Смекни!
smekni.com

Ручные операции на уроках технологии резьбы по дереву (стр. 5 из 10)

· Репродуктивная деятельность с элементами творческой (поиск альтернативных материалов, инструментов).

· Творческая деятельность (получение новых знаний опытным путем, достижение одного и того же результата разными путями).

· Выполнить абсолютно новую поделку, основанную на изученной технологии).

Творческие задания требуют особого подхода к учащимся. Здесь необходимо принимать во внимание и индивидуальный темп работы, и достигнутый уровень креативности, и эмоциональные склонности, и психологические качества личности. Творчески активным детям предлагать такие задания в качестве дополнительных или альтернативных. Более способным подсказать новое, оригинальное решение, с более слабыми вместе разработать порядок создание работы, помочь в подборе материала.

Для учащихся ручной труд имеет обшеукрепляющее и развивающее значение. Наши руки являются как бы вынесенным на периферию головным мозгом, а пальцы органически связаны не только с мозговыми центрами, но и с внутренними органами. Сторонники лечебного массажа через воздействие пальцами и на пальцы считают, что каждый палец руки связан с каким-либо внутренним органом. Поэтому физическая тренировка рук повышает функциональную деятельность мозга и других органов тела, благотворно влияет на весь организм.

Ручная умелость развивается в процессе обработки различных материалов. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и многосторонней развита координация движения рук, тем проще ребенку осваивать новые виды деятельности. Поэтому на уроках ручного труда придается большое значение разнообразию материалов, с которыми учащиеся работают, и разнообразию операций, с помощью которых эти материалы обрабатываются (вырезание, обрывание, сгибание, складывание, скручивание, плетение, скатывание, вытягивание пластилина, вязание, работа иглой). При возникновении затруднений в операционных умениях учитель может применять приемы, помогающие ученику овладеть этими умениями: повторный показ операции, сопровождаемый инструкцией; контроль за руками ученика при выполнении им операции; прием синхронных движений рук учителя и ученика; подготовительные упражнения, направленные на расчлененную обработку компонентов умения.

Самостоятельная практическая деятельность невозможна без овладения общетрудовыми умениями. Самостоятельность выполнения задания означает, что ученик понял задание, мысленно построил образ того объекта, который должен быть изготовлен, подобрал орудие труда, материалы, определил способы обработки, спланировал последовательность действий, контролировал работу в процессе ее выполнения. Одна из типичных трудностей для детей в том, что до начала практических действий некоторые ученики не усваивают во всей полноте заданную цель, у них не формируется в сознании полный и точный образ конечного результата работы. Одна из причин неточного усвоения цели деятельности - затруднения в пространственной ориентировке. Коррекция этапа ориентировки возможна в следующих направлениях.

Необходимо постепенно усложнять объекты как по количеству операций, требующихся для их изготовления, так и по доступности анализа (сначала плоский, затем объемный образец; сначала детали ясно видны, затем частично скрыты; сначала натуральный образец, затем рисунок, фотография, чертеж).

Важно учить учащихся технике восприятия: включать в процесс активного восприятия разные органы чувств (плоский образец ученики воспринимают не только зрительно, но и с помощью осязания: объемный образец берут в руки, поворачивают, заглядывают внутрь, переворачивают, заглядывают с разных сторон); систему вопросов учителя для наблюдения направлять на формирование расчлененного восприятия образца (Из каких частей состоит? Сколько их? Какой они формы? Как расположены? Как соединены между собой? Из какого материала сделаны?).

Значительное место в ручной работе занимает обучение планированию предстоящих действий, вычленению этапов работы, установлению последовательности осуществляемых действий. Возможны следующие пути организации деятельности учащихся на этапе планирования: коллективное планирование после анализа образца, в котором принимает участие весь класс, ученики совместно вырабатывают план действий; послеоперационное планирование во время исполнительского этапа, когда внимание учеников направляется на выявление связи между отдельными частями объекта и способами их соединения, на выявление причинно-следственных зависимостей между отдельными операциями; использование дополнительной наглядности в виде инструкционных карт, в которых дается предметный план изготовления изделия, план изготовления изделия в рисунках или чертежах. Работа, направленная на развитие общетрудовых умений, способствует преодолению импульсивности, необдуманности действий, воспитывает произвольное внимание, стимулирует развитие речи, нормализует взаимодействие речи и деятельности.


