Один из способов принижения военного искусства Советских Вооруженных Сил, проявленного в Великой Отечественной войне, — дискредитация наших прославленных военачальников. Больше всего досталось Г.К.Жукову. И это нам не ново. Напомним, что к середине XIX в. А.В.Суворов был почти забыт. Однако, когда после Крымской войны нужно было возрождать российское воинство, прежде всего взялись за пробуждение преданных забвению суворовских традиций. И в наше трудное время для России вдохновляющий пример самоотверженного и доблестного служения своему Отечеству наших прославленных полководцев, их военное наследие особенно необходимы. Утверждение их доброго имени имеет большое нравственно-воспитательное значение.
Никоим образом не может быть принято и нигилистическое ниспровержение всего, что было сделано во время Великой Отечественной войны во имя победы, унижение святого подвига участников войны. Особенно недопустимы и кощунственны смакование и злорадство по поводу наших больших потерь и имевших место неудач. В связи с этим нельзя забывать совет, который дал историкам Н.М.Карамзин. "Историк, — писал он, — должен ликовать и горевать со своим народом. Он не должен, руководимый пристрастием, искажать факты, преувеличивать счастье или умалять в своем изложении бедствие; он должен быть прежде всего правдив, но может и даже должен все неприятное, все позорное в истории своего народа передать с грустью, а о том, что приносит честь, о победах, о цветущем состоянии говорить с радостью, энтузиазмом" [4]. Рассматривая важнейшую государственную задачу военно-патриотического воспитания учащихся, необходимо постоянно помнить, что она не может быть успешно решена без создания системы аргументации, способной на основе исторически достоверных фактов донести до сознания новых поколений все величие российского народа и показать несостоятельность фальсификаторов истории.
В настоящее время в подростковой среде встречаются проявления экстремизма и неонацизма. Это не случайно, и связано, прежде всего, с тем, что в ряде учебников истории присутствуют чужеродные идеи, принижающие победу советского народа в Великой Отечественной войне. Эти идеи искажают сознание учащихся, что становится общегосударственной проблемой, а не только проблемой подрастающего поколения. Нельзя допускать, чтобы потомки героев, погибших на фронтах войны, возводили в культ идеи нацизма и насилия. Это преступление перед памятью павших, это оскорбление их подвига. Нельзя допускать глумления над прошлым — "выстрелишь в прошлое из ружья, оно отзовется из пушки".
Сейчас в западных и российских СМИ нередки случаи фальсификации предпосылок, хода и итогов Второй мировой войны. Например, на Западе ответственность за ее развязывание однозначно возлагается на СССР. Он якобы накануне осуществлял агрессивные приготовления и готовился к захвату Европы. Что касается фашистской агрессии против Советского Союза, то она подается как акция предупредительная, превентивная. "Не начни войну Гитлер, ее начал бы Сталин" [цит. по: 5, с. 29]. Эти же лживые утверждения пропагандирует В. Резун в книгах "Ледокол", «День "М"», "Последняя республика", издаваемых в России массовыми тиражами. В США и в Англии в СМИ обывателям внушается, будто не СССР сыграл решающую роль во Второй мировой войне, а именно эти страны.
В российской печати есть выступления, в которых высказывается сомнение в достоверности научных и литературных трудов о Великой Отечественной войне. Например, А.Пастернак в статье "Такая неизвестная известная война" утверждает, что о ней мы до сих пор мало что знаем", хотя ей посвящено немало фильмов и литературных произведений. Поэтому он ждет, что кто-либо из больших писателей "резанет нам правду-матку о том, что война эта, даже если она очистительная, — свинство". Автор предлагает в связи с этим пересмотреть оценки войны, "переставить акценты в освещении Великой Отечественной, ...дабы воспитать отвращение к войне как таковой... Чтобы при одном виде автомата возникали рвотные спазмы. Война — это бойня, где все перемешано, где нет морали, даже если война справедливая и освободительная" [6]. И это говорится о сражениях, где высшая мораль состояла в защите Отечества, ибо речь шла о жизни и смерти советского народа. Какими бы соображениями ни руководствовался А.Пастернак, но называть Великую Отечественную "свинством" и воспитывать на ее примере отвращение к войне как таковой — значит утверждать безнравственность, по сути проповедовать отказ от защиты своего Отечества.
В связи с вышеизложенным уже давно настала необходимость написания отдельного школьного учебника по истории Великой Отечественной войны (в контексте Второй мировой) и преподавания этого исторического наследия в рамках отдельного школьного предмета или курса, как, например, это делается в Республике Беларусь. Изучение этого периода истории Отечества является главным в процессе военно-патриотического воспитания учащихся. Подвиг советского народа еще не раскрыт, не оценен до конца.
