Однако другая часть ведет себя иначе. Эти осужденные не желают учиться и работать, отрицательно относятся к воспитательным мероприятиям, стремятся извлечь выгоду из различных своих действий, завоевать авторитет любым способом, вплоть до нарушений режима и совершения преступлений. Вместе с тем и эта категория осужденных неоднородна, в ней можно выделить три основных типа поведения, каждый из которых имеет свои особенности:
• Для первого типа характерны недисциплинированность, проявление грубости, притеснение более слабых, участие в группировках, т. е. допущение мелких нарушений.
• Второй тип характеризуется драками и избиением неугодных, тягой к «воровским традициям», допущением грубых нарушений.
• Наиболее сложным является тип поведения, для которого характерны стремление к созданию группировок отрицательной направленности, злобность, цинизм, мстительность, враждебное отношение к администрации, склонность к нарушениям режима и преступлениям, внушение окружающим идеи о своей исключительности, превосходстве над другими осужденными.
Особая категория несовершеннолетних осужденных — те, поведение которых только внешне соответствует режимным требованиям: они ведут скрытый образ жизни и при определенных условиях могут нарушать дисциплину и совершить преступление. Частыми нарушителями дисциплины являются и осужденные с отклонениями в психике, многие из которых до совершения преступления состояли на учете в психдиспансере. Очевидно, что необходимо отдельное содержание таких осужденных, однако в настоящее время они отбывают наказание в общих воспитательных колониях [см. 30 - с. 92].
Особенности общения несовершеннолетних осужденных. На несовершеннолетних большое влияние оказывает начальный период пребывания в воспитательной колонии, адаптации к условиям жизни. Адаптация может быть положительной и отрицательной, но может иметь черты и той и другой. В течение этого периода идет борьба за достойное место, распределяются социальные роли, обусловленные статусом подростка, который он имел до осуждения или приобрел в следственном изоляторе. Данный период характеризуется возрастанием числа нарушений режима и преступлений.
Условия изоляции значительно влияют на характер общения осужденных. Общение в режимных учреждениях делится на две сферы: официальную и неофициальную. Официальное общение регулируется режимом отбывания наказания и правилами внутреннего распорядка, неофициальное — нормами «другой жизни», разграничивающими осужденных на категории в соответствии с местом, занимаемым в системе неформальных отношений. Стратификация заключается в жестком делении несовершеннолетних осужденных на «своих и чужих», в определении статуса осужденного в своей группе. Более высокий статус занимают осужденные-рецидивисты, имеющие широкие преступные связи.
Несмотря на большое количество группировок все осужденные делятся на две основные группы:
— с высоким статусом — устойчивые, «пацаны»;
— с низким статусом — отверженные, «опущенные», «обиженные» .
Каждая из этих групп имеет собственные группировки, что порождает большое количество конфликтных ситуаций.
Статус новичка в воспитательной колонии обычно определяется путем «прописки». Новенького проверяют на находчивость, сообразительность, умение постоять за себя. Часто эти испытания носят жестокий и изощренный характер, существует определенный риск для здоровья испытуемого.
Существенное отличие несовершеннолетних осужденных от взрослых заключается в отсутствии у большинства подростков определенных жизненных планов, перспектив на будущее, что значительно осложняет воспитательную работу с ними.
Итак, характеристика личности и групп осужденных несовершеннолетних обусловлена следующими особенностями:
1. возрастные особенности
— бурное физическое развитие организма,
— нравственная неустойчивость,
— неадекватная самооценка (завышенная, заниженная),
— процесс интенсивного формирования воли,
— противоречивость мировоззрения;
2. педагогическая и нравственная запущенность
— наличие неорганизованного свободного времени,
— низкий образовательный, духовный и профессиональный уровень;
3. проблемы в семье
— отсутствие родителей или неполная семья,
— антиобщественные проявления родителей, родственников;
— разрыв родственных связей;
4. мотивы совершения преступлений
— иметь то, чего не может купить,
— продемонстрировать взрослость, получить одобрение группы,
— слабое осознание того, что совершает преступление;
5. склонность к девиантному поведению
6. подчиненность взрослым преступникам
7. низкая правовая культура
8. противодействие воспитанию и режиму учреждения
9. возможность адаптирования к условиям учреждения
10. стратификация осужденных (статусно-ролевые отношения)
11. отсутствие определенных жизненных планов [см. 9 - с. 133].
