Сотрудничество и взаимодействие детей между собой, с учителями и родителями возможно только тогда, когда каждый реализует свою собственную уникальность и непохожесть, признавая при этом, что и другой (другие) имеет право раскрывать свою уникальность и своеобразие.
На наш взгляд, невозможно делать это только в предметно-урочной форме, потому что она преимущественно обращается к познавательной сфере жизни и мало использует чувственно-эмоциональный опыт ребенка - важнейшую часть человеческих отношений.
Такие размышления и приводят нас к пересмотру и переделке традиционных форм организации учебно-воспитательного процесса.
Основной смысл такой перестройки - в создании учителем условий для раскрытия индивидуальности каждого ребенка, построении ситуаций, формирующих у детей опыт понимания и чувствования уникальности каждого своего товарища.
Эти условия мы раскрываем не в виде теоретической модели начального образования, а с помощью описания форм и ситуаций, в которых, надеемся, проявляется образ жизни детей, учителей и родителей нашей начальной школы.
Все меньше популярна у нас в начальной школе предметно-урочная форма образования, а все большее место завоевывает образовательное пространство.
Свободный день
В этот день отменяются все уроки, учителя отказываются от своих привычных ролей и превращаются кто в редактора школьной газеты, который набирает себе в штат корреспондентов, художников, корректоров, кто в дирижера оркестра, который создает со своими музыкантами новое музыкальное произведение, или в одного из авторов проекта игры «Волшебник Изумрудного города».
В этот день открываются клубы и студии - «В гости со своим делом», «Для рукодельных», «Для любителей приготовить что-нибудь вкусненькое», «Для желающих послушать интересную книгу и нарисовать к ней иллюстрации», «Клуб любителей приключений и чудес», «Мойдодыр», «Театр» и многие другие.
Мы рассчитываем на то, что это дает ученику начальной школы первый опыт выбора, самостоятельного планирования хотя бы одного учебного дня, поиска собственного интереса (интересного дела, близких товарищей, интересного взрослого) и, в конечном счете - опыта совместного творчества.
Свободный урок
Свободное пространство можно организовать и в рамках уроков. Выглядеть это может так: один или два урока объявляются свободными. Об этом можно сказать ребятам накануне, чтобы они заранее продумали, чем они займутся в это время. Возможны некоторые мини-проекты, развивающие или ролевые игры. Специальным образом организованное пространство в классе так же помогает ребятам найти свой интерес. Например, в своем классе мы сделали специальный стеллаж, на котором стоят корзины, в каждой из них лежит книга с описанием того, что можно сделать своими руками, и весь необходимый материал для этого. Есть большая полка с книгами, иллюстрированными энциклопедиями, набор развивающих игр, папка с заданиями для самостоятельной работы. Хорошо, если на эти уроки могут прийти старшеклассники и (или) родители. Каждый из них занимается в классе своим делом. Тогда ребенок попадает в атмосферу, где каждый чем-то занят, у каждого есть свой интерес и если ребенку трудно найти свое дело, то можно присоединиться к кому-нибудь и таким образом пополнить свою коллекцию интересов. Очень важно в конце этих уроков предоставить возможность каждому рассказать, что он делал, что получилось, и услышать, что делали другие. Здесь учитель очень часто может услышать темы для будущей жизни новых совместных проектов, которые дадут опыт проектной работы, или опыт долговременных игр, или возможности для жизни в новых тематических периодах.
Такая жизнь, строящаяся на естественном интересе детей, дает нам возможность вместе откровенно обсуждать возникшие затруднения, вести поиск путей их преодоления. Часто для выхода из трудностей надо создавать, как мы говорим, и тренинговое пространство, где будут наращиваться учебные умения.
При такой организации жизни ребятам всегда понятно, почему они сейчас работают над своим почерком, грамотностью (нельзя же выпустить книгу с ошибками), над устной речью (готовится представление собственной сказки в детском саду), над понятием задачи (надо обосновать необходимость школьной бизнес-игры, экономическую целесообразность открытия собственного магазина, кафе, фирмы).
Именно в этом есть наша попытка ответить себе на главный вопрос: что мы здесь и сейчас делаем, для чего, в чем смысл происходящего?
Первый класс
Мы пришли в 1 класс. Мы - это дети, учителя, воспитатели и родители. Мы еще мало знаем друг о друге. Нам еще только придется стать классом, найти каждому свое место, занять свою нишу и отстоять себя, научиться жить вместе.
Постепенно складывается ритм нашей жизни, вырабатываются первые правила: звонит колокольчик - начало уроков. Перемена - можно заняться своим делом (побегать, попрыгать, даже покричать), но не мешать окружающим, полазить на спортивном комплексе, установленном в классе (на нем не должно быть более пяти человек, иначе это опасно, можно упасть, столкнуться, сбить товарища). Во время сна в спальне должна быть тишина, если ты не спишь, то можно притвориться (и многие, притворяясь, засыпали), чтобы не мешать спать товарищу.
