Смекни!
smekni.com

Семейное воспитание: идеалы и традиции "малых" народов (стр. 2 из 3)

По таким же правилам живут и народы Кавказа. Знание родословной укрепляет их семьи, способствует созданию атмосферы уважения к старшим, заботы о стариках и детях, бережного и почтительного отношения к женщинам со стороны мужчин любого возраста. Вот что об этом рассказала учительница П. Горбакова (г. Магас Республики Ингушетия): "Есть в России такой уголок, где зеркальных банков не так много, но нищих и бездомных здесь не найдете. Здесь нет и Детских домов сирот, Домов престарелых. Нет и быть не может. Это Ингушетия. Здесь мнение стариков спрашивается первым, здесь не притронутся к еде, если не поели дети. Здесь не так боятся уголовного суда, как боятся суда человеческого. Героем гордится вся фамилия, и держать ответ за пусть небольшую провинность, не то, что за преступление, будет весь род. Детей, оставшихся без родителей, принимает как своих ближайший родственник по отцовской линии, и он благодарит Бога за возможность воспитать ребенка, да еще при этом проявить свою добродетель.

Быть стариком в Ингушетии комфортно и почетно. Здесь самый высокий процент рождаемости детей и продолжительности жизни стариков в России".

О замечательных традициях ингушского народа написали нам многие из этой республики. Обладательница президентского гранта, учительница русского языка и литературы и ингушского языка и литературы, имеющая звание "Отличник просвещения РСФСР", А. Картоева сообщила следующее: "Сыну, говоря словами наших предков, надлежит украсить себя качествами своих благородных дедов. Видимо, поэтому в ингушских семьях многие знают имя седьмого прапрадеда и по отцу и по линии матери. Уважение к старшим как одно из важнейших требований нравственности признается высшим достоянием человечества.

В наших семьях принято заботиться о старших, внимательно относиться к их убеждениям, проявлять по отношению к ним вежливость, чуткость, скромность, деликатность, выдержку. Если на улице, в общественном месте стоят почтенные люди, проезжающий на лошади должен спешиться и обязательно поздороваться, хотя они ему и не знакомы.

Ингуши помнят былые прекрасные обычаи, связанные с культом женщины. Женский платок, брошенный между дерущимися мужчинами, заставляет опускать занесенные кинжалы, ружья, направленные друг на друга в яростной схватке. Этот прекрасный вайнахский (чеченский и ингушский) обычай — использовать платок женщины для примирения враждующих — заимствовали все кавказские народы".

На Кавказе уважают и берегут своих женщин: "Уважение к женщине, независимо от ее возраста и социального положения, считается высшим принципом нравственности. Женщины обычно располагают определенной свободой. В народном этикете закреплено требование всячески помогать ей и защищать ее интересы. Например, если женщина выполняет тяжелую работу, мужчина должен заменить ее. Когда женщина обращается к мужчине за помощью, тот считает своей беспрекословной обязанностью выполнить ее просьбу. Есть обычай вставания мужчин при виде женщины. Даже пожилые мужчины считают нужным встать, когда женщина, хоть и незнакомая, проходит мимо.

Этнокультура черкесского народа представляет собой яркую и достойную часть мировой культуры. Здесь на самом высоком уровне находятся этикет и традиции семейного и общественного воспитания" (Д. Меремукова, Хабезский район Карачаево-Черкесской республики).

И еще (Л.Колодкина из с. Успенское Краснодарского края): «Важное правило черкесского народа — уважение к женщине вообще и прежде всего — к матери. Есть у черкесов такие поговорки: "глаза, гневно глянувшие на мать, ослепнут"; "опозорится тот, кто затеет склоку с женщинами".

Если мужчина в присутствии женщины нечаянно произнес грубое слово, по обычаю, он должен загладить свою вину преподнесением ей ценного подарка. Большим позором для мужчины, в том числе и для мужа, считается поднять руку на женщину».

Черкесы считают, что трусость несовместима с положением свободного человека. Л.Колодкина процитировала стихи о черкесах поэта Адыгской Республики Исхака Машбаша:

Во имя счастья не прощают зла. Не верят трусам. Уважают гордых. Смешав огонь и мудрость в сердце горца, Издревле кровь черкесская текла.

И продолжила письмо далее так: «Черкесская народная мудрость гласит: "Да не родит мать одного-единственного сына, но если он родится, пусть и он не живет, если он не мужественный и не гордый".

Крепостью и силой семьи народов Дагестана восхитилась профессор Дагестанского госпедуниверситета Л. Шоцкая: «Многие особенности культуры народов Дагестана, своеобразная "конституция горца", вызывают не просто положительные оценки, а восхищение и даже зависть: верность традициям и обычаям, память о прошлом, взаимосвязь поколений, почитание родителей и старших, культ матери, воздержанность и умеренность в потребностях и желаниях.

