Самоопределение личности предлагает нахождения его определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни.
Самореализация предлагает реализоваться человеку активности в значимых для него сферах жизнедеятельности или взаимоотношений.
Самоутверждение – достижение субъективной удовлетворенности результатам или процессом самореализации.
Различные задачи имеют разную меру настоятельности в зависимости от половозрастной и социокультурной принадлежности человека.
Существует два подхода к пониманию сущности социализации, различающими представлениями о человеке и его роли в процессе собственного развития. Так одни исследователи указывают, что содержания процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производственной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами ит. д. Это характеризует человека как объект социализации.
Другой подход связан с тем, что человек становится полноценным членом общества, выступая не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект он усваивает социальные нормы, культурные ценности общества в единстве с проявлением своей активности, саморазвитие, самореализации в обществе, то есть не только адаптируется к обществу, а активно участвует в процессе социализации, а влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства. Именно второй подход наиболее соответствует современному гуманистическому мировоззрению. Социализируясь, человек не только обобщается опытом, но реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и на окружающих людей.
Человек не играет пассивной роли в своем социальном становлении. Он имеет определенные задатки, у него формируется индивидуальность, он активен в освоении своего социального опыта. Поэтому можно говорить о том, что все люди, усваивая вроде бы одновременно общий для всех социальный опыт, делают это каждый по-своему.
Процесс социализации существенным образом зависит от тех норм, принятых в обществе, которые регулируют требования предъявляемые обществом человеку, и обеспечивают его адекватное включение в социальную деятельность.
Те группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными «трансляторами» социального опыта, получали название институтов социализации [3].
Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия и общения, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребёнка «Я – образа». Большое значение имеет и состав семьи, и степень её сплочённости и способы разрешения конфликтов. По-видимому, именно в семье сознательно или бессознательно формируется представление о правах ребёнка.
Роль семьи как института социализации зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм даже от места проживания.
Несмотря на то, что современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах, ее роль в процессе социализации всё же остаётся весьма значимой.
В ситуациях острых социальных кризисов семья оказывается для ребёнка ячейкой, где гарантируется его безопасность. Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа.Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но, кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле.
По сравнению с семьёй школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах.
Тем не менее, школа так или иначе, задаёт первичные представления человека как гражданину и, следовательно, способствует его вхождению в гражданскую жизнь.
Школа расширяет возможности ребёнка в плане его общения: здесь кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации.
Для социальной психологии особенно важен акцент в исследованиях на проблемы старших возрастов, на тот период жизни школьника, который связан с юностью.
С точки зрения социализации это чрезвычайно важный период в становлении личности, период «ролевого моратория», поэтому, что он связан с постоянным осуществлением выбора: профессии партнёра по браку, системы ценностей. Юность с этой точки зрения – хорошая естественная лаборатория для социального психолога: это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений [17].
В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как вуз.
Для личности небезразлично, в условиях какой большой группы осуществляется процесс социализации. Сам институт социализации, осуществляя своё воздействие на личность, как бы сталкивается с системой воздействия, которая задаётся большой социальной группой в частности через традиции, обычаи, привычки, образ жизни. От того, какой будет та равнодействующая которая сложится из систем таких воздействий, зависит конкретный результат социализации.
Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда так называемых механизмов. Существуют различные подходы к рассмотрению механизмов социализации.
Обобщая имеющиеся данные, можно выделить несколько универсальных психологических и социально – педагогических механизмов социализации.
К психологическим механизмам социализации можно отнести следующие.
Имприптинг(запечатление – впечатывание) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатлеть каких-либо образов, ощущений и т.п. Так, травматический опыт, полученный в раннем или дошкольном детстве (до 6 лет) – унижение, жестокое обращение и пр., – оставляя свой отпечаток в эмоциональной сфере личности, может сказаться в «отсроченном эффекте», породив жестокое или агрессивное поведение, эмоциональную холодность и т.п. Другой пример – запечатленный в подростковом или юношеском возрастах (а иногда и раньше) образ «прекрасной дамы» может помешать нормальным отношениям с женщинами и отрицательно сказаться в супружестве, ибо определяет завышенный уровень требований к партнерше [3].
Экзистенциальный нажим(от лат. ex(s) istentia– существование) – влияние условий бытия человека, определяющее овладение им родным языком (в раннем детстве) и неродными языками на других возрастных этапах (в ситуации изменения языковой среды), а также неосознаваемое усвоение норм социального поведения, непреложных в его социуме и необходимых для выживания в нем.
Подражание– произвольное и непроизвольное следование каким-либо примерам и образцам поведения, с которыми человек сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми (в первую очередь со значимыми лицами), а также предлагаемыми средствами массовой коммуникации.
Идентификация(отождествление) – эмоционально-когнитивный процесс усвоения человеком норм, установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодействии со значимыми лицами и референтными группами.
Рефлексия– внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные нормы, ценности, поведенческие сценарии, свойственные семье, значимым лицам, обществу сверстников, различным социально-профессиональным и этноконфессиональным слоям и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог: между различными «Я»человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии, человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого [1].
Социально-педагогический механизм раскрывает значение педагогического влияния на процессы социализации в конкретных условиях среды (социокультурных, природных, экологических, социальных – бытовых, этнокультурных) и выполняет роль посредника между инвалидом и его ближайшим окружением, отдельными отраслями научного знания: социологией образования и культуры, педагогической психологией и диагностики, педагогической этнологией, дидактикой, педагогической этикой. Поиск механизмов педагогических компетентного вмешательства в различные, в том числе кризисные личностно – средовые ситуации и даже как фактор, стимулирующей гуманно – оринтированные политические и управленческие решения, дающей направления социальной практики, социальной политики.
Из вышесказанного следует, что социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, агентами, с помощью различных механизмов, которые не только дополняют друг друга, но в той или иной мере рассогласованы и противоречат друг другу. Все это объективно обусловливает определенную степень автономии человека, которая необходима для формирования личности, способной принимать решения, противостоять внешнему давлению и т.п.
Рассматривая особенности социализации детей сирот, необходимо разобраться прежде всего в наиболее общих подходах к этому явлению.
Под социализацией понимают процесс становления человека в системе социальных отношений как компонента этой системы, то есть человек становится частью социальной общности, какой-либо группы людей, организации. При этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируется качества личности.