Смекни!
smekni.com

Ручные операции на уроках технологии резьбы по дереву (стр. 7 из 10)

Дерево капризно и неповторимо. Невозможно получить две одинаковые вещи из дерева: они будут отличаться цветом и фактурой, направлением прожилок – и движением руки Мастера...

Именно необходимость тонкой ручной работы делает деревянные сувениры такими дорогими, и такими редкими. [Слайд 4]

Мы имеем честь представить совершенно новую технологию обработки дерева. Теперь Художник не занимается тиражированием своей работы: но при этом изобретённая нами технология позволяет в точности передать тончайшие детали прихотливой авторской резьбы.[Слайд 5]

Деревянные изделия сохраняют индивидуальность и неповторимость авторской работы и живого материала – но при этом становятся серийными. И, в отличие от ручной работы, стоят тем дешевле, чем больше их нужно изготовить.[Слайд 6]

Мы не преувеличиваем, говоря об изобретении: патентный поиск показал, что такой технологии нет нигде в мире. [Слайд 7]

Далее материал включает в себя сведения о ручной и механической обработке древесины, применяемых материалах, инструментах и станках; основных заготовительных, обработочных, контрольно-измерительных и отделочных операциях. Учебный материал имеет политехническую направленность.

Так, знания по планированию, контролю, измерению и другие, дают представления об общих закономерностях и процессах, характерных для ручного производства изделия из древесины.

Процесс изготовления изделия. Технологическая карта.

В школьных мастерских на верстаках изготавливают детали и сборочные единицы.[Слайд 8]

Деталь является изделием из однородного материала без применения сборочных операций (например, шип, шкант, винт и т.п.). В детали можно выделить элементы, имеющие определенное значение, например отверстия, выступы, углубления и др.

Сборочная единица состоит из нескольких деталей. Процесс соединения деталей между собой называется сборкой.

Каждое изделие имеет свою конструкцию, т.е. определенное устройство. Материалы, из которых изготовлены изделия (древесина, металлы, пластмассы и др.), называют конструкционными.

Перед изготовлением изделия надо внимательно изучить его конструкцию: уяснить форму, размеры, число деталей и способы их соединения, число элементов и др.

При изготовлении изделия используют рабочие и контрольно-измерительные инструменты.[Слайд 9]

Рабочие инструменты предназначены для обработки материалов (например, ножницы, молоток). Контрольно-измерительные инструменты служат для определения размеров и проверки точности изготовления изделия (например, линейка, угольник). При обработке материалов используют также приспособления – устройства, которые облегчают работу. Например, при пилении древесины применяют упор.

Для изготовления каждого изделия необходим технологический процесс, т.е. часть производственного процесса по превращению заготовки в готовую продукцию. Он состоит из технологических операций.

Операция является законченной частью технологического процесса, выполняемой на одном рабочем месте.

Разработка технологического процесса начинается с изучения чертежа детали. Изучая чертеж, определяют форму и размеры заготовок, материал, из которого изготавливают деталь, припуски (дополнительный слой поверхности заготовки, подлежащий удалению при обработке). Затем определяют последовательность обработки, подбирают необходимые инструменты и приспособления.

Технологический процесс оформляется в виде технологической карты, т.е. документа, в котором указана последовательность выполнения операций, дано графическое изображение технологической операции, перечислены инструменты и приспособления, необходимые для выполнения данной операции. Правильно составить технологическую карту — значит выбрать наиболее правильный путь изготовления изделия, сэкономить время, материал.

Изготовление изделия начинают с выбора заготовки, т.е. материала (доска, брусок, фанера и т.п.), который будут обрабатывать для получения детали. На детали выбирают базовую сторону, т.е. наиболее ровную поверхность, от которой затем ведут разметку и обработку. [Слайд 10]

Работа у верстака. Короткая беседа о необходимости выполнения правил техники безопасности.

Добрый совет – не трогай того, о назначении чего имеешь слабое представление!

IV. Практическая работа. (30 мин.)

Проведение практического занятия сопровождается презентацией в Power Point “Технология обработки древесины”.

Ученики самостоятельно выполняют творческую практическую работу, согласно своим технологическим картам, соблюдая правила техники безопасности. Учитель проводит текущий инструктаж и проверяет ход их творческой работы.

