Несколько иной акцент просматривается в концепции А.З. Мальковой и Л.И. Новиковой. Воспитание ими понимается как педагогически рациональное управление процессом развития человека как индивида и субъекта, как личности и индивидуальности.
Н.М. Таланчук приходит к выводу, что воспитание должно быть системно-ролевым, так как каждый человек объективно принадлежит тому социуму, где он живет, и тут же выполняет социальные роли. Социальная роль — это миссия человека, его предназначение, это реальная деятельность личности в обществе. Воспитание должно подготовить человека к выполнению социальной роли: в семье — сын, дочь,отцовство, материнство; в коллективе — трудовой, экономической, организаторской, педагогической, коммуникативной; в обществе — патриотической, политической, правовой и т.д.; в мире — интерсоциальной, геосоциальной; в «Я»-сфере — учения, самовоспитания, творчества, потребностей и др.
Сложились довольно разнообразные концепции, выражающие авторский взгляд на воспитание, — И.П. Иванова, В.М. Коротова, Я.В. Квятковского, Б.М. Йеменского, Д.М. Зембицкого и др.
Методологическую основу современных воспитательных систем представляет идея гуманизации как основа новой идеологии воспитания. История свидетельствует о том, что в критические моменты развития просвещения педагогическая мысль всегда обращалась к идеям гуманизации, усиления нравственных основ образования и воспитания. С развитием гуманитаризации образования, гуманизацией социальной среды, воспитательных отношений
Гуманистической системе воспитания противопоказаны жесткие программы, тотальная упорядоченность, личность ребенка, подчиняющаяся административным требованиям или моральному престижу коллектива.
Это новая школа с новой системой обучения и воспитания. Демократическая школа предлагает учителю и ученику вариативность в выборе подходов, направлений, способов учебно-воспитательной работы, разноуровневые программы, дифференцированное образование.
Для учебных заведений с гуманистическими воспитательными системами характерны следующие признаки:
наличие собственной идеологии школы, которая принимается детьми и взрослыми;
формирование определенного образа жизни учебного заведения, в котором преобладают позитивные ценности, динамизм;
педагогически целесообразная связь с окружающей средой учебного заведения, что определяет важность условий, в которых протекает деятельность ребенка;
гуманистический характер межличностных отношений, наличие защитной функции школы по отношению к ребенку.
Проявления таких воспитательных систем различны, но суть их одна: разрозненные воспитательные влияния переходят к целостным, что обеспечивает саморегулирующийся социальный детский организм.
История и опыт развития образования нашей страны и за рубежом показывают целесообразность гуманной системы воспитания. Именно она способна воспитать свободного человека. Практика доказывает жизнеспособность таких воспитательных систем, в основу которых положены идеи гуманной творческой педагогики как современной идеологии воспитания.
Список использованной литературы
1.Байбакова ЛА., Еремкина О.В. и др. Методика воспитательной работы. Учебное пособие. — Рязань, 1993.
2.Бондаревская Е.В., Кулъневич С.Н. Педагогика. — Москва — Ростов-на-Дону, 1999.
З.Дик Н.Ф. Личностный подход в воспитании. — Ростов-на-Дону, 1994.
4.Караковский ВА. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. — М., 1992.
5.Караковский ВА., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание, воспитание, воспитание. — М., 1996.
6.Корнетов Г. Какой быть школе XXI века// Учительская газета. 1993. №4.