Смекни!
smekni.com

Современный урок литературы: классификации, концепции (стр. 6 из 14)

В методике преподавания литературы поставлены как теоретические проблемы урока (типология, классификация, структура урока, его воспитательная направленность, роль в нем учебной ситуации, место урока в системе развивающего обучения, взаимодействие методов обучения на уроке), так и задачи конкретной реализации положений педагогической науки. В первую очередь следует назвать труды В.В. Голубкова и Н.И. Кудряшева. Кроме того, эта проблема нашла отражение в работах Н.А. Станчек, Н.К. Силкина, в учебных трудах под редакцией Н.О. Корста, Т.Ф. Курдюмовой, В.В. Трофимовой, Н.А. Демидовой, О.Ю. Богдановой, в работах Г.И. Беленького, Л.Н. Лесохиной, Л.С. Айзермана, Т.С. Зепаловой, Н.Я. Мещеряковой, Е.Н. Ильина и других.

В методике преподавания литературы типология с определением места урока в системе уроков по изучению темы, раздела была разработана В.В. Голубковым. Это вступительные занятия, чтение, ориентировочная беседа, анализ произведения, итоговые уроки. Классификация В.В. Голубкова несет в себе не один признак, ибо заключает в себе также способы организации урока. Н.И. Кудряшев разработал классификацию уроков литературы, исходя из специфики самого предмета: уроки изучения художественных произведений, уроки изучения теории и истории литературы, уроки развития речи.

Но, естественно, многообразие целей, содержания и методов изучения литературы требует дальнейшего уточнения классификации уроков. В каждом типе уроков теория и практика преподавания различает много разных видов уроков, а каждый вид в практике содержит разнообразные варианты уроков одного типа и вида.

Типы уроков с их различными видами и вариантами составляют систему уроков, которые в своей совокупности должны охватить все многообразие целей, содержания, методов и приемов обучения.

Рассмотрим различные типы и виды уроков. Конкретные примеры уроков приводятся на основе практики школ, получившей отражение в печати, а также из учительской и методической практики.

Уроки изучения художественных произведений

Уроки этого типа основной своей целью имеют развитие художественного восприятия эстетических и нравственных чувств, образного мышления школьников, обогащения их сознания художественными образами, нравственное, эстетическое, общественно-политическое воспитание, развитие непосредственного интереса к художественной литературе, потребности в постоянном общении с художественной книгой, с искусством, развитие умений самостоятельно разбираться в книгах, высказывать своё отношение к ним, самостоятельно находить интересные книги.

В соответствии с этими целями и содержанием этих уроков основной ведущий метод обучения - творческое чтение, а также различные сочетания этого метода с репродуктивным, эвристическим и исследовательским.

Уроки первого типа при всем их разнообразии бывают в основном трёх видов:

а. Уроки художественного восприятия произведения.

"Нравственные проблемы в произведениях В. Распутина (стилистический комментарий к эпизодам повести "Прощание с Матёрой": "Сцена на кладбище", "Прощание Дарьи с избой", "Последний сенокос на Матёре")".

б. Уроки углубленной работы над произведением.

"Обломов - коренной народный наш тип". Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти".

в. Уроки, обобщающие работу над произведением.

"Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература".

Рассмотрим конкретные примеры указанных видов.

Уроки художественного восприятия произведения.

Задача этих уроков - непосредственное общение с произведениями искусства, целостные, глубоко эмоциональные впечатления от них, затрагивающие личностные переживания; развитие культуры художественного восприятия, умения слушать или читать художественное произведение; развитие художественной зоркости; воспитание культуры эстетических и нравственных чувств, влияющих и на всё поведение учащихся.

Остановимся на нескольких из многих возможных вариантов подобных уроков.

Первый вариант

В кратком вступительном слове учитель отмечает исключительную популярность Пушкина и всенародную любовь к нему как поэту и замечательной личности и ставит проблемный вопрос: "Чем же вызывается любовь к поэзии Пушкина все новых и новых поколений, в чем секрет её неувядаемой красоты и величия?" Выслушав несколько ответов учащихся, учитель поддерживает мнения школьников, но оставляет вопрос открытым, говоря, что вернется к нему в конце изучения темы.

А сейчас вспомним, что уже читали раньше, прочитаем новые произведения.