Если ошибки присущи большинству учащихся, то необходим фронтальный инструктаж с повторной демонстрацией приемов работы. Ребятам, которые допустили брак в работе, предлагают другую заготовку. Учитель оказывает помощь в ее обработке. В текущем инструктаже необходимо подчеркнуть, что невнимательная и неаккуратная работа приводит к браку, большому расходу материала, непроизводительным затратам учебного времени. Качественно обработанной считается заготовка, имеющая правильную геометрическую форму, гладко отшлифованная, без сколов и ворсистости на лицевой поверхности.

В конце урока учитель оценивает работу класса, демонстрирует лучшие изделия, т.е. те, которые выполнены в срок в соответствии с техническими требованиями, сообщает, обобщает типичные ошибки, вскрывает их причины и рассматривает способы их предупреждения.

Рекомендуемая литература.

V. Закрепление материала. (7 мин.)

Ученики повторяют последовательность выполнения работы.

Учитель. Практические и теоретические знания, которые вы получили на уроке, вам помогут лучше выполнить проект, а деталь, выполненная вами, является материалом для творческого проекта.

VI. Итог урока. (5 мин.)

Рефлексия, самооценка, взаимооценка учащихся, обсуждение ошибок.

Выставление оценок. Выполненная деталь является материалом для творческого проекта учащихся.

- На этом наш урок закончен. До свидания.

УРОК № 3-4

Раздел программы: Художественная обработка древесины

Тема: Резной геометрический орнамент. Создание несложных изделий в технике трехгранно-выемчатой резьбы.

Класс: 6 класс

Время работы: 90 минут

Цели урока:

Образовательная: ознакомить учащихся образной и смысловой русской национальной художественной культуры через декоративно-прикладное искусство; формировать знания учащихся о народном орнаменте; дать представление о видах орнамента, его композиции, построении, символике; приобретение учащимися навыков построения орнаментальной композиции, умения выделить основные ритмические моменты и творчески представить их в самостоятельной работе.

Развивающая: Развитие эстетического вкуса и творческих способностей учащихся; развивать творческое воображение детей средствами изобразительного искусства методом глубокого погружения в материал.

Воспитательная: формировать у детей представление о том, что все народы на нашей планете являются носителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого, а так же формировать осознанное видение связи прошлого и настоящего времени.

Тип урока: комбинированный

Основной метод проведения урока:

Оборудование: тетрадь в клетку; кисти № 2; гуашь “гамма”; карандаш; ластик.

Дидактический материал к учебному занятию: : Подборка иллюстраций работ народных мастеров; работы учащихся прошлых лет.

Место проведения: учебная мастерская

Ход урока

I. Организационный момент. (2 мин.)

- Здравствуйте! Садитесь! (Ученики стоят у своих мест и садятся после слов преподавателя).

- Дежурный кто сегодня отсутствует? (Дежурный класса сообщает об отсутствующих, если они есть).

Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к уроку.

II. Изучение нового материала. (43 мин.)

Итак, тема сегодняшнего урока «Резной геометрический орнамент. Создание несложных изделий в технике трехгранно-выемчатой резьбы.». Запишите в тетрадях дату и тему урока.

1. История возникновения орнамента.

Орнамент имеет свою историю. Его истоки уходят в те времена, когда человек выделил себя из окружающего его мира, и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Самые ранние орнаментальные изображения были найдены при археологических раскопках на осколках керамики. В древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил.

По-видимому, одним из первых орнамент украсил глиняный сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее и, главное, “защищали” от проникновения через горловину злых духов.

Тоже самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле.

С усовершенствованием орудий труда стало возможным украшать не только глиняные сосуды, но и изделия из дерева и камня. Украшения были в виде неглубоких точек, прямых и кривых линий. Зависимость человека от тайных сил природы способствовала созданию более сложного орнамента – геометрического, который в те давние времена имел определенный символический смысл. Необъяснимые тогда явления природы привели к поклонению им – дождю и ветру, луне и звездам, земле и воде. Но центральное место отводилось солнцу – источнику света, тепла и жизни. Часто встречающееся изображение круга связано с культом солнца, от которого зависел урожай, а следовательно, судьба крестьянина-землепашца.