Глава 2. Методика проведения уроков по ручным операциям при изучении раздела «Резьба по дереву» 6 класс

2.1 Методика обучения раздела «Резьба по дереву»

Резьба по дереву - древний вид народного декоративного искусства. В нашей стране, богатой лесами, дерево всегда было одним из самых любимых материалов. Понимание его пластических свойств, красоты текстуры развивалось в творческом опыте многих поколений народных мастеров. Искусством плотницкого ремесла издавна славились русский Север, Поволжье, Вологодская, Ярославская, Новгородская и другие области. В неразрывной связи с деревянным зодчеством развивалось искусство деревянной утвари и игрушки. Высокий уровень исполнительского мастерства, образная выразительность резных деревянных изделий всегда соединялись с их утилитарным назначением. Во многом это определяло и способы художественной обработки, и характер орнаментального декора, сохраняющий единство, как в монументальных произведениях, так и в оформлении домашней утвари, деревянной посуды и детской игрушки.

Каждому центру народной резьбы по дереву присущи свои ярко выраженные художественно-стилистические черты, основанные на особенностях культурного развития, географических и природных условий, экономики края.

Издавна сложившиеся способы художественной резьбы по дереву в наши дни развивают художники и мастера предприятий народных художественных промыслов. Настоящая программа предназначена для преподавания предмета "Искусство резьбы по дереву" на занятиях декоративно прикладного искусства в школах. При составлении программы учитывались традиции художественной резьбы по дереву таких известных центров народного декоративного искусства, как Архангельская, Вологодская, Ярославская, Кировская, Горьковская, Московская области, а также искусство художественной обработки дерева в Карельской, Коми, Башкирской, Мордовской, Марийской, Якутской республиках.

Цель программы познакомить учащихся школ с наследием художественной обработки дерева, привить любовь к данному традиционному художественному ремеслу, обучить практическим навыкам резьбы по дереву, умению создавать собственные творческие композиции в традициях местного художественного промысла.

Задачи программы.

Обучающие:

· обучить практическим навыкам резьбы по дереву, техническим приемам геометрической резьбы, умению создавать собственные композиции в традициях художественного промысла;

· обучить владению инструментом для резьбы по дереву;

· сформировать представление о народных художественных промыслах, расположенных на территории России;

· научить правилам безопасности при обработке художественных изделий;

Развивающие:

· развить навыки самостоятельного составления несложных композиций резьбы по дереву на основе традиций народного искусства;

· развить художественный вкус, общую культуру личности;

· развить умение давать оценку своей работе.

Воспитывающие:

· приобщить детей к истокам русской народной культуры;

· воспитать высокую коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению;

· привить любовь к традиционному художественному ремеслу.

Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первых занятий не только навыков технического ремесла, но и творческого начала.

Она построена таким образом, что учащиеся знакомятся со всеми основными традиционными видами художественной резьбы по дереву, получают знания по технологии изготовления резных изделий из дерева и их отделке, сведения об инструментах для выполнения художественной резьбы, знакомятся с правилами безопасности при работе с режущими инструментами и т.д.

Важным этапом на пути создания учащимися самостоятельных композиций является копирование образцов народной резьбы по дереву в местных художественных и краеведческих музеях. Копирование позволяет понять и усвоить не только разные виды и технику, но и типовые композиции резьбы по дереву. Зарисовки, созданные во время копирования произведений народных умельцев, должны рассматриваться как ценный методический фонд, на основе которого учениками разрабатываются собственные творческие композиции.

После окончания курса обучения, предусмотренного программой, учащиеся должны знать:

· о народных художественных промыслах, расположенных на территории России;

· об истории возникновения и развития местного промысла художественной резьбы по дереву;

· о коллекции произведений народного декоративно-прикладного искусства и, в частности, об образцах художественной резьбы по дереву

· о характерных особенностях местной художественной резьбы по дереву;

· о полном процессе изготовления резных художественных изделий на предприятии народных художественных промыслов;