Смекни!
smekni.com

Синергетические подходы в современном образовании (стр. 2 из 3)

Типичным для российских социальных отношений долгие годы было отсутствие свободы выбора, как в бытовой сфере, так и в профессиональной. Позиция исполнителя, не создавая условий для выбора, для принятия решения, для самоопределения, не упражняет в размышлении, а исполнение указаний – в разумности. Социальный заказ на такого специалиста система образования исправно выполняла.

В педагогике сложилось представление о творческой личности как об исключительной,особой одаренности. Однокоренное со словом «творец» творчество – это проявление духовности в каждый момент озарения, понимания и сопутствующего им подъема над обыденностью. Всякий раз, когда обучающийся ежедневно многократно упражняется в понимании, в совершении собственного, объективного открытия истины, он – творец, он сотворил собственную мысль, продолжив чужие, он – производитель, т. к. произвел интеллектуальный и эмоциональный продукт, он упражняется быть человеком разумным.

Выявление главного несоответствия в жизнедеятельности общества как надуманного противопоставления материального и духовного позволяет понять первоисточник проблем и конфликтов в современной образовательной ситуации и предложить новые синергетические подходы его преодоления.

Логику их осмысления целесообразно представить в виде постановки ключевых вопросов. Как распределены субъектные позиции в цепочке: общество – педагог – ученик, или: ученик – педагог – общество? Каково представление о субъекте образования? В чем состоит предназначение образования? Каковы его цели? Что должны содержать образовательные программы? Каковы наиболее оптимальные способы, методы образования? Что и как оценивать в результате образовательных процессов, каковы критерии его качества?

Прежде чем выстроятся подходы, определимся по некоторым ключевым понятиям. В школе происходит процесс взросления, который характеризуется осознанностью действий… и меняет внутренний образ. И поэтому образовательный процесс можно определить как осознание собственных действий, взаимодействий с окружающим миром. Если образовательный процесс специально организован, то он называется педагогическим процессом. Будем говорить о последнем, имея в виду, что педагогический процесс безусловно образовательный, тогда как не всякий образовательный процесс является педагогическим.

1. Вопрос о субъекте образования. Закон РФ «Об образовании» во главу всей образовательной деятельности поставил ученика (в широком смысле), объявив тем самым его субъектом образования. Это он является заказчиком на высокий результат образования, на высокое его качество, которое обеспечивало бы каждому бесконфликтное существование с окружающим миром, понимание происходящего вокруг, соответствие собственной субкультуры культуре общества, овладение цивилизованными способами взаимодействия с природой – экологическую культуру. Российское образовательное пространство громадно и громоздко, инертно и разнообразно. Цепочка: общество - педагог - ученик получила команду «Кругом!»: ученик - педагог - общество! Но системе образования не хватает гибкости, подвижности чтобы ее осуществить, разворот идет крайне медленно и пробуксовывает на оси, которой, при любом состоянии (прежнем, новом, промежуточном), является педагог: его внутренняя позиция, цели, содержание, методы. Именно он обеспечивает результат, именно он обусловливает – каким быть новому поколению, ибо тиражирует не только содержание своего предмета, но и свой тип мышления, общения, осознания происходящего. Изменения в обществе, происходящие в экономике в режиме реформирования… обречены на дополнительные препятствия из-за неадекватности изменений в сознании людей, результатом которых должно быть понимание, убежденность и конкретные действия. Эта функция за системой образования, если она для жизни, для деятельности, и если именно так воспринимает и обеспечивает ее общество.

Совершенно очевидно, демократические отношения обществом не освоены ни на каком уровне: ни на самом верхнем, ни на всех следующих за ним. Овладение ими, как овладение любой технологией, требует не только знаний, но и многократных упражнений, действий в созданных специалистами гармоничных моделях. Главной среди них является модель субъекта образования. Если рассматривать его в соответствии с окружающим миром и к тому же системно, состоящим из составных частей по их причастности к окружающему миру, то вероятно пора отказаться от усеченного представления о субъекте как о биосоциальной системе, принятого в российском педагогическом сообществе, и признать равнозначность третьей составляющей – духовной, той, что над бытием, над обыденным, той, которая укрепляет «стержень сознания», отводит место абсолютной свободе в мыслях, творчестве, разумности. Если все это педагог в ученике увидит и признает, его (учителя) технологии будут насквозь инновационными. Педагогические инновации как поиск нового внутри, как включение в действие неиспользованного ранее потенциала имеют своим источником духовную составляющую субъекта. Признание ее не на словах, а на деле в конкретных действиях конкретного преподавателя в корне изменяют, реформируют педагогическое взаимодействие. И тогда педагогический процесс имеет иные цели, иное содержание, иные методы и, стало быть, иной результат, в целом – иные технологии и модели. Овладеет ими педагог – усвоят ученики, студенты, слушатели, растиражируют на все общество. Если именно так заявит себя система образования, найдутся для нее средства.

