Смекни!
smekni.com

Современные модели организации обучения (стр. 5 из 12)

Начало балета мы назвали «Зарождение космоса». Под «кос­мическую» музыку по залу проносились кометы (мальчики) и застывали в позе, которую мы назвали «ожидание». Музыка менялась, легкие, воздушные, плывущие по поверхности появля­лись феи (девочки) - олицетворение всего живого. В руках фей были белые шелковые платки. Белый платок - символ добра, нежности, чистоты и незащищенности. Подбрасывая платки, кружась с ними, закрываясь ими и показываясь вновь, девочки-феи рассказывали нам о красоте мира, дыхании ветра, шелесте деревьев, кружении листьев и снежинок в воздухе, порхании ба­бочек. Вдруг мощный музыкальный аккорд вновь изменяет наст­роение. Кометы, которые застыли в ожидании, разделились на злые и добрые силы. И вот злые силы пытаются разрушить, унич­тожить жизнь. В музыке нарастает трагическая тема, и драма­тические события разворачиваются в спектакле. Злым силам удается отнять белые платки у фей, они погибают, и космические злодеи начинают колдовать над белыми платками, мять их, скру­чивать, варить непонятное злое варево. Эта часть балета заканчи­вается победой злых сил. Затем начинает звучать оптимистичес­кая музыкальная тема. Добрые силы вступают в борьбу со злыми, завязывается настоящий бой. Цель победы - воскрешение жиз­ни или уничтожение всего живого. В прыжках, в полете, падая и поднимаясь, добрым силам удается завладеть символом жиз­ни - белыми платками. Музыка начинает звучать светло и гру­стно, и добрые силы, дотрагиваясь платками до каждой из фей, оживляют их.

В первом варианте балета злые силы погибли. При обсужде­нии в классе, которое происходило не менее бурно, чем сам балет, мальчики, исполнявшие роль злых сил, наотрез отказались погибнуть злыми. Надо сказать, что исполнители ролей постоян­но менялись. Отыграв одну роль (злую), ребенок отыгрывал добрую, и наоборот. Но погибнуть злым не желал никто.

Эмоциональная жизнь в классе шла очень бурно. В какой-то момент обнаружилось, что пропали все белые платки. Мы нигде не могли их найти, а те, кто ими завладел, ни за что не призна­вались, где пропажа. Мы даже не знали (и не знаем до сих пор), кто виновник похищения. Перевернув вверх дном весь класс, взрослые (дети делали вид, что им ничего не известно) обнаружили платки в спальне, под матрацами. Сила страстей, их накал, важность разговора, который вели с нами дети, были таковы, что все хотели завладеть главным символом жизни -белыми платками.

Детьми предлагались разные варианты окончания спектакля. Кто-то предлагал злым силам опять превратиться в комету и уле­теть в другую Галактику, кто-то - стать камнем, можно даже драгоценным. Было предложение выпасть космическим дождем. Дети показывали недюжинные познания в астрономии, эмоции накалялись, а решение не приходило. Наконец, по предложению Вани Г. (который, кстати, первым и отказался умирать злым) решено было переколдовать злых в добрых. Под теплым и лю­бовным влиянием фей и добрых сил злые постепенно превраща­лись в добрые силы. В окончательном варианте кто-то превра­тился, кто-то находился в процессе перевоплощения, а кто-то все-таки погиб.

Чтобы разговор с детьми средствами пластики состоялся, необходим ряд условий. Вначале дети двигаются под музыку, кто как хочет. Когда ребята освоятся, можно выбрать роль, которую хочется исполнить. После того как ребенок исчерпает возможности своего пластического языка, взрослый может пока­зать ему движения, делающие танец более ярким и насыщенным, и таким образом расширить пластическую лексику ребенка. Очень важно в самом начале не сбить детей на готовые, нарабо­танные формы танца, иначе они не смогут выразить свои мысли и чувства, и этот, подчеркиваем еще раз, органичный язык детей шести - восьми лет станет обедненным, скучным и невостребо­ванным.

Желательно сделать соучастниками происходящего родителей. Мы не просто рассказали мамам и папам о том, что надо приго­товить костюм к выступлению, мы предложили им вместе с ре­бенком подумать, как он будет выглядеть. Совместно дети, роди­тели и учителя обсуждали, как лучше одеться фее, исполнителям злых и добрых ролей. Мамы приходили на репетиции, слушали музыку к спектаклю (мелодии менялись, но характер музыки ос­тавался прежним), смотрели, как пытается пластически разгова­ривать их ребенок. Позже, на импровизированном собрании, мы обсуждали с родителями, что ребята хотели сказать.

Балет, события, которые происходили в нем, стал стержнем, на который нанизывалась остальная жизнь в классе. Постепенно дети стали рассказывать о том, что они чувствуют, когда танцуют. Балет создал ту атмосферу в классе, которая так необходима для написания свободных текстов. Ниже приведены некоторые выска­зывания детей.

«Мое время сегодня легкая, воздушная фея, розовый пони, свет лучей солнца» (Настя Б.).

«Когда я танцую, я чувствую, что я как будто бы летаю в об­лаках, и я фея в космосе и пространстве» (Света К.).

«Зима, снег, вальс снежинок, снежная птица и счастье - это я» (Даша В.).

