Содержание
Введение 3
Глава 1. Эгоцентризм подростков в теоретическом анализе классиков современности.
1.1. Феномен эгоцентризма в исследованиях отечественных и зарубежных психологов 4
1.2. Подростковый возраст, его особенности и отличительные характеристики. 10
1.3. Стили воспитания и ошибки, влияющие на формирование подросткового эгоцентризма. 14
Глава 2. Психологическое исследование эгоцентризма подростков и стилей воспитания в связи с ним.
2.1. Методы и инструменты исследования взаимодействия стилей воспитания и последствий ошибок восприятия и транслирования семейных отношений. 25
2.2. Аналитическое исследование установок и результатов воспитания 27
2.3. Психокоррекционные разработки для устранения ошибок 38
Заключение 46
Библиография 50
Список литературы 51
Приложения 55
Введение
Эгоцентризм грамматически включает в себя два слова, обозначающие «Я» - от латинского ego и «центр, сосредоточение» - от centrum. Вследствие чего понятийно эгоцентризм отображает такое взаимодействие человека и окружающей среды, а также отношение его к миру вообще, которое характеризуется сосредоточением человека на своём образе «Я» в этом мире. Мир рассматривается человеком эгоцентрическим исключительно в контексте собственного удобства и исключительной значимости. Поскольку ничто в человеке не является и не развивается само по себе, а только во взаимосвязи, мы предположили тесное взаимодействие стилей и методов воспитания ребёнка в качестве базы, на которой формируется и проявляется подростковый эгоцентризм. Это положение определено нами как гипотеза исследования.
Актуальность темы очень хорошо проявляется в современных школах всего мира. Мы же рассмотрим два класса средней российской школы, взяв за основу исследования две методики. Одна из них ADOB, или «Подростки о родителях». Другая – тест эгоцентрических ассоциаций ЭАТ, позволяющая выявить уровень эгоцентризма у подростка.
Целью исследования была определена тема соотношения эгоцентризма подростков и стилей воспитания, исследованная на восприятии подростками семейной обстановки и внутрисемейного развития.
Основные задачи исследования выразились в следующих направлениях:
1. Проанализировать в сравнении и обобщении концепцию эгоцентризма в работах отечественных и зарубежных авторов.
2. Использовать методику ADOB в современной средней школе на младших и старших подростках для наблюдения зачатков и укоренений эгоцентризма.
3. Выявить и сопоставить проявления эгоцентризма у подростков разного возраста.
4. Разработать программу психокоррекционной работы с подростками и родителями с целью работы над ошибками родительского воспитания.
Объект исследования – восприятие подростков средней школы себя в развивающемся мире во взаимосвязи с семейными традициями.
Предмет исследования – взаимосвязь в динамике стилей семейного воспитания с формированием эгоцентризма подростков.
Цель работы – экспериментальный анализ на основе восприятия подростками семейных отношений наиболее «эгоцентрических» стилей воспитания, то есть таких стилей воспитания, которые неминуемо или в большей степени приводят к развитию подросткового эгоцентризма и выявление направлений коррекционной работы с подростками и их родителями.
Глава 1. Эгоцентризм подростков в теоретическом анализе классиков современности.
1.1. Феномен эгоцентризма в исследованиях отечественных и зарубежных психологов
Понятие эгоцентризма сформулировано в работах Ж. Пиаже, который описал проблему как определённую интеллектуальную позицию по отношению к миру, развивающуюся по мере процесса познания ребёнком себя и окружающего в динамике собственного развития, неразрывно связанного с внешними изменениями и воздействиями.
«Однако ясно, что с точки зрения генетической необходимо отправляться от деятельности ребенка для того, чтобы объяснить его мысль. А эта деятельность, вне всякого сомнения, эгоцентрична и эгоистична. Социальный инстинкт развивается в ясных формах поздно. Первый критический период в этом отношении следует отнести к 7-8 годам» [1].
Эгоцентризм, таким образом, в работах Пиаже отразился как некая особенность мышления, скрытая умственная позиция ребёнка, выражающаяся в своеобразной детской логике, речи, представлениях о мире, раскрываемая при помощи индивидуальных бесед и проявляющаяся в общении.
Понятие эгоцентризма вводится Ж. Пиаже как характеристика детского мышления на стадии интуитивного интеллекта. Эгоцентрическая позиция характеризуется тем, что ребенок-дошкольник при анализе окружающей действительности рассматривает ситуацию со своей точки зрения, которую он не осознает в качестве собственной, и которая выступает для него как абсолютная.
Важнейшим открытием Пиаже явилось проявление эгоцентризма в детской речи, являющейся следствием восприятия мира. Пиаже считал детский эгоцентризм неотъемлемым качеством детского восприятия мира, которое характеризует «реальную» субъективную картину мира, воспринимаемого детским «Я», неотделимым от природной среды роста и развития ребёнка.
