Смекни!
smekni.com

Роль школьного музея в формировании гражданской и патриотической самореализации на примере деятельности школьного музея МОУ Большеутинская СОШ (стр. 27 из 27)

Во-вторых, сельский музей окружен людьми, живущими в этом поселении, которые сформировали социальную среду. Или социум, данного населенного пункта. Это люди, которые были и являются творцами экономического, исторического и культурного потенциала данного селения.

В – третьих, музей находиться в окружении объектов, которые несут в себе определенный потенциал образовательных и воспитательных функций. К таким объектам относим семью, детские дошкольные, школьные и внешкольные учреждения на селе и их образовательной функцией, - это одна составляющая. К другой составляющей необходимо отнести объекты, призванные воспитывать культурой, - это клубные учреждения, средства массовой информации и библиотеки.

Музей на селе посвящен человеку и его культурному и природному окружению, он несет в себе одновременно функцию «открытого» музея - музея пространства и среды. В тоже время он является музеем времени, когда на экспозиционном пространстве отражается минувшая история.

В отличие от школы, где учитель оперирует в своей деятельности, главным образом, обстракно-логическим понятиям и его главный инструмент – слово, в музее педагог опирается на музейный предмет, который оказывает эмоционально-чувствительное воздействие на посетителя. Посетитель может взять в руки не абстрактное понятие, а конкретный предмет – свидетель прошлого, позволяющего осознать значение природного и культурного населения с учетом реальной жизни.

Важной особенностей музейных предметов, отличающих от других источников, хранящихся, например, в архивах или библиотеках, является то, что, становясь экспонатами, они являются не только источниками научных знаний, но и источником воздействия на эмоциональную сферу человека.

Музейный предмет как носитель образцовой информации способен вызывать у посетителя определенное эмоциональное отношение к минувшему. Эмоционально-чувственное восприятие и есть основа мыслительной деятельности человека. Не случайно современная наука наряду с такими свойствами музейного предмета, как информировать и репрезентированность (отражение действительности), называет и экспрессивность – способность воздействия на человека через признаки: аттрактивность - привлечение внимания и ассоциативность –чувство сопричастности, сопереживания.

Предмет в музее хранит в себе энергию бытования, энергию человека, державшего этот предмет в своих руках. Он хранит энергию того или иного исторического события, к познанию которого готовиться посетитель, приходя в музей.

Наряду с музейными предметами в основу экспозиции сельского музея закладываются результаты его научно-поисковой работы по фиксированию проявлений человеческой деятельности селян в таких областях, как песни, танцы, ритуалы, мифы, обряды, праздники, ремесла, музыка и даже говор, язык конкретной территории, конкретного поселения.

Для сельского музея, как впрочем, и других краеведческих музеев, наиболее подходит видение музеев русским философом Н.Ф. Федоровым: «Музей есть не собрание вещей, а собор лиц, деятельность его заключается не только в накоплении мертвых вещей, а в возвращении к жизни останками отжившего, в восстановлении умерших по их произведения живыми деятелями»

Музееведение рассматривает благотворительность как основу создания музейных коллекций и зарождения музеев в стране, перечисляются десятки имен меценатов, передавших те или иные коллекции в музеи.

Между тем, благотворителями не рождаются, а ими становятся. И данную деятельность следует рассматривать как продукт воспитания человека, нравственные качества которого следует рассматривать как продукт воспитания человека, нравственные качества которого способствуют совершению благих действий, помощи ближнему.

Акт дарения – передачи материальных ценностей в музей является важным фактом воспитания детей: кроме воспитания у них таких качеств, как любовь к своим предкам, семье, родному краю, желание оказать помощь в виде дарения. Акт дарения ставит ребенка в активную позицию участника и создателя сельского музея. Он получает возможность отслеживать дальнейшую судьбу переданного предмета, где, когда в каких выставках, экспозициях он будет использован, о чем он повествует, испытывая определенную гордость и сознавая значимость совершенного поступка.

Для детей младшего школьного возраста в нашей школе с 2004 года реализуется культурно-образовательная программа «Истоки». Половина занятий по программе проходит на базе школьного музея, а именно на музейных экспозициях, вторая половина на школьных занятиях и экскурсиях по селу и его окрестностях. Данная программа предусматривает введение детей в историческое прошлое своей семьи через общение к «корням», к своему родословному древу. Цель программы – воспитание чувств любви к родительскому дому, родному селу; чувств восхищения перед творением человеческих рук; чувства гордости за односельчан и родное село.

Для учащихся старших классов предлагается программа «Народы и культуры Урала». Данная программа призвана сформировать представление о традиционной народной культуре жителей сельской местности данного региона, связанной с хозяйственной, семейно-бытовой жизнью человека. Другими примерами восстановления и сохранения духовных традиций и гражданственности стали исследовательские работы школьников по таким темам: «Боль российских деревень», «Моя родословная», «Трудовые династии села», «Ветераны ВОВ нашего села» и др. Эти работы были оценены на областном уровне.

Другим примером восстановления и сохранения духовных традиций селян стал успешно реализован проект «Живи, родник». Детьми очищены и восстановлены, с помощью жителей энтузиастов родники «У Ивы» и «Еремей». С появлением новых технологий появилась возможность проявить себя и показать новые возможности для сохранения природных памятников села. Видео съёмка, монтаж фильмов, презентаций дает возможность показать современную действительность, красоту родного края.

«Родник», «родина», «родня» - слова одного корня «род» и это не случайно, это означает, что у нас один исток. Пусть чувство, вспыхнувшее рядом с родными местами, станет прологом сильной и светлой любви к человеку и человечеству, любви к земле на которой жили наши предки и живем мы, к этому скромному, но дорогому сердцу уголку, название которому – Родина.


[1] в данном случае термин «археология» трактовался как изучение исторических древностей