, что, становясь экспонатами, они являются не только источниками научных знаний, но и источником воздействия на эмоциональную сферу человека.
Музейный предмет как носитель образцовой информации способен вызывать у посетителя определенное эмоциональное отношение к минувшему. Эмоционально-чувственное восприятие и есть основа мыслительной деятельности человека. Не случайно современная наука наряду с такими свойствами музейного предмета, как информировать и репрезентированность (отражение действительности), называет и экспрессивность – способность воздействия на человека через признаки: аттрактивность - привлечение внимания и ассоциативность –чувство сопричастности, сопереживания.
Предмет в музее хранит в себе энергию бытования, энергию человека, державшего этот предмет в своих руках. Он хранит энергию того или иного исторического события, к познанию которого готовиться посетитель, приходя в музей.
Наряду с музейными предметами в основу экспозиции школьного музея закладываются результаты его научно-поисковой работы по фиксированию проявлений человеческой деятельности селян в таких областях, как песни, танцы, ритуалы, мифы, обряды, праздники, ремесла, музыка и даже говор, язык конкретной территории, конкретного поселения.
Для школьного музея, как впрочем, и других краеведческих музеев, наиболее подходит видение музеев русским философом Н.Ф. Федоровым: «Музей есть не собрание вещей, а собор лиц, деятельность его заключается не только в накоплении мертвых вещей, а в возвращении к жизни останками отжившего, в восстановлении умерших по их произведения живыми деятелями»
Музееведение рассматривает благотворительность как основу создания музейных коллекций и зарождения музеев в стране, перечисляются десятки имен меценатов, передавших те или иные коллекции в музеи.
Между тем, благотворителями не рождаются, а ими становятся. И данную деятельность следует рассматривать как продукт воспитания человека, нравственные качества которого следует рассматривать как продукт воспитания человека, нравственные качества которого способствуют совершению благих действий, помощи ближнему.
Акт дарения – передачи материальных ценностей в музей является важным фактом воспитания детей: кроме воспитания у них таких качеств, как любовь к своим предкам, семье, родному краю, желание оказать помощь в виде дарения. Акт дарения ставит ребенка в активную позицию участника и создателя сельского музея. Он получает возможность отслеживать дальнейшую судьбу переданного предмета, где, когда в каких выставках, экспозициях он будет использован, о чем он повествует, испытывая определенную гордость и сознавая значимость совершенного поступка.
Для детей младшего школьного возраста в нашей школе с 2004 года реализуется культурно-образовательная программа «Истоки». Половина занятий по программе проходит на базе школьного музея, а именно на музейных экспозициях, вторая половина на школьных занятиях и экскурсиях по селу и его окрестностях. Данная программа предусматривает введение детей в историческое прошлое своей семьи через общение к «корням», к своему родословному древу. Цель программы – воспитание чувств любви к родительскому дому, родному селу; чувств восхищения перед творением человеческих рук; чувства гордости за односельчан и родное село.
Для учащихся старших классов предлагается программа «Народы и культуры Урала». Данная программа призвана сформировать представление о традиционной народной культуре жителей сельской местности данного региона, связанной с хозяйственной, семейно-бытовой жизнью человека. Другими примерами восстановления и сохранения духовных традиций и гражданственности стали исследовательские работы школьников по таким темам: «Боль российских деревень», «Моя родословная», «Трудовые династии села», «Ветераны ВОВ нашего села» и др. Эти работы были оценены на областном уровне.
Другим примером восстановления и сохранения духовных традиций селян стал успешно реализован проект «Живи, родник». Детьми очищены и восстановлены, с помощью жителей энтузиастов родники «У Ивы» и «Еремей». С появлением новых технологий появилась возможность проявить себя и показать новые возможности для сохранения природных памятников села. Видео съёмка, монтаж фильмов, презентаций дает возможность показать современную действительность, красоту родного края.
«Родник», «родина», «родня» - слова одного корня «род» и это не случайно, это означает, что у нас один исток. Пусть чувство, вспыхнувшее рядом с родными местами, станет прологом сильной и светлой любви к человеку и человечеству, любви к земле на которой жили наши предки и живем мы, к этому скромному, но дорогому сердцу уголку, название которому - Родина.