Важно, чтобы эти правила складывались совместно детьми и взрослыми, были понятны всем. Одно из правил - жалобы принимаются только в письменном виде. Однако хочется немедленно восстановить справедливость и высказать обиду. Поэтому в своем классе мы повесили почтовый ящик для жалоб. Ребенок мог написать, что случилось, кто его обидел; если он не умеет писать — рисует происшествие. С одной стороны, такой ход позволяет излить свой гнев не на окружающих, а на бумагу. С другой стороны, пока ребенок изображает случившееся, он успокаивается, сосредоточивается не на ссоре, а на письме или рисунке. Когда жалоба оформлена и опущена в почтовый ящик, ребенок спокойно включается в работу класса. В удобное время мы вынимаем все жалобы и разбираем их всем классом. Делается это так: взрослый пытается прочитать написанное или пересказать нарисованное ребенком. Чаще всего (так как дети еще плохо пишут) понять из такого письма мало что возможно. Иногда взрослый притворится, что ничего не понимает. Разыгрывается немое кино. Обидчики не рассказывают, а показывают, не дотрагиваясь друг до друга, как все было. Свидетели (дети из класса), если таковые имеются, поправляют, добавляют, исправляют поступки главных героев, но тоже без слов. Зрители задают вопросы, и герои действия пантомимой пытаются объяснить, почему и из-за чего все произошло. В процессе показа главные герои перебивают, дополняют, исправляют то, что, им кажется, было не так, по ходу придумывают то, чего не было, чтобы выглядеть более благопристойно, но свидетели начеку и немедленно вмешиваются. В итоге такого немого обсуждения и целого действа, которое со стороны выглядит очень забавно, обиды уходят, как бы стираются. На первое место незаметно выходят другие приоритеты - сыграть роль, показать себя публике, расслышать, удивить и удивиться, следить за партнерами и в итоге помириться. При этом зрительный зал покатывается со смеху и, в конце концов, сами исполнители начинают смеяться. Здесь главное - не рассмеяться учителю. Он должен с серьезным лицом досмотреть все до конца, а потом спросить, а как можно было решить проблему, из-за которой весь сыр-бор. Дети начинают показывать, как они любовно и бережно договариваются, мирно решают свои проблемы.
Постепенно жалоб в почтовом ящике становится все меньше, а через некоторое время его можно убрать совсем. Цель такой формы - снять в какой-то мере напряжение в классе, отвлечь ребят от конфликта. Здесь проявляется и другой эффект. Ребенок начинает понимать, что он недостаточно хорошо пишет, не знает некоторых букв (иногда ребенок по нескольку раз подбегает и спрашивает, как пишется та или иная буква). Ему хочется быть понятым, а для этого надо научиться писать. Но главное - это научить ребят договариваться, уступать, преодолевать минутный порыв настоять на своем любой ценой, научиться культурной коммуникации. Разумеется, одного почтового ящика здесь недостаточно. Обсуждая с ребятами нашу жизнь в классе (включая и план работы на сегодняшний день, и предстоящую олимпиаду, и поход в лес, и празднование Нового года, и домашние задания, и происшествия в классе, и события в школе и т. д.), мы старались сделать логику нашей жизни понятной ребенку. Здесь важно увидеть, понимают ли нас дети. Вербальный способ общения не органичен для шестилетнего ребенка, для него более понятен язык тела, и на нем дети свободно и адекватно «разговаривают». Поэтому одним из условий жизни шести-, семилетнего ребенка являются занятия музыкальным движением и музыкой. Главное, чтобы ребенок не просто разучивал какие-то движения, а именно разговаривал языком танца, выражал себя, свои чувства.
В своем классе мы решили поставить балет «Ежик в тумане» и показать его на новогоднем празднике. Каждый ребенок выбрал роль, и начались репетиции. Надо сказать, что работа над балетом отличалась с самого начала от репетиций в привычном смысле слова. Ребятам предлагалось под музыку попробовать сыграть образ зайчиков, лошади, ежика, тумана. Для каждого персонажа выбиралось несколько вариантов музыкального сопровождения. Оставался тот музыкальный фрагмент, под который образ получался наиболее выразительным. Эта работа была в самом начале. Мы заметили, что вместо образов из знакомой сказки у ребят начинает получаться что-то совсем другое. Они пытались рассказать языком танца не историю ежика, а свою собственную историю, то, что их волнует сейчас, чем и как они живут, как они строят отношения между собой, с нами, с окружающим миром. Страстно и экспрессивно, эмоционально, с упоением дети рассказывали нам о любви, нежности, самоотверженности, борьбе, жизни и смерти.