Складывая приведенное выше воедино, можно ответить на вопрос: кто он обучающийся? По своей внутренней структуре – (человек) сложная, устойчивая система, гармонично сочетающая элементы (биологического, социального и духовного)… Кроме того, обучающийся – безусловно субъект. Его субъектность главенствующая во взаимосвязях, во взаимодействиях: ученик – педагог – общество. Он заказчик, он тот самый «кирпичик», от прочности которого зависит прочность всего здания, называемого «обществом».

Вопрос о целях образования исключительно актуален в современном российском образовании. Весьма интересен исторический экскурс в поисках ответа. Большую часть человеческой истории образование имело предназначение – понять природу, принимать ее как объективную реальность, жить с ней в ладу, не бояться природных явлений, познавая – приспосабливаться; изменяя – сохранять устойчивое состояние; используя – восстанавливать стартовые условия. В этом проявлялась разумность, сочетание биологического и духовного. При усложнении структуры социума появилась необходимость организовывать социальные отношения, производство и потребление каждым некоторого продукта, отслеживать правила обмена. Именно в этих условиях создавался социальный заказ системе образования превратить человека в личность (социальную единицу). Появилось групповое обучение, «Великая дидактика» Я.А. Коменского. Это век XVII‑ый. За три последующих столетия социум увеличился количественно, его невозможно представит без системы образования, адекватной ему по сложности структуры. Социальная составляющая человека приобретала все большую значимость, затмевая биологическое и духовное в субъекте образования. Внутри его прочно укоренилось несоответствие, проблема, конфликт, дисгармония его целостности: человек как единство биологического, социального и духовного начал.

К концу ХХ века человечество выделяет две глобальные группы проблем: экология и гуманизм. Источник первой в нарушении гармонии «природа – человек» проявляется в пренебрежении ценностями: пол (женщина, мужчина), возраст (младший, старший) род (родители, родственники, Родина), темперамент и самое ценное – здоровье. На каждое разрушительное действие природа реагирует столь же разрушительным, хотя и опосредованным воздействием. Биологическая составляющая в признании этих ценностей, весьма пострадала от социального. Стирание граней между женщиной и мужчиной (в облике, в образе мышления, способах действия), снижение значимости детородной функции, ослабление родственных связей, сокращение отведенной природой продолжительности жизни, повсеместное отклонение от нормы в состоянии здоровья – скромный перечень заслуг гипертрофированной социализации. Особое место в этом процессе отводится ХХ веку, в котором искусственно создано столько, что оно составляет 95 % от созданного за всю историю человечества. Эти успехи породили общечеловеческую проблему – кризисное состояние экологии, поставившей под сомнение устойчивое состояние планеты.

Вторая проблема, без решения которой не решить первую, – гуманизация общественной жизни, т. е. очеловечивание социальных отношений. Что такая проблема существует, свидетельствуют имеющиеся многочисленные попытки ее разрушить… Человеческое – это духовное со всеми его компонентами (вера, надежда, любовь, свобода, творчество, разум и т. п.). Если оно обеспечивается в образовании, то каждый профессионал понимает свою профессию как способ служить людям и, значит, делать это с любовью, а не с повсеместным стремлением проявить власть над тем, кто от него зависит. Духовная составляющая тоже ущемлена социальной. Разумность и гуманность, вера и оптимизм, свобода и самостоятельность обретаются в умении мыслить продуктивно, соотнося собственные ценности с общечеловеческими. Если окружающий мир рассматривать системно с тремя равнозначными сферами: «природа», «общество», «духовное пространство», а субъект образования соответственно как «целостного» человека, то их бесконфликтное вполне возможно. Цели образования, сформированные в этой парадигме, требуют соответствующего им содержания и методов.