Список литературы
1.Акулин, Е.М. Музей как социокультурное явление. / Е.М. Акулин.-Социос. – 2004, № 10. С.89-92.
2. Афанасьев, В.Г. Общество: системность, познание и управление / В.Г, Афанасьев. – М.: Политиздат, 1981.-432с.
3. Барашов, В.Ф. Знакомые с детства названия./ В.Ф. Барашов. - М.: «Просвещение», 1982.67 с.
4.Балакирев, А.Д. Музей и историческое сознание /А.Д. Балакирев. – М.: 2000.,- 118-145 с.
5.Баранников, А.В. Российское образование сегодня и завтра // Начальная школа. – 2002, №8. С.3.
6.Белкина, О.И. Школьный музей. // Воспитание школьников – 2002, №3. С.53.
7. Белобрагин В.Я. Управление качеством труда и продукции в территориальном разрезе / Белобрагин. – М.: Издательство стандартов, 1979.- 248с.
8. Беспалько В.П. Не пора ли менять стратегию образования? // Педагогика. – 2001, №9, С.87-95.
9. Бердяев, Н.А.. Основы правовой культуры./ Н.А, Бердяев. – М.: 1984., -248с.
10..Блонский, П.П. Избранные психологические произведения/ П.П. Блонский -М., 1986. 157с.
11. Бордовский, Г.А., Нестеров, А.А., Трапинин, С.Ю. Управление качеством образовательного процесса / Г.А. Бордовский, А.А. Нестероа, С.Ю. Трапинин. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. -358с.
12.Ванслова, Е. Музейная педагогика Воспитание школьников // Е. Ванслова. - 2000. №4 С.11-14.
13.Ванслова, Е. Музейная педагогика Воспитание школьников// Е. Ванслова - 200о.- №5 С.4-6.
14. Ванслова, Е. Музейная педагогика. Воспитание школьников // Е. Ванслова 2000.,№6. - С.4-6.
15. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики/ под. ред. Т.И. Шамовой. –М.: Педагогика, 1991. -191с.
16.Выготский, Л.С. собрание сочинений: в 6-ти томах // Л.С. Выготский. – М.: педагогика, 1982.
17. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под. ред. В.В. Давыдова М., 1991. С.54.
18. Геркушинский, Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика / Б.С, Геркушинский. – М.; Наука, 2003. -768с.
19. Государственный образовательный стандарт (НРК)/ Министерство общего профессионального образования Свердловской области; ИРРО. –Екатеринбург, 1999. – С.67-72.
20. Гербард, И.Ф. Воспитание нравственности/ И.Ф. Гербард. – М.; Наука, 1998. – С.199.
21. Гревс, Т.М. Экскурсионные методы. Формы познавательной деятельности./Т.М. Гревс. – М.: Наука, С.9-12.
22.Давыдов Н.Н. Мониторинг качества образования: теория и практика. – Екатеринбург.: Дом учителя, 2001. -100с.
23. Денякина, Л.М. Педагогическая диагностика, как движущая сила развития образовательного учреждения// Начальная школа. – 2002, №3 С.59.
24..Еремкина, О.В. Справочник заместителя директора по воспитательной работе/ О.В.Еремкина.- М.; Центр «Педагогический поиск», -2002, С.160.
25. Занин, М.В., Ильясов, Р.М. Концептуальные основы экспертизы качества образования. – Екатеринбург. Департамент образования Администрации Свердловской области, 1992. -89с.
26. Зограф, Н.И. Несколько слов о школьной экскурсии/ Н.И. Зограф. - Екатеринбург, 1990. №4. С. 12-14.
27. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И.Загвязенский. – М.: Педагогика, 1987. – 89с.
28. Захаров, М.Г. Проблемы управления школой // Народное образование курганской области за 50 лет советской власти. Курган. – 1967, №2.с.32.
29. Зверева, В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы/ В.И, Зверева. – М.: Педагогический поиск, 1997.-319с.
30.Иванов, Д.А. Управление качеством образовательного процесса. – М.: Сентябрь, 2007. -208с.
31. Каптеров, П.Ф.Концепция музейной соборности./ П.Ф. Каптеров. – М.: Наука. – 1997. 246с.
32. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – М. Издательский центр «Академия», 2000. -176с.