Таким образом, несовершеннолетние осужденные — это лица с незавершенным процессом социализации личности, предполагающей усвоение разнообразных социальных ролей, приобщение к системе социальных связей и отношений и т. д. Вместе с тем направление подростка, признанного виновным в совершении преступления, в исправительное учреждение закрытого типа, каким является воспитательная колония, прерывает начатый процесс социализации личности и, конечно же, еще более осложняет его нормальное развитие. Ведь незавершенный процесс социализации приходится продолжать в условиях изоляции от общества, что противоречит сути данного процесса. Однако полностью отказаться от применения в отношении несовершеннолетних преступников наказания в виде лишения свободы не представляется возможным, так как многие из них представляют серьезную опасность для социального окружения, в силу чего необходима их изоляция от общества. Возникает противоречие: одновременная необходимость изоляции подростка от общества и завершения процесса его социализации.
Как показывает отечественный и зарубежный опыт, усиление репрессивных мер, ужесточение наказаний не могут рассматриваться как эффективный путь решения проблем роста масштабов преступности несовершеннолетних. Искоренение преступности — это прежде всего проблема социальная. Уровень преступности может последовательно сокращаться только в том случае, если будут столь же последовательно устраняться порождающие ее социальные факторы.
В целях комплексной и наиболее эффективной борьбы с преступностью несовершеннолетних планируются и осуществляются государственные национальные программы. Так, например, в 70-е годы в США на улучшение социальных, бытовых, культурных и материальных условий жизни делинквентной молодежи было направлено 36 программ, на совершенствование правоприменительной практики по уголовным делам (в том числе и для несовершеннолетних) — 13 программ. В начале 90-х годов в США действовало 65 программ по борьбе с делинквентностью среди молодежи. В развертывании данных программ участвовали семь федеральных ведомств и две специализированные организации, которым конгресс выделил для этого 15 млрд.долларов.
Экспертная комиссия Европейского парламента в 1996 г., рассмотрев проблемы преступности среди несовершеннолетних, разработала предложения по повышению эффективности борьбы с преступностью среди несовершеннолетних и молодежи, которые, в основном, сводятся к следующему: необходимо существенно активизировать сотрудничество полиции, социальных учреждений и национальных органов по делам несовершеннолетних и молодежи в области предупреждения преступности; изменить практику уголовного преследования несовершеннолетних правонарушителей и прекратить производства по таким делам; полностью исключить из полицейской практики случаи ареста несовершеннолетних правонарушителей и их содержание в камерах предварительного заключения; ограничить двумя годами с возможностью досрочного освобождения срок отбывания подростками наказания. В целом же предпочтение должно отдаваться перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей без помещения в исправительные учреждения [см. 50 - с. 237].
С этими предложениями экспертной комиссии Европейского парламента совпадают точки зрения специалистов в США. По мнению О. Реймера (одного из авторов проведенных исследований в США), необходимо в дальнейшем централизовать весь государственный аппарат борьбы с детской и молодежной делинквентностью. Одновременно им ставится вопрос о целесообразности сохранения нынешней правоприменительной политики в области борьбы с преступностью несовершеннолетних и молодежи, которая, как показывает практика, не дает положительных результатов. Он считает, что американские законодатели должны решить, какому направлению отдать предпочтение: профилактике правонарушений, вопросам принуждения и ужесточения наказания или же формированию более гибкой и дифференцированной политики, к которой призывают многие видные ученые-юристы и представители правоохранительных органов [см. 8 - с. 69].
Нельзя не согласиться, на наш взгляд, с тем, что для того, чтобы добиться реально ощутимых результатов в области борьбы с преступностью несовершеннолетних и молодежи, необходима гибкая и дифференцированная политика, причем проводимая не узковедомственно, а в государственных масштабах. Кроме того, видится необходимым учитывать при разработке концепции борьбы с преступностью несовершеннолетних следующие факторы: во-первых, предрасположенность подростков к совершению противозаконных действий во многих случаях исчезает без какого-либо внешнего воздействия после завершения процесса становления личности, и, во-вторых, репрессивные меры со стороны государственных учреждений часто приводят к негативным последствиям.