После короткой беседы учитель читает наизусть стихотворение "Цветок засохший, безуханный" или "Эхо" и в краткой характеристике стихотворения ведёт учащихся к мысли Белинского о том, как самый, казалось бы, обыденный факт жизни превращается у Пушкина в поэтическую картину, проникнутую глубоким и гуманным чувством. Учитель предлагает учащимся по их выбору читать на этом и последующих уроках стихи поэта, включает (в записях) чтение мастеров художественного слова. Если учащиеся с интересом и волнением слушали произведения поэта, прикоснулись к мысли о Пушкине как поэте действительности, мысли, которая будет развиваться в дальнейшем, и уходят с желанием читать Пушкина, урок достиг цели.

Второй вариант.

Задача его в основном та же - возбуждение интереса к поэзии Пушкина, но отправным пунктом могут быть впечатления от дорогих памятных мест, связанных с жизнью и творчеством поэта. Это может быть кинофильм о Михайловском, диапозитивы "Пушкинский заповедник", так называемая "воображаемая" экскурсия по пушкинским местам (Михайловское, Тригорское, Пушкинские горы), сопровождаемая чтением стихов поэта, беседой с учащимися о его произведениях и с тем же заданием: подготовить по своему выбору выразительное чтение стихов, отрывков из крупных произведений.

Третий вариант.

Заранее подготовленные во внеурочное время ученики выступают с чтением отрывков из сказок, поэм, "Евгения Онегина", небольших фрагментов из "Бориса Годунова" или "маленьких трагедий", из прозы Пушкина. Цель: на первом же уроке показать богатство жанров, тем, образов творчества поэта. Если двое или трое учащихся читают одно и то же стихотворение, отрывок, главное внимание надо уделять оттенкам в понимании текста (логическое ударение, интонация, передача чувств), а не примитивной оценке: кто прочитал лучше и кто хуже. Такое сопоставление оттенков понимания текста имеет большое значение в развитии художественной чуткости учащихся. Чтение, следовательно, сопровождается небольшими замечаниями слушателей и учителя. Задание для дальнейших занятий то же, что и на уроках, описанных выше.

Четвёртый вариант.

Непосредственное художественное воздействие изучаемых произведений на школьников должно постоянно поддерживаться учителем. Это воздействие тем сильнее, чем глубже в содержание и форму проникает мысль учащихся. Научный анализ должен углублять художественное восприятие. При изучении больших тем (как тема "А.С. Пушкин - родоначальник русской национальной литературы") возможны отдельные уроки, посвященные художественному восприятию. Например, изучение лирики Пушкина заключается специальным уроком, на котором небольшие сообщения восьмиклассников о мотивах лирики поэта или о наиболее характерных идейных и художественных достоинствах ее сопровождаются подготовленным, продуманным чтением, основанным на предварительном анализе избранных стихов. На уроке может быть прослушано в записи (проигрыватель, магнитофон) чтение одних и тех же стихов разными исполнителями (артистами, мастерами художественного слова) с их сравнительной оценкой. Могут быть прослушаны и романсы на слова Пушкина. При этом главная задача урока - активизация именно художественных впечатлений и переживаний учащихся. Аналогичным образом могут быть построены уроки в процессе изучения романа "Евгений Онегин".

Пятый вариант.

Урок художественного чтения, или, как иногда его называют, урок-концерт. Последний термин отражает сущность такого вида урока в том отношении, что школьники выступают с продуманным чтением произведений на основе предшествующего их изучения и что главная задача: художественное восприятие, более глубокое, чем первоначальное. Но термин "концерт" несколько снижает обучающую функцию урока, которая должна быть выдержана везде. В этом отличие урока-концерта от литературного утренника или вечера. Задача такого вида заключительного урока многообразна: это возвращение к прочитанному ранее с высоты приобретенных знаний и опыта чтения; это развитие умений выразительного чтения текста; это и обращение к новому материалу.

Первые три варианта целесообразно проводить в начале изучения темы, четвёртый - в середине, пятый - в конце. Для всех этих уроков характерен метод творческого чтения в сочетании с эвристическим.

Уроки углубленной работы над текстом.

Для того, чтобы школьники стали внимательными, чуткими к художественной литературе читателями, чтобы они испытывали благотворное нравственное и общекультурное влияние художественных произведений, чтобы вырабатывали эстетический вкус, их надо учить понимать сущность данного вида искусства, его специфический язык. Но этим общим языком искусства слова каждый писатель пользуется своеобразно. Надо учить школьников все более основательно и сознательно следить за мыслями писателя, за логикой его образов, понимать произведение как художественное единство. Это очень сложные умения, требующие размышлений, сопоставления, анализа и синтеза.

Обучение этим умениям связано с рассказом учителя, показом способа действия, самостоятельной работой учащихся нередко сначала по образцу, затем по усвоенному методу работы. Наиболее характерные методы для этого вида уроков - эвристический в сочетании с репродуктивным и частично с исследовательским.