Все детские тексты обязательно прочитывались в классе. Дети вместе с учителем обсуждали написанное, и выяснялось, что мно­гие устно могут сообщить больше, чем письменно. Тем, кто мог и хотел рассказать о себе письменно, выдавались тетради (до сих пор ребята писали только на альбомных листах). Это послужило мощным стимулом к тому, чтобы скорее научиться писать тем, у кого это плохо получалось. Кроме того, придумывая названия к частям балета, дети произносили: любовь, жизнь, смерть, счас­тье, свобода. Стало возможным обсудить с детьми, что они пони­мают под этими словами, когда они чувствуют себя счастливыми, свободными и т. д. Появились целые трактаты о свободе. Егор Ю. всю вторую четверть писал только об этом. Каждый день он добавлял одну фразу к написанному ранее, и в итоге получился объемный текст о том, как он понимает свою свободу. Вот неко­торые его высказывания:

«Свобода — это когда можно бежать вприпрыжку»;

«Свобода — это когда можно кататься на велосипеде, сколько хочешь, свобода - это когда можно поваляться на диване, поесть шашлычков в лесу, почитать книжку, посмотреть телевизор».

Аня С. так пишет о свободе и счастье:

«Свобода — когда я нюхаю шиповник и он щекочет нос».

А это высказывания на ту же тему других ребят:

«Я была счастлива, когда смотрела на закат и в сердце чувст­вовала радость и благодать» (Света К.).

«Я была счастлива, когда я гуляла с мамой на море, я увидела, что море волнуется, много рыбок плавало» (Даша В.).

«Я счастлива, когда я иду и нюхаю махровый шиповник, когда я шлепаюсь в горох, он меня осыпает стручками, как дождем, мне смешно, и я счастлива» (Аня Я.).

Как можно ответить на главный вопрос: для чего нам нужен был балет и зачем такая форма работы?

Суть дела заключается в том, что, как нам кажется, одним из главных, универсальных умений каждого человека является уме­ние задавать и отвечать на вопросы: кто я такой? какой я? зачем я здесь? При помощи балета дети пытались показать себе и нам, что в каждом есть злое и доброе (недаром ребята меняли роли и все сыграли и злые, и добрые силы), что человек рождается для счастья и свободы и что главное в нем - его внутренний мир, каждый хочет быть услышанным и понятым. А это первый шаг к тому, чтобы приблизиться к своему внутреннему «Я», начать осознавать свое место в мире, строить свою внутреннюю жизнь, воспитывать в себе жизненные ценности.

Второй класс

Закончилось лето, пора в школу. Что можно придумать, что­бы, с одной стороны, не потерять так трудно зарождающуюся позицию ученика, а с другой - удержать очень важную для ребят летнюю пору в нашей школьной жизни. Все должно иметь свое продолжение, тема воспоминаний о лете активно жила у нас недель шесть, до середины октября. Вот какие формы вполне успешно использовались в классе в этой связи.

Пресс-конференция

Пресс-конференция позволяет ребятам попробовать себя в двух ролях: я - главный герой, рассказчик о летних путешест­виях, и я - корреспондент такой-то газеты или журнала, задаю­щий вопросы герою с тем, чтобы точнее представить, что дове­лось пережить ему этим летом. Учитель — ведущий конференции следит за тем, чтобы спрашивающий не переходил в позицию рас­сказчика и удерживал свою задачу - задать толковый вопрос. Очень важно поддерживать хороший темп конференции, помнить о форме обращения к коллегам: «Пожалуйста, журнал «Вокруг света», ваш вопрос». «Журналисты», конечно, заранее готовят ви­зитки, расставляют их на столах. Когда ведущий сообщает о том, что осталось время для последних трех вопросов, активность в за­ле резко возрастает. В день мы так играли минут 30—35.

Пресс-конференция - хорошая диагностика устной речи ре­бят. Выяснилось, что рассказать о своей жизни очень непросто, а тем более так рассказать, чтобы удержать внимание своих товари­щей, да еще вызвать у них желание задавать про это вопросы.

Карта летних поездок и совместные домашние задания

Какие можно было бы предложить ребятам способы представ­ления самому себе и другим своего летнего отдыха? Как можно взглянуть на себя летнего? Появилась идея - нарисовать карты путешествий, представить свою жизнь как путешествие и через логику понимания и ощущения пространства взглянуть на свою жизнь. Это было домашнее задание на выходные дни.

Очень важно точно донести смысл такой работы. Родители не контролеры и не «толкатели» детей, а равноправные соратни­ки, сотрудники в выполнении домашнего задания. Они вместе с детьми разбираются в том, что требуется сделать, вместе поды­скивают нужный материал, вместе оформляют задания. Очень приветствуется, когда часть текстов или рисунков сделана детской рукой, а часть - маминой или папиной. В 1 классе популярной и у ребят, и у мам была серия заданий «Мой первый... седьмой годы жизни». Вся семья вспоминала первые слова, первые игруш­ки и игры, любимые укромные местечки дома и на даче, первые книги и первые придуманные ребенком смешные истории. Подбирались самые интересные фотографии. В понедельник выполненные задания разглядывались и прочитывались. У каждого из ребят в классе есть папка, которая постепенно превращается в книгу «Я сам», в ней хранятся все задания, они не пропадают, а становятся страницами книги о себе.