Я знала, что в Дагестане дети — гордость и счастье семьи. Но только на недавней защите диссертации (на русском языке, о научном стиле русского философа В.С. Соловьева) Хабибат Хаджимурадовой хорошо ощутила это: девять сестер с их матерью — маленькой худенькой аварской женщиной пришли на защиту диссертации самой младшей из сестер — десятой сестры. Надо было видеть их лица, глаза этих красивых женщин и их матери, слышать, как они радовались за сестру, как сожалели, что отец не дожил до их общей радости. И все свободно говорили по-русски».

Доцент кафедры русского языка Северо-Осетинского госуниверситета им. К.Л. Хетагурова С. Шигина нам поведала: «Осетинские традиции и обычаи уходят своими корнями вглубь веков, многие — в скифе коаланс кие времена. Среди народов Северного Кавказа, приверженных старому патриархальному укладу жизни, осетины в достаточной степени смогли сохранить свои язык, культуру, религию, традиции почти в первозданном виде.

В Осетии с древних времен существует кодекс чести. Мне кажется, что многие его постулаты следует перенять и другим национальностям нашей великой державы. Вот некоторые из них:

•знай и помни родословную свою.... С великим почтением относись к старикам, а более всего к родителям, даровавшим тебе жизнь;

•как высшую заповедь предков усвой истину — величие осетина никогда не измерялось богатством, а лишь мерой мужества и труда, отданного во имя Отечества;

•в разговоре больше слушай, меньше говори и никогда не бахвалься — среди людей много тех, кто умнее и сильнее тебя;

•избегай ссор и скандалов — в ссоре с глупцом ты станешь глупее, а умного собеседника полезнее просто выслушать;

•никогда не оскорбляй ничьих национальных и религиозных чувств. Каждый народ — это дар Божий;

•будь гордым и честным. Ни голод, ни холод, ни страх смерти не должен сломить твоего духа, если ты истинный сын осетинского народа.

И сегодня многие осетины придерживаются такого кодекса чести. Помните те страшные трагические события в г. Беслане и слова маленького раненого мальчика, оказавшегося в Москве на операционном столе: "Мне не больно. Ведь я мужчина".

Благородный и воспитанный в духе осетинских патриархальных обычаев человек должен относиться к старшим с большим уважением и предупредительностью. Проявление непочтения к старшим, которое осуждается общественным мнением, у осетин считалось и считается стыдом, роняющим доброе имя человека».

Да, на Кавказе умеют воспитать мужество и благородство у мужчин. Для этого максимально используется сила общественного мнения, мнение людей, проживающих в одной и той же местности.

На Руси так же общественное мнение всегда было серьезным фактором в процессе воспитания подростка, особенно в сельской местности. Воспитание детей в сельской местности всегда шло на глазах у односельчан. Оно и понятно: в условиях села все аспекты жизни и домашние проблемы семей очень быстро становятся достоянием общественности, "от людей на деревне не спрятаться, нет секретов в деревне у нас...". Поступок человека, не вписывающийся в рамки этических норм социума, будет осужден людьми. И этот проступок может наложить отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека и даже на его настоящих и будущих родственников. Этому свидетельством хотя бы такой лингвистический факт, как наделение людей прозвищами, которые "приклеиваются" к человеку и его родственникам надолго. Давно утрачено семантическое основание номинации, а прозвище живет и живет, заменяя семье их фамилию, особенно, если в селе много людей с такой же фамилией.

Общественное мнение является действенным инструментом воспитания социально значимых качеств личности у подростка. Вот как об этом написали наши корреспонденты: "В формировании моральных норм чувашей всегда большую роль играло и играет общественное мнение (а что скажут односельчане?). Традиционно для них устройство различных помочей (ниме) при строительстве домов, уборке урожая и т.п. Очень развито чувство коллективизма, боязнь позора: не срами имени чуваша! Такое увещевание воспитывает желание оградить свой народ, свою семью от позора" (Л. Иванова, с. Уязыбашево Миякинского района Республики Башкортостан). Еще из Башкортостана: "В моем народе больше всего мне нравится то, что основой нравственного поведения и сознания здесь выступают честь и совесть. В башкирской семье ребенку с детства внушают, что потерять честь и совесть — значит лишиться всего самого главного в жизни. Фундаментом становления личности является нравственное достоинство человека, воспитуемого с раннего детства так, чтобы он не потерял уважение других людей, с которыми ему придется жить рядом. Все воспитание направлено на овладение подрастающим поколением добра, всем тем, что народная мудрость оценивает как хорошее. Цель воспитания — приобрести человека скромного и сильного, смелого и надежного, уважающего другие народы, старших и родителей своих" (Л. Казыева, пос. Магинский Караидельского района Башкортостана).