«Я» ребёнка, неотделяемое от окружающего мира, даёт ему вполне реалистичную картину абсолютного восприятия. Неспособность воспринимать и анализировать отношения, а также воспринимать себя как субъекта отношений, ребёнок искренне верит в то, что луна сопровождает его, а ветер исходит из колебаний воздуха ветвями деревьев. Отношения для ребёнка являются сиюминутным следствием видимого восприятия. Вода может одновременно быть «сильной», удерживая лодку, и – через минуту – «слабой», не удерживающей даже маленький камень. Противоречивые понятия могут вполне уживаться или чередоваться в восприятии ребёнка в зависимости лишь от шкалы детского опыта реального восприятия мира.
Концепция эгоцентризма Пиаже связана с концепцией психоаналитиков,с одной стороны, социологической школы Э. Дюркгейма - с другой. Пиаже исходит из понятия аутистического мышления и определяет эгоцентрическую мысль, как промежуточную форму между мыслью аутистической и разумной.
«Но что же это такое, эти "объясняющие явления"? - спрашивает Пиаже. - В этом отношении психология мысли всегда наталкивается на два основных фактора, связь между которыми она обязана объяснить, - фактор биологический и фактор социальный. Если попробовать описать эволюцию мысли с биологической точки зрения или, как теперь становится модным, только с социологической точки зрения, то рискуешь оставить в тени половину действительности. Значит, не надо терять из вида оба полюса, ничем не надо пренебрегать.
Но, чтобы начать, необходимо остановить свой выбор на одном из языков в ущерб другом}'. Мы выбрали язык социологический, но мы настаиваем на том, что в этом нет исключительности - мы оставляем за собой право вернуться к биологическому объяснению детского мышления и свести к нему то описание, которое мы попытаемся здесь дать.
Расположить наше описание с точки зрения социальной психологии, отправляясь от самого характерного в этом смысле явления - эгоцентризма детской мысли, - вот все, что мы попытались сделать для начала. Мы старались свести к эгоцентризму большую часть характерных черт детской логики» [1].
Разные исследователи (H.Hoffman, R.Selman, Г.Дюпон) вкладывали различный смысл в понятие эгоцентризма, поэтому тема эта вызывала споры и полемику авторов. В психологической литературе СССР изучению мышления ребёнка посвящён целый ряд исследований (работы П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Д. Н. Узнадзе и его сотрудников и ряд других). Советские учёные возражали Ж.Пиаже в том плане, что мировосприятие ребёнка, характеризующееся «абсолютной относительностью», не стоит называть эгоцентризмом. Такая позиция сложилась в связи с негативным взглядом, отображающим понятие «эгоцентризм» в советском обществе. Эгоцентризмом советские исследователи называли стойкую девиантную позицию человека вне зависимости от возраста, к которой приводят неправильные стили воспитания и неразвитость психики [2].
Западные последователи Пиаже, в том числе Г. Дюпон, Д.Элкинд, предполагали, что детский эгоцентризм преодолим и неразрывен с аффективным личностным опытом. В этой связи Д.Элкинд вводит новые понятия личностного эгоцентризма [3]. «Воображаемая аудитория» сопровождает ребёнка повсюду и заменяется впоследствии в процессе нормального развития отделимым понятием «общества»; «личный миф» как убеждение в собственной уникальности в области чувств и переживаний в дальнейшем взаимодействии имеет тенденцию перерастания в эмпатию лишь в случае благонастроенного мира, то есть, в первую очередь, семейной среды как первоначальной социализации.
От типа социальных отношений ребёнка напрямую зависит эгоцентричность речи и поведения подростка.
В дискуссивной среде эгоцентрическая речь подростка «затухает», вызывая внутренние сомнения или неприятие.
Кроме того – и в связи с этим в том числе, проявление эгоцентризма в речи снижается с возрастом. И если в 3 года она занимает 75%, то после 7 лет постепенно исчезает без следа, заменяясь логическими связями и сопоставлением отношений другого порядка.
И далее, проявления в подростковом возрасте в спонтанной речи эгоцентризма, следует рассматривать как последствия нарушения процессов воспитания.
Во всех случаях Ж.Пиаже имеет в виду познавательный эгоцентризм. В его интерпретации это неосознанный объективизм личного опыта, отсутствие осознания или принятия собственной субъективности при осознании объективности внешнего мира. И если подросток не может отделить себя от мира, а в поступках и явлениях не видит причинно-следственных связей, это должно явиться тревожным фактором, вызывающим необходимость коррекции мышления и непременной социализации.