Смекни!
smekni.com

Создание педагогических условий в семье для развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности (стр. 1 из 7)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Кафедра педагогики и методик дошкольного образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

на тему: «Создание педагогических условий в семье для развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности».

Специальность 031100

Студентка ЗДШ – 41

Извозникова Татьяна Викторовна

Научный руководитель

Виноградова М.А.

г.Череповец

2007г.
Содержание

Введение

I. Теоретические подходы к проблеме создания педагогических условий в семье для развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности детского музыкального творчества в семье

1. Понятие детского творчества

1.1. Определение детского творчества

1.2. Виды и особенности детского творчества

1.3. Педагогические условия для развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности

2. Семейное воспитание

2.1. Особенности воспитания ребёнка в семье

2.2. Воспитательный потенциал семьи как важный фактор успешного развития ребёнка

II. Практическое изучение создания педагогических условий для развития детского музыкального творчества в семье

1. Выявление уровня развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности

2. Изучение организации педагогических условий для развития детского музыкального творчества в семье

3. Методические рекомендации по созданию педагогических условий для развития детского музыкального творчества в семье

Заключение

Литература

Приложения


Введение

Проблема творчества в дошкольной педагогике всегда была одной из самых актуальных. Творческие личности требовались всегда, так как они определяли прогресс человечества.

Исследования современных педагогов и психологов указывают на то, что творческие процессы обнаруживаются уже в раннем детстве. Выготский Л.С. считает, что одним из важных вопросов детской педагогики и психологии является вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребёнка (2, С.7). Уже в самом раннем детстве можно увидеть проявления творческих процессов, которые наиболее ярко просматриваются в играх детей. Игра ребёнка – это не простое воспоминание о пережитом. Это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка. Дети могут воображать езду на лошади, сидя на деревянной палке верхом, перевоплощаться в моряков, продавцов, космонавтов и т.д. в сюжетно-ролевых играх. Это является примером самого настоящего детского творчества.

В отечественной и зарубежной педагогике и психологии считается, что дошкольный возраст является сенситивным для развития детского творчества. Это связано с особенностями протекания отдельных психических процессов, которые оказывают влияние на внутреннюю позицию ребёнка, на его отношение к окружающему. Поэтому решение проблемы развития творчества начинается с раннего детства.

Как отмечает Т.Н.Доронова, у детей в возрасте 6-7 лет происходит резкое снижение интереса к творческой деятельности. Это можно объяснить тем, что в связи с общим развитием и накоплением своего опыта у детей появляется адекватная самооценка. Они стесняются своих работ, если что-либо не получается, отказываются показывать их окружающим. В результате у ребенка может появиться неуверенность в себе и своих возможностях, что отрицательно сказывается на развитии его творческих способностей, а также и на общем психическом развитии и эмоциональном благополучии.

И всё же многие педагоги считают период дошкольного детства благоприятным для развития детского творчества, а рисование, лепка, игра рассматривается учёными и педагогами как важнейшие сферы детской деятельности для развития общего психического развития ребёнка и формирования специальных умений и навыков, так необходимых для его успешного обучения в школе.

Не все родители понимают, как важно развитие творческих способностей детей для их дальнейшего развития и обучения. Многие считают, что намного важнее обучать ребёнка чтению и математике. Но данные, полученные известными нейропсихологами В. Д. Еремеевой и Т. П.Хризман (5, С. 65), указывают на положительное влияние эстетического развития ребёнка и его творческих способностей на уровень подготовки детей к школе.

Масару Ибука в своей книге «После трёх уже поздно» тоже касается вопроса о развитии творческих способностей детей. Автор считает, что творчество - «это свободный полет воображения, это обостренная интуиция, которые могут выливаться в изобретения и открытия». Он предполагает, что «успехи творчества уходят корнями в субъективное эмоциональное восприятие и опыты раннего детства. Другими словами, детские фантазии, кажущиеся взрослым такими далекими от реальной жизни, на самом деле являются зародышами творчества» (12). Эти утверждения ещё раз указывают на то, что необходимо как можно раньше создавать условия для развития творческих способностей детей.

Среди современных исследований в области педагогической науке имеются многочисленные свидетельства того, что приоритетная роль в развитии личности ребёнка отводится семейному воспитанию. В последние годы семья стала объектом исследования, в результате чего появилась возможность более глубокого изучения семьи как социального института воспитания.

В семье обычно отсутствует жёстко заданная система взаимоотношений по вертикали, строгая структура власти с заранее предписанными ролями и статусом. Контакты между членами семьи строятся на основе родства, любви, привязанности, доверия, характеризуются открытостью и эмоциональностью. Для ребенка семья является наиболее мягким и наименее ограничивающим типом социального окружения, а эмоциональный компонент в семейном воспитании преобладает над рациональным. Как отмечает О.Л.Зверева, дошкольное детство – это период высокой чувствительности ребёнка к воспитательным воздействиям и влияниям среды. Именно в этом возрасте создаётся основа, на которой базируется всё последующее обучение и воспитание. Поэтому семья в воспитании дошкольника играет важную роль. Часто она бывает единственной средой, формирующей его личность (6, С.32).На сегодняшний день область семейного воспитания менее изучена по сравнению с воспитанием общественным, так как семья является довольно сложным предметом научного исследования. Не все люди охотно пускают в свою семейную жизнь посторонних, даже если это исследователи. Кроме того, для исследования семьи необходима разработка и применение методов, которые отличаются от используемых в педагогике при изучении воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Актуальность нашего исследования определяется необходимостью более глубокого изучения проблемы создания условий для развития детского музыкального творчества в семье.

Целью данной работы является изучение создания педагогических условий в семье для развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности.

Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить подходы к понятию детского творчества, выделить его виды и особенности.

2. Определить условия, необходимые для развития детского музыкального творчества.

3. Обосновать важность создания педагогических условий в семье для развития музыкального творчества детей.

4. Провести диагностику уровня развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности.

5. Изучить создание педагогических условий для развития детского музыкального творчества в семьях детей.

6. Проанализировать полученные результаты и разработать методические рекомендации.

Гипотеза: на развитие творческих способностей детей в музыкальной деятельности могут оказывать влияние педагогические условия, созданные в семье.

Объектом исследования в данной работе являются творческие способности детей в музыкальной деятельности.

Предмет исследования – создание педагогических условий в семье для развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности.

Методы исследования – анализ психолого-педагогической литературы, диагностика творческих способностей детей в музыкальной деятельности, анкетирование родителей.


I. Теоретические подходы к проблеме создания педагогических условий в семье для развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности.

1. Понятие детского творчества.

1.1. Определение детского творчества.

Проблемой творчества занимались многие исследователи, такие, как Л.С. Выготский, Б.М.Теплов, Н.А.Ветлугина. Рассмотрим, как они раскрывают определение творчества.

Л.С.Выготский утверждает, что «творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке» (2, С.3).

Исследователь выделяет два вида деятельности человека: воспроизводящую (репродуктивную) и комбинирующую (творческую). Воспроизводящая деятельность связана с памятью человека. Человек воспроизводит или повторяет раньше создавшиеся и выработанные им в прошлом приёмы поведения, воскрешает следы от уже имевших место ранее переживаний. В этих случаях деятельность не создаёт ничего нового, а основывается на повторении того, что уже было.

Результатом комбинирующей (творческой) деятельности является создание новых образов или действий. Как отмечает Л.С.Выготский, мозг является органом не только сохраняющим и воспроизводящим наш прежний опыт, а также органом комбинирующим, творчески перерабатывающим и созидающим из элементов прежнего опыта новые положения и новое поведение. «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращённым к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее» (2, С.5).