Среди будущих учителей, нынешних студентов педвузов по-прежнему мало юношей (около 10%); значит, в ближайшее время в школе сохранится феминизация. Студенткам нелегко выйти замуж, и, понимая, что, работая в женском коллективе, это сделать еще труднее, они стараются использовать для этого студенческие годы. Учеба отодвигается на второй план, многие студентки признаются, что она мешает их личной жизни. Так складывается неудовлетворенность своей жизненной судьбой. Если же удается выйти замуж, то учиться становится еще труднее: семья, ребенок, отсутствие своего жилья, нервные срывы. Психологический дискомфорт отрицательно влияет на уровень профессиональной подготовки.
Часто студенты педвуза интеллигенты в первом поколении. Значит, у них нет глубоких культурных традиций, высоких духовных потребностей. Любимые занятия студенток дома в свободное время – просмотр телепередач, чтение художественной литературы, реже публицистики, встречи с друзьями, многие любят вязать и шить. А вне дома? На первом месте – кинотеатр, а вот театры, выставки, филармония успехом не пользуются. Спорт тоже не в почете. Научно-исследовательской работой занимается примерно каждый тринадцатый будущий педагог.
Менее 50% студентов педагогических учебных заведений выбирают профессию сознательно. Остальные – по совету знакомых, потому что поблизости нет другого вуза или училища, или из-за небольшого конкурса, потому что легче получить диплом. Отсюда и последующее разочарование выбором. Только 20–25% студентов педвузов к последнему курсу считают учительство своим призванием. В такой обстановке уже несколько десятилетий осуществляется подготовка учителей. Общественная неустроенность последних лет усиливает ее негативные стороны.
Хотя ситуация с сегодняшним и завтрашним учителем не слишком радужная, будем все же оптимистами. Пути выхода из кризиса есть, их нужно искать, и здесь многое зависит от нас, нашей профессиональной организованности и единства. Важно преодолеть вольную или невольную боязнь демократии, овладевать ею, активнее пользоваться правом на свободное творчество. Помнить, что демократия, свобода – это еще и работа. Нужно много читать, следить за новым словом в науке, методике и приобщаться к нему, находить лучшие формы общения в классе и вне класса. Легко ли это? И все ли ждут такой свободы, рады ей и способны воспользоваться ею? Наверное, нет. Но задумаемся и поймем, что в новом, демократическом обществе, в условиях рыночной экономики все это станет обычными и непременными требованиями к профессионализму учителя, любого педагога. Тогда изменится и отношение к педагогу школы, возрастет его престиж. Когда, как не сегодня, готовиться к этому?
Существенна, наконец, и еще одна проблема. Нужны новые подходы к уроку, ко всей учебно-воспитательной работе, где прежде всего реализуется учитель, формируется личность, а значит, во многом определяются судьбы преобразований в стране, будущее. Задача в том, чтобы весь учебно-воспитательный процесс в школе соотнести с теми концептуальными принципами демократии и гуманизации, которые обозначаются в системе образования.
Прежде всего следует обратиться к гуманитаризации образования и воспитания, что предполагает отход от идеологии поиска врагов, отказ от приоритета классовых интересов. Десятилетиями наше общество пугали империалистами и поджигателями войны, оппортунистами и ревизионистами, вейсманистами и морганистами, космополитами, кибернетиками, диссидентами. У каждого поколения был свой образ врага. И чем больше врагов, тем больше накапливалось ненависти, жестокости, беззакония. Предстоит нелегкая, но необходимая задача – перейти в мир иного мышления, где предпочтение отдается закону, правам человека, свободе, справедливости, добру, милосердию, взаимной помощи. Сделать это нужно всем педагогам-учителям и, главное, научить тому же детей.
На уроке и в учебно-воспитательной работе основным должен стать принцип: человек – высшая ценность в обществе. Необходим культ Человека, Личности. Учителю и ученику нужно убеждение в том, что человек не средство, а цель, не «винтик», а «венец творения». Такая альтернатива и обозначает рубеж между тоталитарным мышлением и философией гуманизма, авторитарной педагогикой и педагогикой сотрудничества. Здесь мы вновь возвращаемся к идее об истинной цели образования, идущей от лучших традиций истории педагогики, о том, что каждый урок должен быть нравственным.
История педагогики учит, что настоящий урок невозможен без сотворчества учителя и ученика, которые не просто взаимодействуют, а учатся друг у друга. В любом знании нужно предлагать учащимся как можно больше версий, вариантов. Ребенок должен уходить из школы не только с ответами, но и с вопросами, с желанием самому разобраться в них. От сотворчества на уроке тянется нить к совместному управлению в школе. Важно знать мнение учащихся, серьезно советоваться с ними о настоящем и будущем школы. И, конечно же, школе нужен свой парламент – совет, в котором будут представлены интересы всех основных сил, определяющих школьную жизнь, – учеников, учителей, родителей.
