Рисование для детей ведется как свободная композиция, а также как заполнение понравившимся цветом формы разных геометрических фигур.
Совершенно необычно предлагает М. Монтессори проводить гимнастику рук. Она считает, что ребенку необходимы те движения и действия, которые, во-первых, способствуют мускульному развитию вообще, а во-вторых, понадобятся во всей его последующей жизни. Поэтому она разработала дидактический материал в виде рамок с прибитыми кусками материи, кожи, которые дети должны соединять и разъединять, застегивая на пуговицы, крючки, петли. Разработаны десять рамок со следующими видами работ:
- застегивание на большие пуговицы, нашитые на толстое сукно (платье);
- застегивание маленьких пуговиц, нашитых на полотно (нижнее белье);
- застегивание маленьких пуговиц, нашитых на кожу, с помощью крючка для обуви (ботинки);
- шнуровка — два куска материи с набивными дырочками (корсетик);
- шнуровка двух кожаных кусков с набивными дырочками (ботинки);
- застегивание металлических крючков и петель;
- застегивание маленьких металлических крючков на тоненькие нитяные петельки;
- завязывание бантов их двух широких цветных тесемок;
- завязывание тоненьких белых тесемочек;
- застегивание кнопок, липучек.
Выполнение ребенком этих упражнений помогало ему самостоятельно учиться застегивать пуговицы, шнуровать, работать с крючками, кнопками.
Т. Л. Сухотина наблюдала, как долгое время дети завязывают ленты в виде банта, зашнуровывают их, расстегивают и застегивают пуговицы, кнопки, крючки, приучаясь к тому, что самостоятельно могут ухаживать за собой в повседневной жизни и не зависеть от взрослых. Они сами выбирали себе занятия с лентами, крючками, пуговицами, шнурками.
Большой интерес вызывали в школах Монтессори упражнения на развитие координации движений и ориентация в окружающем мире.Упражнении связано с переливанием воды. Сначала все действия одно за другим показываются учителем. Он берет лейку, поднимает ее высоко и медленно наливает воду в сосуд, до полного наполнения. Ставит лейку на прежнее место, берет тряпку и вытирает оставшиеся капли. Затем берет наполненный сосуд, поднимает его на высоту лейки и выливает в нее воду. Снова вытирает капли настоле и ставит сосуд. Учитель показывает медленно, сосредоточенно, четко, проявляя интерес к своему занятию. Когда ребенок поймет весь ход действий, ему предлагается повторить его (учитель при этом наблюдает). В заключение воду выливают, сосуд вытирают (уборка относится к ходу действий). Упражнение варьируют. Ребенку дается задание: Он должен налить из кувшина в стакан воды, спуститься по ступенькам, не расплескав ее, выйти во двор, обойти вокруг клумбы, вернуться назад и влить в кувшин воду из стакана. Обычно дети сами стараются усложнить задание, стремятся налить стакан полнее, чтобы труднее было нести, не расплескав.
Обучая маленьких ребят, Т. Л. Сухотина выделяет следующие преимущества работы с дидактическим материалом:
— устное объяснение блекнет перед конкретными действиями с самими приспособлениями;
— обучение с голоса заставляет работать только слуховую память. Работа с приспособлениями развивает зрительную и осязательную память;
— работа с дидактическим материалом проводится индивидуально с каждым ребенком; коллективное обучение по мере возможности упраздняется, но в одной комнате могут работать дети разного возраста, выполняющие разные виды заданий.
3 Обучение чтению, письму и счету в системе М. Монтессори
Особое внимание в школах Монтессори уделялось обучению чтению, письму. Она считала, что учить читать и писать детей с раннего возраста не следует. Лучше это делать в шестилетнем возрасте. Но иногда Монтессори отступала от этого правила и обучала детей чтению с четырехлетнего возраста, а письму — с пятилетнего.
Наблюдая за детьми, М. Монтессори убедилась, что написание палочки — самый сложный элемент в письме, поэтому написание палочек следует отложить до тех пор, пока ребенок не будет подготовлен.