Немаловажную роль в военно-патриотическом воспитании и начальной военной подготовке учащихся играет и то, по каким программам и учебникам изучается в средних учебных заведениях курс "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ). Этот курс появился в средних учебных заведениях, согласуясь с требованиями и условиями нашей жизни. Но до сих пор не устоялась его программа, добавляются новые разделы, все время расширяется перечень плановых тем. При этом в существующих программах есть много лишнего, ненужного, данного как бы про запас, на всякий случай, и в то же время многие вопросы, оказывающие влияние на жизнь и безопасность граждан, остаются за рамками курса. Например, во все существующие программы и учебники по курсу ОБЖ входят вопросы по основам военной службы. Но сделано это на самом примитивном уровне — путем компиляции уставов Вооруженных Сил. А вот вопросы, напрямую связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности в армейских условиях в мирное время, здесь даже не упоминаются, как будто таких проблем не существует.
Вообще, вызывает недоумение: почему только вопросы военной безопасности включены в курс ОБЖ? Военная — одна из составляющих национальной безопасности. Помимо нее существует и внутренняя безопасность (противопожарная оборона, охрана общественного порядка, борьба с преступностью и терроризмом, обеспечение здоровья граждан страны и предотвращение демографической катастрофы и др.), а еще есть информационная, экологическая, экономическая и др. Есть безопасность, которая обеспечивается органами ФСБ, МВД и таможенным контролем. Они борются с контрабандой наркотиков, разграблением страны, осуществляемым путем незаконного вывоза из нее капиталов, культурных ценностей, природных и других богатств. Есть еще и международная безопасность, обеспечиваемая совместными усилиями в рамках ООН, ОБСЕ и других сообществ, призванных предотвращать природно-техногенные катастрофы, разрешать глобальные экологические проблемы, бороться с терроризмом и т.д. Вместе с тем следует заметить, что в настоящее время в России на передний план выходят задачи обеспечения внутренней безопасности — духовно-нравственной, экологической, экономической; усиливается борьба с терроризмом, коррупцией, преступностью. Однако все это множество вопросов авторы программ и учебников по курсу ОБЖ почему-то оставляют без внимания.
Весь мир давно уже понял, что победить Россию военной силой невозможно. Поэтому против нее стали использовать идеологические, экономические и другие невоенные методы борьбы.
С распадом СССР и организации Варшавского Договора "холодная" война против России со стороны Запада не закончилась. Теперь его прагматичной целью стал распад Российской Федерации, получение беспрепятственного доступа к ее богатейшим природным ресурсам, превращение территории страны в свалку для радиоактивных и других видов отходов, а населения — в источник дешевой рабочей силы, находящейся в полной зависимости от "подачек" со стороны Запада.
Для достижения этой цели необходима не только военная сила, нужны агенты влияния и СМИ, оболванивающие народ, нужны олигархи, грабящие страну, нужны алкоголь и наркотики, превращающие людей в послушных животных. Особые надежды возлагаются на разжигание внутренних противоречий (национальных, религиозных, имущественных и др.), рост преступности, децентрализацию государственного управления и т.п. Однако ни в одном учебнике по ОБЖ нет материалов о том, как обеспечить национальную безопасность, кроме как военной силой.
В настоящее время, прежде всего, нужно определиться с тем, что включать в план изучения в рамках курса ОБЖ, а что в рамках других предметов и курсов, и не смешивать несовместимое. Например, вопросы изучения военной службы, на наш взгляд, более правильным было бы вынести в отдельный предмет, как это было до распада СССР. Это позволило бы в большем объеме и с большей эффективностью изучать вопросы строительства Вооруженных Сил, традиций и символов армии и флота, отрабатывать строевые приемы, обучать основам тактики общевойскового боя, огневой подготовки, военной топографии и т.п.
Наряду с отмеченными недостатками, анализ содержания учебников и учебных пособий по курсу ОБЖ показал следующее. Во-первых, по форме они ближе к монографиям, где нет распределения материала по разделам, темам и вопросам в соответствии с бюджетом времени, выделенного как в целом на курс, так и на отдельный урок или лекцию. Их структура произвольная, по ним очень трудно давать задания учащимся. При изложении материала больше внимания в них отводится тому, что надо делать в тех или иных чрезвычайных ситуациях, и очень мало говорится о том, как это делать. Избыточность информации вкупе с поверхностностью делают материал трудно усваиваемым и неинтересным для учащихся.