Таковы некоторые проблемы образования, которые необходимо решать педагогической интеллигенции, всему обществу уже сегодня.
2. ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 1980–1990-х гг. Результаты общественно-педагогического движения середины XIX в. и в 1980–1990-х гг.
Современное общественно-педагогическое движение отражает интерес населения к различным вопросам образования. Это не удивительно, так как к школе имеют отношение десятки миллионов людей – педагоги образовательных и воспитательных учреждений, учащаяся молодежь, родители, различные научные, государственные, общественные и коммерческие структуры, культура и искусство. Обществом высказывается глубокая неудовлетворенность системой образования, уровнем подготовки выпускников школ, СПТУ, средних специальных и высших учебных заведений, вскрываются причины негативных явлений, предлагаются способы их устранения. Почти единодушно признается, что школа находится в глубоком кризисе и требует коренных изменений. Опросы общественного мнения показывают, что основными трудностями на пути преобразования школы является неудовлетворительное ее финансирование, экономическая и политическая нестабильность в стране, рост преступности, самоустранение семьи от воспитания детей, падение престижа образования и профессии школьного педагога, плохое научно-методическое обеспечение учебного процесса, в том числе оторванность многих программ от жизни, нехватка старых учебников, отсутствие новых, неудовлетворительное качество преподавания в учебных заведениях, уход из школы хороших учителей, мужчин-учителей.
Интересны результаты опросов и по другим темам: кого в первую очередь должна готовить школа; о содержании и функциях общего и профессионального образования; об отношении к дифференцированному обучению, об альтернативных образовательных учреждениях; о проблемах высшей школы и т.д. Они публикуются в «Учительской газете», в газетах «Первое сентября», «Педагогический вестник», журналах «Педагогика», «Народное образование», «Alma mater» и в других изданиях, откликающихся на проблемы общественно-педагогического движения.
Каковы тенденции развития современного общественно-педагогического движения? С 1985 г. прослеживаются два этапа, у каждого свои задачи. Вначале на первый план выступали преимущественно проблемы творческой активности учителей. Так виделся поначалу главный путь к свободе школы и учителя, педагога к школьной демократии. Стране стали известны имена педагогов-новаторов и их идеи о педагогике сотрудничества. Был создан творческий Союз учителей во главе с Амонашвили, другие педагогические объединения и ассоциации, клубы творческой педагогики. В среде школьных педагогов ширится неоднозначное отношение к школе, ученикам, учебно-воспитательному процессу. В средствах массовой информации все чаще можно встретить деление учителей на традиционалистов и инновационистов. Первые в основном сторонники прежней школы и устоявшихся методов работы. И так как многие из них не отвергали идею поиска, то, правильнее бы их называть консерваторами, имея в виду и положительный смысл, вкладываемый в это понятие. Вторые же выступали за более радикальные преобразования, инициативность, неординарность мышления. Тех и других педагогов следует видеть не врагами и даже не противниками, а сотрудниками, коллегами, которым одинаково дороги судьбы школы.
С 1989–1990 гг. меняется направленность общественно-педагогического движения. Ситуация в стране в эти годы становится критической. Возникает угроза развала экономики, обостряются социальные и национальные конфликты, ставится под вопрос целостность Советского государства. Проблемы образования все больше отодвигаются на задний план. Оказывается, что одна лишь творческая активность учителя не может вывести школу из кризиса. Творчество и свобода нуждаются в политической и экономической стабильности, в социальном и материальном фундаменте. Конечно, творчество педагогов школы не заглохло, оно продолжается. Но главной проблемой становится социальная защита школы и образования в целом. Предпринимаются попытки оказать влияние на решения, принимаемые высшими органами власти по вопросам образования. Представители общественно-педагогического движения избираются депутатами всесоюзного и республиканских съездов народных депутатов, союзных и республиканских Верховных Советов, местных органов власти. В своих выступлениях, к сожалению редких, педагоги-депутаты пытались донести до широкой общественности проблемы образования, настаивали на их решении. Но положение не менялось. Педагогическая интеллигенция вынуждена активнее выступать за свои права и интересы образования, прибегая к действиям, не свойственным ей ранее. Дело доходит до забастовок работников дошкольных учреждений, учителей, воспитателей школ., других детских учреждений, профессоров, преподавателей, сотрудников и студентов высших и средних специальных учебных заведений, ученых академических институтов.