Подготовительный периодсодержит обучение детей буквам. При этом использовалась гладкая бумага, на которую наклеивалась черная шероховатая, соответствующая графическому изображению той или иной буквы алфавита. Ощупывая и обводя карточку с буквой, ребенок без письма изучает движение, необходимые для воспроизведения формы буквы. И если он сразу не сможет ответить, какая это буква, то ощупывая ее пальчиками, он узнает ее и правильно определяет.
Обучение буквам предлагается вести в три приема:
— Ознакомление с двумя буквами, и обведение их пальцами ребенка, которые направляет рука учительницы. С помощью этого приема действуют зрительное, осязательное и мускульное чувство.
— Показ требуемых учителем карточек с изображением букв. Если ребенок ошибается, занятия с ним прекращаются: он еще не готов к восприятию того, что внушает взрослый.
— Узнавание детьми букв, которые учитель выбирает из азбуки. Подготовленная работа по узнаванию букв закончена. Но чтобы писать буквы, недостаточно только знать их. Поэтому следующий этап — работа над моторикой руки состоит из выполнения упражнений по закрашиванию и штрихованию цветными карандашами фигурок различной формы. Такая работа способствует, по мысли М. Монтессори, образованию мускульного механизма, с помощью которого ребенок сможет держать карандаш или ручку и писать ими. Ребенок не чувствует утомления, хотя в ходе этой работы множество тетрадей исписываются палочками. После подобных упражнений мальчики и девочки смогут писать буквы. «Уверенность штриха, которого достигают наши дети, ставит их на уровень с учениками третьего класса элементарной школы», — напишет впоследствии М. Монтессори.
Для развития будущего навыка письмаМ. Монтессори давала детям в руки мел, чтоб они рисовали. Работа с мелом превзошла все ожидания. Сначала один ребенок, а затем и другие начинают пробовать писать буквы, и это занятие становится всеобщим увлечением.
После упражнения с мелом подобная работа велась на черных дощечках. Когда дети выучились писать на грифельной доске мелом, они приучались писать не только слова, но и фразы. Важным моментом в обучении письму и чтению М. Монтессори считала оказание помощи слабым. Первая помощь, которую может оказать учитель, — провести вспомогательные линии на доске, чтоб ребенок придерживался определенного размера букв и направления. Вторая помощь заключается в том, чтобы увидеть детей, которые побаиваются писать на доске, и предложить им упражнения для повторения ощущений (вспоминание формы букв из шероховатой бумаги).
Упражнения по обучению чтения начинаются после работы по узнаванию букв с составления слов. Для этого малышам предлагаются карточки с гласными и согласными, которые находятся в специальном ящике. Гласные — розового цвета, согласные — голубого. Учитель произносит отчетливо слово, а дети ищут соответствующие буквы. Слово может произноситься несколько раз, пока каждый ребенок не поймет, какие буквы он должен достать из ящичка. Для осознанного понимания слов детям предлагалось в одном ящичке взять билетик и прочитать слово, а потом подойти к другому ящичку и взять соответствующую слову игрушку.
Следующая игра по осознанию прочитанного состояла из билетиков, на которых были написаны фразы, заключающие выполнение тех или других действий.
Дети читали билетики и бежали выполнять указанные в них действия. Такая работа по чтению фраз и осознанию их смысла должна предшествовать логическому чтению.
Все подготовительные упражнения составлялись для того, чтобы ребенок научился письму и чтению. Но чему обучать вначале — чтению или письму. М. Монтессори считала этот вопрос непринципиальным. Одни дети после подготовительных упражнений начинали писать, другие — читать. Для обучения счету и написанию цифр также используются дидактические материалы в виде брусочков, монет, т. е. те материалы и те же приемы, что при обучению письму и чтению.
Заключение
В процессе написания реферата мы ознакомились с системой воспитания и развития детей дошкольного возраста, которая была разработана Марией Монтессори.
На современном этапе многие этапы воспитания и развития детей дошкольного возраста заимствованы с концепции М. Монтессори.
Литература
1. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка – М., Педагогика, 1993
2. Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе – М., Наука, 1993
3. Сухотина Т.Л. Мария Монтессори и свободное воспитание // Свободное воспитание, 1912-1913 , №7
4. Сухотина Т.Л. Мария Монтессори и свободное воспитание // Свободное воспитание, 1912-1913 , №8